Рабочая программа по русскому языку 6 класс по уч.Т.А.Ладыженской и др.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Бочкарева Ольга Сергеевна

Рабочая программа, состаящая из пояснительной записки и поурочного планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6_klass.rar146.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля. Измерители

Информационное сопровождение

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Русский язык  -  один из развитых языков мира (1ч)

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Вводный урок

Практикум

Содержание

и структура учебного пособия. Язык как средство общения, его богатство, образность, выразительность. Притча о языке

Знать содержание и структуру учебного пособия, основные средства художественной изобразительности; понятия развитый и развитой; определение языка какважнейшего средства человеческого общения.

Уметь находить в тексте основные средства художественной изобразительности; составлять план лекции учителя

Беседа, работа с учебником

Презентация

2

Повторение изученного в 5 классе (8ч+2ч)

Фонетика. Орфоэпия. Фонетический разбор слова

1

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Практикум

Актуализация

и восстановление знаний, умений

и навыков, полученных в 5 классе; понятия орфограмма, нормы литературного языка, звуковой строй языка; порядок фонетического разбора

Знать основные орфограммы, изученные в 5 классе, понятие нормы русского языка; предмет изучения фонетики, орфоэпии.

Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова

Диалог, тренировочные упражнения, выборочный диктант

Стр. 4, упр. 8

3

Морфемы

в слове. Орфограммы

в приставках
и  в корнях слов

1

Урок повторения и обобщения знаний, умений

и навыков

Практикум

Актуализация

и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе; понятия морфема, нулевое окончание; порядок морфемного разбора

Знать основные понятия темы.

Уметь производить морфемный разбор слова; классифицировать орфограммы и применять алгоритмы выбора верного написания

Задания в печатной тетради, работа

с учебником, тренировочные упражнения

Презентация

Стр. 6-8, упр. 14

4

Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов

1

Урок повторения

и обобщения знаний, умений

и навыков

Практикум

Актуализация

и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе; порядок морфологического разбора

Знать основные понятия темы.

Уметь производить морфологический разбор слова; определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам

Вопросы учителя, работа с текстом учебника, практикум

Стр. 9-12, упр. 22

5

Р.р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»

1

Урок развития речи

Практикум

Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана

Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания).

Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательный оборот, подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте

Творческая работа

Презентация

6

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения

1

Урок повторения

и обобщения знаний, умений и навыков

Практикум

Отличие словосочетаний от слова

и предложения. Виды словосочетаний. Виды простых предложений. Синтаксис и пунктуация простых предложений

Знать, как называются члены словосочетания; виды пунктуации в простых предложениях; термины пунктограмма, грамматическая основа.

Уметь отличать словосочетание от слова и предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам; характеризовать предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, пунктуационно верно оформлять на письме

Работа с учебником, тренировочные задания

Стр. 12-15, упр. 35

7

Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор

1

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Практикум

Синтаксис и пунктуация сложного предложения. Порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложения

Знать общее и различие между простыми и сложными предложениями, способы связи простых предложений в составе сложного. Порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложений. Уметь выделять грамматические основы; различать простое предложение с однородными членами, соединёнными союзом и, и сложное предложение, части которого соединены также союзом и; пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений; производить такой разбор

Тренинг,

упражнения, графический диктант. Беседа, тренинг, упражнения

Стр. 15-17, упр. 39

8

Прямая речь. Диалог

1

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Практикум

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях

с прямой речью

Знать о постановке знаков препинания при прямой речи и диалоге; о глаголах, вводящих прямую речь.

Уметь определять границы прямой речи и слов автора; строить предложения с прямой речью по указанным схемам; превращать предложения с прямой речью в диалог и наоборот, ставить знаки препинания в предложениях

с прямой речью и диалогах

Работа с учебником, тренировочные упражнения

Стр. 17-18, упр. 43 (у)

9

Р.р. Текст. Официально-деловой стиль речи

1

Урок развития речи

Практикум

Признаки стилей. Жанры, характерные для различных стилей. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. План выражения и план содержания

Знать определение текста; смысловые типы текстов;  понятие официально-деловой стиль; стилевые черты, сферу употребления.

Уметь составлять текст из указанных предложений; определять особенности данного стиля; отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; составлять и оформлять деловые бумаги

Работа с текстами, беседа

Презентация

Стр. 19-21, упр. 50

10

Контрольный диктант по тесе «Повторение изученного в 5 классе»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

11

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного в 5 классе»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками, словарный диктант

CD «Фраза»

12

Лексика и фразеология. Культура речи. (10ч+3ч)

Повторение изученного по разделу «Лексика» в 5 классе

1

Урок повторения и обобщения знаний, умений

и навыков

Практикум

Лексикология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Однозначные и многозначные слова

Знать основные лексические понятия; понятие о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь определять значение многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов; уметь составить словарную статью, сравнивать статьи в толковом словаре

Работа
с учебником, практикум

Стр. 22-26, упр. 58

13

Р.р. Изложение «Собиратель русских слов»

1

Урок развития речи

Практикум

План как вид информационной переработки текста, подробное изложение текста

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, сжато его излагать

Творческая работа

Презентация «В.И.Даль»

Дописать

14

Общеупотребительные слова. Профессионализмы

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Различные пласты лексики по сфере употребления. Общеупотребительные слова. Сфера употребления профессионализмов

Знать, что такое общеупотребительные слова; определение профессионализмов, сферу их употребления.

Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова, объяснять их значение и уместность употребления; находить профессионализмы в «Толковом словаре», составлять с ними распространённые предложения

Работа с учебником, беседа, тренинг

Стр. 28-30, упр. 70

15

Диалектизмы. Жаргонизмы

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Сфера употребления диалектизмов. Слово учителя

о В. И. Дале

Знать понятия диалект, диалектная речь;  особенности частого употребления диалектизмов в текстах художественной литературы для создания соответствующего колорита.

Уметь находить диалектные слова в «Толковом словаре», составлять с ними предложения

Работа с учебником, беседа, тренинг

Стр. 32-36, упр. 79(у)

16

Эмоционально окрашенные слова

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Способы образования и употребление эмоционально окрашенных слов. Употребление эмоционально окрашенных слов в художественной литературе

Знать о эмоционально окрашенных словах, их сфере употребления.

Уметь находить

и эмоционально окрашенные слова в текстах, определять их

роль и значение

Работа с текстами, тренинг

Стр. стр. 36-37, упр. 83

17

Устаревшие слова. Новые слова

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Историзмы и архаизмы. Причины выхода слов из общего употребления. Неологизмы. Причины появления новых слов в языке

Знать понятия историзмы, архаизмы; отличие историзмов от архаизмов; понятие неологизмы; пути пополнения словарного состава русского языка.

Уметь пользоваться словарём устаревших слов, находить устаревшие слова в текстах художественной литературы, понимая  их назначение и роль в текстах; находить неологизмы

в текстах упражнений; объяснять лексическое значение слов

Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём»

Стр. 38-42, упр. 89 (у)

18

Исконно русские и заимствованные слова

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Источники заимствования слов; способы толкования лексического значения слова

Знать источники заимствования слов.

Уметь находить заимствованные слова, определять, откуда они заимствованы, их лексическое значение

Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём», «Словарём иностранных слов»

Стр. 42-45, упр. 95

19-20

Р.р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро»

2

Урок развития речи

Практикум

Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана

Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания (сочинения-описания).

Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательный оборот, подбирать описательные обороты к ключевым словам в тексте

Творческая работа

Презентация «Т.Н.Яблонская»

Дописать

21

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Фразеологизм – устойчивое словосочетание, близость фразеологизма к слову; его роль в художественной речи.

Знать определение фразеологизмов, их значение; способность фразеологизмов быть синонимом слова.

Уметь находить фразеологизмы

в «Толковом словаре», «Словаре фразеологизмов»;

Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарём», «Фразеологическим словарём»

Презентация

Стр. 46-49, упр. 102

22

Повторение по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

1

Урок повторения и обобщения

Практикум

Систематизация знаний по теме «Лексика». Подготовка к контрольному диктанту

Знать основные лексические понятия; уметь пользоваться словарями

Практикум,
работа со словарями, диктант

Стр.23-50, упр. 107

23

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

24

Анализ контрольного диктанта по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками, словарный диктант

CD «Фраза»

25

Словообразование. Орфография. Культура речи (24ч+4ч)

Повторение изученного по теме «Словообразование» в 5 классе

1

Урок повторения и обобщения

Практикум

Структура слова, значение и правописание морфем

Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; нулевое окончание; закрепленность лексического значения в корне.

Иметь представление о корневой омонимии, паронимах (без определения).

Уметь различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор

Работа с текстами, тренинг, беседа

Стр. 52-56, упр. 114

26

Р.р. Описание помещения

1

Урок развития речи

Практикум

Особенности описания интерьера

Знать понятие интерьер;  описание как смысловой тип текста; структуру описания помещения.

Уметь описывать (в сочинении – помещение) и различать описание в художественном и официально-деловом стилях; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Работа с текстами, тренинг, беседа

Презентация

27- 29

Основные способы образования слов в русском языке

3

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Словообразовательный анализ слов. Определение исходного и производного слова

Знать понятие этимология слова; основные способы образования слов (морфемный и неморфологический); лексическое значение некоторых приставок и суффиксов; особенности полной и неполной парадигмы (на примере глагола победить).

Уметь определять способ образования слова (от чего и с помощью чего образовано слово); производить словообразовательный разбор

Работа с учебником

Презентация

Стр. 57-60, упр. 126. Стр. 57-60, упр. 129.

Стр. 57-60

30

Этимология слова

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Предмет науки этимологии; знакомство с этимологическим словарём

Знать, какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря.

Уметь пользоваться этимологическим словарём; распознавать значение слов по их происхождению; пользуясь этимологическим словарём, подготовить устное выступление на предложенные темы

Работа с «Толковым словарём», «Этимологическим словарём», тренинг, беседа по вопросам учителя

Стр. 60-62

31

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план

1

Урок развития речи

Практикум

Особенности описания помещения. Сложный план

Знать описание как смысловой тип текста; понятия простой и сложный план, отличие простого плана от сложного.

Уметь составлять сложный план, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, используя составленный план

Беседа по вопросам, составление плана, выборочный пересказ текста

Презентация

Упр. 135

32-33

Буквы о и а
в корне -кос- –

-кас-

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора гласных о и а в корне
-
кос- –  -кас-

Знать понятие о чередовании; условия выбора гласных о и а в корне -кос- – -кас-.

Уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных, обозначать условия этого выбора; отличать слова с чередующимися гласными от слов с проверяемыми гласными

Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником

Стр. 63-64, упр. 139. Стр. 63-64

34-35

Буквы о и а
в корне -гар- –

-гор

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора гласных о и а в корне

-гор- –  -гар -

Знать понятие о чередовании; условия выбора гласных о и а в корне -гор- – -гар-.

