Заимствованные слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шурупова Юлия Викторовна

Интегрированное занятие по русскому и английскому языку. Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма: проблемный урок. Мультимедиа - урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zatyaniya.docx39.74 КБ
Файл prezentatsiya.pptx985.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Заимствованные слова

Цели и задачи урока

Образовательные: 

  1. Познакомить учащихся  с понятием заимствованные слова;
  2.  Показать, какими путями они из одного языка проникают в другой;
  3. Познакомить с наиболее распространёнными английскими заимствованиями в современном русском языке, их лексическим значением, произношением и написанием.
  4.  Продолжить формирование умения узнавать английские заимствования по некоторым словообразовательным элементам;
  5. Продолжить работу по формированию орфографических и пунктуационных навыков;
  6. Закрепить изученную на уроках английского языка лексику.

Развивающие:

  1. Развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.
  2. Познакомить учащихся с новыми заимствованными словами, появившимися в русском языке за последнее время;
  3. Формировать умение пользоваться иностранным языком в обыденной жизни.

Воспитательные:

      1) Воспитывать чувство любви к родному языку.

      2) Формировать бережное отношение к русской культуре.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма:     проблемный урок.    Мультимедиа - урок;

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, словари  заимствованных слов , раздаточный материал для учащихся с упражнениями.  

Учитель русского  языка    Шунько Т.Н

Учитель английского языка  Абашева Ю.В.

«Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».                   В.Г.Белинский

Этап занятия

Ход занятия

Введение в тему урока

Формулирование темы занятия

Создание проблемной ситуации

Планирование  

Актуализация знаний

Работа по теме урока

Приветствие.                                          Проверка готовности к уроку

Учитель русск/языка

        Добрый день, мои друзья!
        Перед вами снова я.
       Очень рада видеть всех.
       Ждет сегодня вас успех.
       А еще скажу я вам:
        Улыбнитесь всем гостям.
       Соберитесь, подтянитесь
       И тихонечко садитесь.

Учитель англ/языка Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, в течение которого работать с вами будут два учителя – учитель английского языка и учитель русского языка.

         Работать будем в группах, поэтому вспомним правила работы в группах.

     Учитель русск/языка

    –Что вы видите на столе?

  Приглашение к завтраку. (Стол накрыт для завтрака. Чай, кофе, какао, сахар, бутерброд)

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индейские слова.  

-  О чем пойдёт речь на уроке?(Заимствованные слова)

Эпиграфом к нашему уроку послужат   слова   В.Г.Белинского:  «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».

- как понимаете эти слова?

-Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам  заимствованные слова?

-на этот вопрос нам и предстоит ответить в течение урока

 Чтобы ответить на  вопрос,   мы должны  спланировать свою деятельность на уроке.

   

выберите  задачи, которые предстоит решить на уроке

1Знакомство  с некоторыми английскими заимствованиями,

2.закрепление знаний о типах речи;

  3.Выяснить  причины  заимствования  

4. правописание удвоенной  -н- в прилагательных

5.как   узнать английские заимствования,

6.Иноязычие – мода или необходимость? -

Работу начнём с повторения    «Закончи предложение»:

–словарный состав языка называется…           ( ЛЕКСИКА)

–  словарный состав языка  изучает  наука…(.ЛЕКСИКОЛОГИЯ)

– слова ,которые приходят к нам из другого языка    называются  (ЗАИМСТВОВАННЫМИ)

-Как вы думаете, из какого языка больше всего заимствований?

Итак, знакомимся с английскими заимствованиями

Найти

Слайд1

Слайд Приглашение к завтраку

Слайд3

Эпиграф

Слайд4

задачи

Самостоятельная работа  в группах

  Учитель англ/языка          Работа в группах  (по карточкам)

(Перед вами бланки с заданием (у каждого ученика, нужно английские слова распределить по тематическим группам и написать обозначение этого понятия по-русски, не пользуясь словарем)

mixer printer ,diving , remake, broker, shaker ,browser ,bowling, image, security, toaster, scanner, biker, poster, provider, jumper ,notebook, sprinter ,hit ,realtor, second-hand , Internet, match, jazz ,producer

быт

компьютер

спорт

массовая культура

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

англ.

рус.

Проверим, один выступает от группы, читает слово и объясняет толкование, каждая группа – 1 тематическую группу слов Оценивается работа всей группы.

Остальные дописывают, исправляют.

– Вызвал у вас трудности перевод и понимание данных слов?

– В каких областях больше заимствований? Почему?

(Быт, компьютер, спорт, культура, )

Слайд5

Слайд 6

проверка

Исследование, аналитическая работа

  Работа со словарём

  - Учитель русск/языка

  Что происходит со словами –«иностранцами», когда они попадают  в русский язык?

                      Проведём небольшое исследование

–  сравните русские и английские слова и найдите сходство в их написании и произношении (слова звучат одинаково, записаны русскими буквами)

Прочитайте:                       doctop                        Доктор

                                               football                        Футбол

                                          Intepnet                           интернет

                                          tennis                              теннис

                                          notebook                            ноутбук

вывод?    Слово  осваивается  :  графически, фонетически, грамматически, лексически.  

Многие  из них настолько усвоены нашим языком ,что мы считаем их русским.

Где можно узнать о происхождении слова?

Правильно,   в  словаре. Как узнаем, из какого языка пришло к нам слово? ( в словарной статье есть пометы)

--А  теперь найдите  по 3слова английского происхождения  в словаре иностранных слов.

   Игра  «Кто быстрее?»

-Какие слова нашли?   лексическое значение

Речь состоит из слов.
Этот закон не нов.
Каждое слово – живое
С особой, своей судьбою.
Бежали столетья и годы,
По-разному жили народы.
Торговлю вели, воевали,
Бранились, а после – мирились,
Жить в добром соседстве учились.
И вот результат их общенья,
Волшебное слов превращенье.
Так, в языке зародившись одном,
Слово потом оказалось в другом.

-Каковы же причины заимствований?  Почему люди меняются словами?   ( Учащиеся делают предположения, )

- А теперь проверим ,верны ли ваши предположения?

Основными причинами заимствований являются следующие:

  • Исторические контакты народов.
  • Необходимость названия новых предметов и явлений.
  • Языковая мода.
  • В языке закрепляются заимствованные слова, похожие по структуре.

Физминутка  (слайд)

   Учитель англ/языка И всё же по некоторым признакам  можно определить , что слово пришло к нам из английского языка.

Заимствование из языка в язык может идти двумя путями: устным и письменным, через посредство книг. При письменном заимствовании слово изменяется мало, при устном – сильнее. Заимствоваться слова могут непосредственно из языка в язык, а также через языки-посредники.

- Замените английские звуки и буквы русскими:

img2

   

Слайд 7

Слайд 8

9слайд

   Учитель англ/языка   – Выделите в словах, которые записаны в таблице и которые вы записали в этом упражнении сочетания букв, указывающие на то, что слово пришло из английского языка.  (какие это будут сочетания?)

(С помощью учителя ребята выделяют суффиксы – ор, – ер, – инг; буквосочетания дж, тч и записывают их в листочки)

– Обратите внимание на написание этих слов в русском языке, выделите суффиксы, подчеркните сочетания букв

I быт: миксер, шейкер, тостерджемпер,секонд-хенд 
II. Компьютер: принт
ер, браузер, сканер, ноутбук, Интернет 
III