Уметь находить слова с чередующимися гласными, делать правильный выбор гласных, обозначать условия этого выбора; отличать слова с чередующимися гласными от слов с проверяемыми гласными

Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником

Стр. 64-67, упр. 145.

Стр. 64-67. Упр. 149

36

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

37

Анализ контрольного диктанта по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу,  выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками, словарный диктант

CD «Фраза»

38

Буквы ы и и после приставок

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Условия выбора букв ы и и после приставок

Знать условия выбора гласных ы и и после приставок.

Уметь находить данную орфограмму; письменно объяснять условия выбора данных букв

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Стр. 67-68, упр. 153

39

Гласные в приставках пре- 

и при-

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Выбор приставок

в соответствии

с лексическим значением слова

Знать, что выбор приставок зависит от лексического значения приставки.

Уметь различать приставки пре- 

и при-; выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением

Тренировочные упражнения, выборочный диктант

Стр. 68-73, упр. 158

40

Р.р. Выборочное изложение «Станционный смотритель»

1

Урок развития речи

Практикум

План как вид информационной переработки текста, подробное изложение текста

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, сжато его излагать

Творческая работа

Презентация

Дописать

41-42

Гласные в приставках пре- 

и при-

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Выбор приставок

в соответствии

с лексическим значением слова

Знать, что выбор приставок зависит от лексического значения приставки.

Уметь различать приставки пре- 

и при-; выбирать написание приставки в соответствии с лексическим значением

Тренировочные упражнения, выборочный диктант

Стр. 68-73, упр. 163.

Стр. 68-73

43

Соединительные о и е в сложных словах

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Способы образования новых слов. Правила выбора соединительной гласной

Знать понятие соединительные гласные; условия выбора соединительных гласных в сложных словах.

Уметь применять полученные знания на письме

Выборочный диктант, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Стр. 73-74

44-45

Сложносокращённые слова

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Лексическое значение сложносокращённых слов; употребление их

в речи

Знать понятие сложносокращённые слова; способы их образования.

Тренинг, упражнения

Стр. 75-76, упр. 175.

Стр. 75-76, упр. 176

46-47

Морфемный

и словообразовательный разбор слова

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

План словообразовательного и морфемного разбора

Знать планы разборов.

Уметь производить словообразовательный и морфемный разбор слова; графически обозначать части слова; называть способы образования слов; строить словообразовательные цепочки

Упражнения, графический диктант, практикум

Стр. 78-79, упр. 182.

Стр. 52-78.

48

Р.р. Сочинение «Память об улове»

1

Урок развития речи

Практикум

Описание в художественном стиле речи. Составление плана сочинения, отбор материала

Знать структуру описания в художественном стиле по картине.

Уметь составлять текст-описание по картине; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Творческая работа

Презентация

Дописать

49-50

Повторение

по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

2

Урок повторения и обобщения

Практикум

Систематизация и промежуточный контроль знаний по теме «Словообразование и орфография». Подготовка к контрольному диктанту

Знать основные понятия раздела.

Уметь пользоваться словарями, выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов, находить изученные орфограммы; письменно объяснять условия выбора данных букв

Практикум, работа со словарями, словарный диктант, контрольные вопросы

Стр. 80-82, упр. 190.

Стр. 52-80

51

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

52

Анализ контрольного диктанта по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу,  выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками, словарный диктант

CD «Фраза»

53

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное (18ч+3ч)

Повторение изученного о имени существительном  в 5 классе

1

Урок повторения и обобщения

Практикум

Систематизация знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе

Знать морфологические признаки существительного; его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения существительных.

Уметь дифференцировать понятие «живое – мёртвое» и грамматическую категорию одушевлённости – неодушевлённости; ставить большую букву и кавычки в написании имён собственных; писать почтовый адрес

Письмо другу, работа с учебником, беседа по вопросам

Стр. 83-87, упр. 199

54

Р.р. Изложение «Страх»

1

Урок развития речи

Практикум

Изложение  по личным наблюдениям

Знать о временном единстве в повествовании.

Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему, правильно писать слова в соответствии с изученными орфограммами; редактировать текст.

Творческая работа

Презентация

Дописать

55

Разносклоняемые существительные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Особенности склонения существительных на -мя

Знать об особенностях изменения разносклоняемых существительных

Уметь объяснять условие выбора гласных в окончаниях существительных на -мя; правильно образовывать формы косвенных падежей данных существительных; находить и правильно писать разносклоняемые существительные

Тренировочные  упражнения

Стр. 87-89, упр. 209

56-57

Буква е в суффиксе –ен- существительных
на
-мя

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Правописание   их окончаний и суффиксов

Знать об орфограммах «Буква и на конце слов на -мя»; «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя».

Уметь объяснять условие выбора гласных в окончаниях существительных на -мя;

Тренировочные  упражнения

Стр. 89-91, упр. 212.

Стр. 89-91

58

Несклоняемые имена существительные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Происхождение несклоняемых существительных;

их употребление

в косвенных падежах.

Знать о несклоняемых существительных.

Уметь правильно употреблять
в речи несклоняемые существительные; определять род несклоняемых существительных; соблюдать

орфоэпические нормы сложносокращённых и несклоняемых существительных, согласовывать с ними глаголы в прошедшем времени и прилагательные

Практикум, упражнения

Стр. 91-99, упр. 223

59

Р.р. Сочинение «Письмо другу»

1

Урок развития речи

Практикум

Сочинение-описание по личным наблюдениям

Знать о временном единстве в повествовании.

Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему, правильно писать слова в соответствии с изученными орфограммами; редактировать текст.

Творческая работа

Презентация

Дописать

60

Род несклоняемых имен существительных

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Происхождение несклоняемых существительных;

их употребление

в косвенных падежах.

Знать о несклоняемых существительных.

Уметь правильно употреблять
в речи несклоняемые существительные; определять род несклоняемых существительных; соблюдать

орфоэпические нормы сложносокращённых и несклоняемых существительных, согласовывать с ними глаголы в прошедшем времени и прилагательные

Практикум, упражнения

Стр. 93-96, упр. 228

61

Имена существительные общего рода

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Причины появления и правильное употребление существительных общего рода

Знать понятие существительное общего рода.

Уметь правильно согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода; составлять предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц как мужского, так и женского пола

Практикум, упражнения

Стр. 96-97, упр. 233

62

Морфологический разбор имени существительного

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Порядок морфологического разбора

Знать и уметь производить морфологический разбор имени существительного

Практикум, упражнения

Стр. 97-99, упр. 235

63-64

Не с существительными

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Условия выбора написания не с существительными

Знать условия выбора слитного

и раздельного написания не с существительными.

Уметь различать не – приставку,
не – часть корня, не – частицу; обосновывать слитное и раздельное написание не с существительными; графически обозначать условия выбора; объяснять значение слов с помощью синонимов с приставкой не

Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упражнения

Стр. 99-102, упр. 240.

Стр. 99-102. Упр. 243

65-66

Буквы ч и щ 
в суффиксе
(-чик) и (-щик-)

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Правописание суффиксов -чик и -щик. Условия выбора букв ч и щ

Знать условия выбора букв ч и щ в суффиксах -чик и -щик.

Уметь сопоставлять произношение и написание существительных с суффиксами -чик, -щик; работать с «Толковым словарём»

Объяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упражнения

Таблицы

Стр. 102-105, упр. 247.

Стр. 102-105, упр. 250

67

Р.р. Сочинение «Первое знакомство»

1

Урок развития речи

Практикум

Сочинение-описание по личным наблюдениям

Знать о временном единстве в повествовании.

Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему

Творческая работа

Презентация

Дописать

68

Гласные в суффиксах существительных –ек и - ик

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Правописание суффиксов эмоционально окрашенных слов-существительных

Знать условия выбора суффиксов -ек и -ик.

Уметь грамотно употреблять

и правильно писать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Работа

с учебником, тренировочные упражнения

Стр. 105-106, упр. 252

69

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Выбор гласных о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях именных частей речи

Знать условия выбора гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных; значение суффиксов (пренебрежительное, названия животных).

Уметь определять значение суффиксов; обозначать условия выбора о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; подбирать антонимы к словам; письменно обозначать способ образования слов (по образцу)

Выборочный диктант, тренинг

Стр. 106-108, упр. 257

70-71

Повторение по теме «Имя существительное»

2

Урок повторения и обобщения знаний по теме

Практикум

Повторение и систематизация знаний по теме «Имя существительное»

Знать основные орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное».

Уметь использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста.

Владеть навыками самостоятельной работы

Упражнения, тест, контрольные вопросы

Стр. 83-108, упр. 268.

Стр. 87-108

72

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

73

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное».

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками, словарный диктант

CD «Фраза»

74

Имя прилагательное (18ч+3ч)

Повторение изученного о имени прилагательном в 5 классе

1

Урок повторения и обобщения знаний по теме

Практикум

Морфологические признаки прилагательного, его синтаксическая роль

в предложении

Знать основные морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль в предложении.

Уметь находить прилагательные

в тексте, устанавливать их связь

с существительным, определять род, число, падеж; различать твёрдый и мягкий типы основы, ставить вопрос от существительного к прилагательному, чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного

Выборочный диктант, объяснительный диктант, упражнения

Стр. 111-114, упр. 273

75

Р.р. Описание природы

1

Урок развития речи

Практикум

Описание как тип речи; понятие пейзажной зарисовки

Знать структуру описания как типа речи; понятие пейзажная зарисовка.

Уметь составлять текст-описание пейзажа, использовать художественно-изобразительные средства; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Упражнения, работа с текстами, учебником

Презентация

76-77

Степени сравнения имен прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Значение, образование и изменение прилагательных
в сравнительной
и превосходной степени

Знать общий признак образования степеней сравнения, общее правило: одно слово – простая степень, два слова – составная степень.

Уметь находить прилагательные

в сравнительной и превосходной степени, определять их роль

в предложении

Работа с текстом, упражнения

Стр. 116-121, упр. 285.

Стр. 116-121

78

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Разряды прилагательных по значению и форме. Признаки качественных прилагательных, их значение

Знать существенные и второстепенные признаки качественных прилагательных, их значение; что от качественных прилагательных образуются сложные прилагательные путём их повтора (бледный-бледный), прилагательные с приставкой не- (неаккуратный).

Уметь находить качественные прилагательные в тексте, подчёркивать их как члены предложения; продолжать текст по заданному началу с использованием качественных прилагательных

Упражнения, работа с текстами, учебником, составление сказки по данному началу

Стр. 121-122, упр. 291

79

Относительные прилагательные

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Признаки относительных прилагательных, их значение

Знать существенные и второстепенные признаки относительных прилагательных, их значение; прилагательные, ставшие собственными наименованиями; правило написания большой буквы в наименованиях.

Уметь определять разряд прилагательного по набору признаков; использовать полученные знания на письме

Выборочный диктант,
упражнения, работа с текстами, учебником

Стр. 122-124. Упр. 296

80

Притяжательные прилагательные

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Признаки притяжательных прилагательных, их значение. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий. Условия выбора ь и ъ

Знать существенные и второстепенные признаки притяжательных прилагательных, их значение, способ образования; правило написания ь перед окончанием прилагательных на -ий.

Уметь заменять словосочетание «сущ. + сущ.» на словосочетание «сущ. + притяжательное прилаг.»

Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант

Стр. 124-126, упр. 304

81

Р.р. Изложение «Метель»

1

Урок развития речи

Практикум

Работа с текстом, составление плана изложения, работа по плану

Уметь составлять план изложения, работать по составленному плану

Творческая работа

Презентация

Дописать

82

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Порядок морфологического разбора прилагательного

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного

и уметь его производить

Практикум, упражнения

Стр. 111-126

83-84

Не с прилагательными

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Способ рассуждения при выборе слитного или раздельного написания не с прилагательными

Знать условия выбора написания не с прилагательными.

Уметь правильно применять правило для написания не с именами прилагательными

Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант

Стр. 128-131, упр. 307.

Стр. 128-131, упр. 312

85

Буквы о и е после шипящих

и ц в суффиксах прилагательных

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Условия выбора гласных о и е после шипящих и ц

в суффиксах прилагательных

Знать условия выбора гласных о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант

Стр. 131-132, упр. 313

86-87

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Правило выбора н и нн в суффиксах прилагательных

Знать правило написания -н- 
и
-нн- в суффиксах прилагательных.

Уметь производить морфемный (словообразовательный) анализ слова, понимая оттенки значения слов типа масленый и масляный; ветреный и ветряной

Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант

Стр. 132-136. Упр. 320.

Стр. 132-136, упр. 325

88

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- 
и -
ск-

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Закономерности образования прилагательных с помощью суффиксов
-к- и -ск-

Знать об образовании с помощью суффикса -к- качественных прилагательных, с помощью -ск- – относительных прилагательных; об устаревших словах на -цкий (молодецкий, аглицкий, бурсацкий, яицкий).

Уметь различать на письме суффиксы -к- и -ск-

Упражнения, работа с текстами, учебником, объяснительный диктант

Стр. 136-137, упр. 329

89

Р.р. Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

1

Урок развития речи

Практикум

Закрепление знаний о тексте-описании

Знать структуру описания предмета.

Уметь раскрывать тему и основную мысль; самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст

Творческая работа

Презентация «Н.П.Крымов»

90-91

Дефисное
и слитное написание сложных прилагательных

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Способы образования сложных прилагательных; основные правила написания сложных

прилагательных

Знать способы образования сложных прилагательных; условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов; дефисное и слитное написание в географических названиях типа Западно-Сибирская низменность, но западносибирский уголь.

Уметь правильно писать сложные прилагательные

Упражнения, объяснительный диктант, тест

Стр. 137-140, упр. 334 (1).

Сл.слова стр. 80-125

92

Повторение

по теме «Имя прилагательное»

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Повторение основного блока орфограмм прилагательного, морфологический и морфемный разбор прилагательного

Знать основной блок орфограмм прилагательного, морфологический и морфемный разбор прилагательного; аналогичные орфограммы темы

Тренинг, упражнения, выборочный диктант, беседа

Стр. 111-140

93

Контрольный диктант
по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

94

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками, словарный диктант, рецензирование публичных выступлений

CD «Фраза»

95

Имя числительное (12ч+2ч)

Имя числительное как часть речи

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Морфологические признаки числительного, общее значение, его синтаксическая роль в предложении, отличие числительного от других частей речи

Знать основные морфологические признаки числительного, его общее значение, синтаксическую роль в предложении.

Уметь находить числительные в тексте; правильно читать числительные, употреблять их в речи; составлять деловые бумаги, используя числительные

Беседа, работа с текстом, упражнения

Стр. 143-147, упр. 348

96

Простые и составные числительные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Знакомство с признаками различия простых, сложных и составных числительных, их строением

Знать признаки различия простых и составных числительных.

Уметь различать простые и составные числительные; подчёркивать простые числительные как члены предложения; определять падежи числительных; составлять словосочетания «составное числительное + существительное», обозначать в них главное слово

Работа с учебником, упражнения

Стр. 147-148, упр. 351

97

Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Усвоение правила «Мягкий знак на конце и в середине числительного»

Знать строение сложных числительных, правило написания ь 
на конце и в середине числительного; соединительные гласные, сложение как морфологический способ словообразования.

Уметь различать составные

и сложные числительные, правильно писать их

Распределительный диктант, работа

с учебником, упражнения

Стр. 147-148, упр. 335

98

Разряды количественных числительных

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Отличительные признаки разных разрядов числительных, употребление в речи

Знать разряды количественных числительных.

Уметь находить их в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении

Работа с учебником, упражнения

Стр. 149-150, упр. 357

99

Р.р. Изложение «Митраша»

1

Урок развития речи

Практикум

Работа с текстом (первая часть повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца»): определение темы, идеи, составление плана

Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию, объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему, адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свёрнутости

Творческая работа

Презентация

Дописать

100

Числительные, обозначающие целые числа

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Особенности склонения числительных, обозначающих целые числа.

Склонение числительных полтора

и полтораста

Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа; орфограмму «Гласная и в окончаниях числительных».

Уметь находить числительные в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять падежные формы количественных числительных, заменять цифры словами

Работа с учебником, упражнения

Стр. 150-154, упр. 362

101

Дробные числительные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Знакомство со значением, образованием, особенностями склонения дробных числительных

Знать функции, состав, особенности склонения дробных числительных; определение: не всякое слово, обозначающее часть от целого, является числительным (слова с пол-, полу-).

Уметь правильно определять дробные числительные

Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант

Стр. 154-155, упр. 369

102

Собирательные числительные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Знакомство со значением собирательных числительных, их образованием, особенностями их сочетаемости с существительными; особенностями изменения числительных оба, обе

Знать определение собирательных числительных, их образование, особенности сочетания с существительными; особенности изменения числительных оба, обе; имена существительные, имеющие форму только множественного числа, вариативность употребления количественных и собирательных числительных.

Уметь правильно употреблять собирательные числительные в речи

Упражнения, тренинг

Стр. 155-157, упр. 375

103

Порядковые числительные

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Знакомство с понятием порядковые числительные, их значением, образованием, изменением; совершенствование навыков употребления порядковых числительных в косвенных падежах

Знать об изменениях порядковых числительных, согласовании их

с существительными, назначении

в речи; сложных прилагательных,

в состав которых (первая основа) входит числительное.

Уметь разграничивать количественные и порядковые числительные, использовать их в речи

Вопросы, взаимопроверка, упражнения, тренинг

Стр. 157-160, упр. 382

104

Р.р. Публичное выступление «Берегите природу»

1

Урок развития речи

Практикум

Публичное выступление учащихся

с последующим обсуждением (рецензированием)

Знать признаки текста, его стилистические особенности.

Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми
и стилистическими ошибками;
редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора (быть консультантом-редактором)

Рецензирование работ учащихся

Презентация

105

Морфологический разбор имени числительного

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Порядок морфологического разбора числительного

Знать и уметь производить морфологический разбор числительного

Практикум, упражнения

Стр. 160-162, упр. 385

106

Повторение по теме «Имя числительное»

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Систематизация сведений о числительном на основе морфологического разбора этой части речи

Знать основные морфологические категории числительных.

Уметь правильно употреблять числительные разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении числительных

Контрольные вопросы, опорные записи, проблемные задания, упражнения

Стр. 143-162, упр. 388

107

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

108

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное».

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками

CD «Фраза»

109- 110

Местоимение (19ч+3ч)

Местоимение как часть речи

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной частью речи; группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью

Знать о соотнесённости местоимения с грамматическими именами; об употреблении местоимений для связи предложений в тексте, цепной связи, о связи в сложноподчинённых предложениях.

Уметь находить местоимения
в тексте и определять их роль, правильно употреблять в речи

Практикум, упражнения, беседа

Стр. 164-166, упр. 393. Стр. 164-166

111

Личные местоимения

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство со значениями личных местоимений, их морфологическими признаками, синтаксической ролью, особенностями склонения, правописанием с предлогами; формами вежливости при употреблении

местоимений ты

и Вы

Знать систему личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическую роль, особенности их склонения.

Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, без ошибок писать местоимения

с предлогами; устранять типичные ошибки при употреблении личных местоимений (местоимение употреблено без предшествующего существительного)

Беседа, практикум, упражнения

Стр. 166-169, упр. 400

112

Возвратное местоимение себя

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Лексическое значение и особенности склонения местоимения себя

Знать о лексическом значении

и особенностях склонения местоимения себя.

Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме; употреблять местоимение себя в составе фразеологических оборотов; составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме; устранять недочёты в употреблении местоимений

Беседа, практикум, упражнения

Стр. 169-170, упр. 403

113

Вопросительные местоимения

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство с вопросительными местоимениями,

их назначением

в речи

Знать вопросительные местоимения, их назначение в речи.

Уметь употреблять в речи вопросительные местоимения с учётом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями

Беседа, практикум, упражнения

Стр. 171-172, упр. 407

114

Р.р. Сочинение «Как я однажды помогал маме»

1

Урок развития речи

Практикум

Рассказ на тему «Как я однажды помогал маме»

Знать структуру рассказа по картинкам.

Уметь вести рассказ от 1-го лица, учитывая композицию истории

Практикум, творческая работа

Презентация

Дописать

115

Относительные местоимения

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство с относительными местоимениями,

их употреблением

в речи

Знать относительные местоимения, их употребление в речи; союзные слова; сложноподчинённые предложения; превращение простых предложений в сложные; синтаксическую роль местоимения который.

Уметь различать относительные

и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания

Стр. 172-174, упр. 412

116-117

Неопределённые местоимения

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство с отличительным признаком неопределённых местоимений, основными способами образования, условиями

Знать отличительные признаки неопределённых местоимений, образование, написание; стилистические особенности употребления неопределённых местоимений в тексте.

Диалог,

упражнения

Стр. 174-177, упр. 416.

Стр. 174-177, упр. 418

118-119

Отрицательные местоимения

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство со значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью местоимений данного разряда, их образованием, изменением; формирование умения распознавать приставки не- и ни-, правильно писать местоимения с предлогами

Знать, как образуются и изменяются отрицательные местоимения.

Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами

Наблюдения, анализ упражнения, практикум

Стр. 177-180, упр. 423.

Стр. 177-180, упр. 430

120-121

Притяжательные местоимения

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство со значением притяжательных местоимений, их склонением

Знать притяжательные местоимения, их склонение.

Уметь различать личные и притяжательные местоимения, «видеть» личные и притяжательные местоимения, употреблять личные местоимения в значении притяжательных; исправлять речевые ошибки, характерные для некоторых говоров

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания

Стр. 180-183, упр. 434.

Стр. 180-183, упр. 435

122

Р.р. Рассуждение

1

Урок развития речи

Практикум

Композиция сочинения-рассуждения. Составление плана, отбор аргументов

Знать типовую структуру сочинения-рассуждения, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Творческая работа

Презентация

123-124

Указательные местоимения

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство со значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью местоимений данного разряда, их образованием, изменением

Знать об указательных местоимениях, их значении, употреблении

в речи; о написании союза зато

и местоимения с предлогом за то.

Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средства связи предложений в тексте

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания

Стр. 184-187, упр. 440.

Стр. 184-189. Упр. 443

125

Определительные местоимения

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Знакомство с определительными местоимениями, их употреблением в речи, морфологическими признаками, синтаксической ролью

Знать об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли; различии определительных местоимений и составной превосходной степени прилагательного.

Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи

Беседа, практикум, упражнения

Стр. 187-189, упр. 446

126

Морфологический разбор местоимения

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Порядок морфологического разбора местоимения

Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения

Практикум, упражнения

Стр. 189-190, 448

127

Р.р. Сочинение «Подслушанный разговор»

1

Урок развития речи

Практикум

Публичное выступление учащихся

с последующим обсуждением

Знать признаки текста-рассказа, его стилистические особенности.

Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора (быть консультантом-редактором)

Рецензирование работ учащихся

Презентация

128

Повторение
по теме «Местоимение»

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Систематизация сведений о местоимении на основе морфологического разбора этой части речи

Знать разряды местоимений, их соотнесённость с другими частями речи; основные морфологические признаки.

Уметь правильно употреблять местоимения разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений

Контрольные вопросы

опорные записи, проблемные задания, упражнения

Стр. 164-190

129

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

130

Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками

CD «Фраза»

131-133

Глагол (24ч+6ч)

Повторение изученного

о глаголе

в 5 классе

3

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Особенности функционирования глаголов в речи; морфологические признаки глаголов

Знать ранее известные признаки глаголов: спряжение, время, число, вид, род; особенности функционирования глаголов в речи; морфемный состав.

Уметь применять полученные знания на практике

Диалог, работа с текстом, анализ, упражнения, словарный диктант

Стр. 192-197, упр. 463.

Стр. 192-197. Упр. 470.

Стр. 192-197

134

Р.р. Сочинение – рассказ «Степка колет дрова»

1

Урок развития речи

Практикум

Рассказ на тему «Стёпа дрова колет» с включением готового текста

Знать структуру рассказа по картинкам.

Уметь вести и создавать рассказ от 1-го лица, учитывая композицию истории (вступление, кульминация и заключение); выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи; составлять план, определять его идею и тему; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Практикум, творческая работа

Презентация

Дописать

135

Разноспрягаемые глаголы

1

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Понятие разноспрягаемые глаголы; особенности их спряжения

Знать о разноспрягаемых глаголах; об особенности спряжения глагола чтить.

Уметь правильно писать в разноспрягаемых глаголах окончания, употреблять их, соблюдая нормы

Практикум, упражнения

Стр. 197-198, упр. 474

136-137

Глаголы переходные и непереходные

2

Урок сообщения новых знаний

Практикум

Понятие переходные и непереходные глаголы; возвратные глаголы; отличительные признаки переходности глагола

Знать понятие переходные и непереходные глаголы; отличительные признаки переходности глагола.

Уметь определять переходность глагола, возвратность; находить ошибки в употреблении глаголов

и исправлять их; составлять словосочетание «глагол + существительное в косвенном падеже»

Практикум, упражнения

Стр. 198-201, упр. 478.

Стр. 198-201, упр. 481

138

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Понятие наклонение глагола; употребление глаголов изъявительного наклонения

Знать о наклонении глаголов; изменении глаголов изъявительного наклонения.

Уметь правильно употреблять глаголы изъявительного наклонения;  времена, соответствующие речевой ситуации

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания

Стр.201-203

139

Р.р. Изложение «Витькина гайка»

1

Урок развития речи

Практикум

Подробное изложение

Знать особенности изложения, близкого к тексту.

Уметь определять тему, основную мысль текста, составлять план изложения; анализировать авторские языковые средства; грамотно использовать диалог в изложении, заменяя его, где возможно, косвенной речью

Творческая работа

Презентация

Дописать

140-141

Условное наклонение

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Понятие условное наклонение; значение, образование и изменение глаголов в условном наклонении; орфограмма «Частица бы (б) в формах условного наклонения»

Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают; суффиксы инфинитива глагола; образование прошедшего времени; род глагола прошедшего времени.

Уметь находить глаголы условного наклонения; различать формы условного и изъявительного наклонения

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания

Стр.203-206, упр. 489.

Стр. 203-206

142-142

Повелительное наклонение глагола

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Понятие повелительное наклонение; значение, образование и изменение, употребление форм глаголов в повелительном наклонении; орфограмма «Ь в глаголах повелительного наклонения»

Знать понятие повелительное наклонение; значение, образование и изменение, употребление форм глаголов в повелительном наклонении; предложения побудительные.

Уметь писать глаголы в повелительном наклонении; грамотно

использовать орфограмму «Ь

в глаголах повелительного наклонения»

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями

Стр. 206-211, упр. 496.

Стр. 206-211, упр.  501

144

Р.р. Сочинение «Соблюдайте чистоту»

1

Урок развития речи

Практикум

Композиция сочинения-рассуждения. Составление плана, отбор аргументов

Знать типовую структуру сочинения-рассуждения, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Творческая работа

Презентация

145

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

146

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками

CD «Фраза»

147-148

Употребление наклонений

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Систематизация знаний по теме «Наклонения глаголов»

Знать о роли наклонений в речи.

Уметь определять наклонения глаголов, их вид; заменять глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения, глаголы в условном наклонении – глаголами в изъявительном наклонении в будущем времени

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями

Стр. 211-214, упр. 510.

Стр. 211-214

149-150

Р.р. Сочинение «Если бы я был учителем»

2

Урок развития речи

Практикум

Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа на самостоятельно выбранную тему, определение его темы и идеи

Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки.

Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа

Творческая работа

Презентация

Дописать

151-152

Безличные глаголы

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Понятие безличные глаголы (на материале безличных предложений),

их лексическое значение, форма употребления

Знать о безличных глаголах (на материале безличных предложений), их лексическом значении, форме употребления; об односоставных предложениях с одним главным членом – сказуемым, выраженным глаголом.

Уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи

Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания

Стр. 214-216, упр. 517.

Стр. 214-216

153

Морфологический разбор глагола

1

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Порядок морфологического разбора глагола

Знать и уметь производить морфологический разбор глагола

Практикум, упражнения

Стр. 192-217

154

Р.р. Рассказ на основе услышанного

1

Урок развития речи

Практикум

Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа, определение его темы и идеи

Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки.

Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа

Творческая работа

Презентация

155-156

Правописание гласных в суффиксах глаголов

2

Урок сообщения новых знаний; формирование умений и навыков

Практикум

Алгоритм при выборе гласных

в суффиксах

глаголов

Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах -ова-

(-ева-) и -ива-(-ыва-) глаголов; приставочно-суффиксальный способ образования.

Уметь различать суффиксы -ева- и - + -ва-.

Владеть способом действий при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Практикум, упражнения

Стр. 218-220, упр. 526.

Стр. 218-220, упр. 527

157-158

Повторение по теме «Глагол»

2

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Систематизация сведений о глаголе на основе морфологического разбора этой части речи

Знать основной блок орфограмм глаголов, их соотнесённость с другими частями речи; основные морфологические признаки.

Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении глаголов (одеть и надеть); соблюдать орфоэпические нормы (позвонишь)

Контрольные вопросы и задания, упражнения

Стр. 192-220, упр. 535

159

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Владеть орфографическими

и пунктуационными навыками

на уровне образовательных стандартов.

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности

Контрольный диктант

160

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол»

1

Урок работы над ошибками

Практикум

Ликвидация пробелов. Работа над ошибками

Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем.

Уметь анализировать контрольную работу, выполнять работу над ошибками, классифицируя их

Работа над ошибками

CD «Фраза»

161

Повторение и систематизация изученного в 6 классе (8ч+2ч)

Разделы науки о языке

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Слово со стороны звучания, лексического значения, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли. Составление сложного плана

Знать, в каких разделах науки о языке изучалось слово со стороны звучания, лексического значения, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли.

Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказывать по этому плану

Диалог, составление таблицы

Презентация

Стр. 223

162

Орфография. Орфографический разбор

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Порядок действия орфографических задач

Знать основные типы орфограмм, порядок действия орфографических задач.

Уметь обосновывать свой выбор

Распределительный диктант, выборочный диктант, контрольные вопросы

и задания

Стр. 224, упр. 545

163

Контрольный диктант за курс 6 класса

1

Урок контроля

Практикум

Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов

Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать

в письменной форме результаты своей деятельности.

Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов

Контрольный диктант

164

Р.р. Сочинение по картине

Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

1

Урок развития речи

Практикум

Композиция сочинения-рассуждения. Составление плана, отбор аргументов

Знать типовую структуру сочинения-рассуждения по картине, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи.

Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений по картине Е. В. Сыромятникова  «Первые зрители»; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст

Творческая работа

Презентация

165

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Знаки препинания выделительные

и разделительные. Предложения простые и сложные

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении

с союзом и.

Тренинг

Стр. 227

166

Лексика. Фразеология

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Систематизация знаний, полученных в разделе «Лексика», «Фразеология»

Знать о лексическом и грамматическом значении слова; толковых словарях, стилистической роли антонимов, синонимов, омонимов, об общеупотребительных, устаревших, диалектных словах.

Уметь составлять словарную статью; определять значение слов

Тренинг

Стр. 229-230

167

Словообразование. Морфемный разбор

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Систематизация знаний, полученных в разделе «Словообразование». Порядок морфемного разбора

Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способах словоизменения, неизменяемости служебных частей речи и наречий, порядок морфемного разбора

Уметь различать нулевое окончание, однокоренные слова и формы слова, производить морфемный разбор

Тренинг

Стр. 230

168

Словообразовательный разбор

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Порядок словообразовательного разбора

Знать порядок словообразовательного разбора.

Уметь производить словообразовательный разбор

Тренинг

169

Р.р. Сочинение «Правда ли, что весна – лучшее время года?»

1

Урок развития речи

Практикум

Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа на самостоятельно выбранную тему, определение его темы и идеи

Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки.

Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа

Творческая работа

Презентация

170

Морфология.  Синтаксис.

1

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Практикум

Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология», «Синтаксис»

Знать предмет изучения морфологии, морфологические признаки известных частей речи, предмет изучения синтаксиса

Уметь производить морфологический разбор самостоятельных частей речи, различать все известные части речи, производить синтаксический разбор сложного и простого предложений

Тренинг

Стр. 232-233


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку в 5 кл. по учебнику Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС) содержит Пояснительную записку, УУД,  УМК,  Учебно-тематическое планирование, Календарно-тематическое планирован...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...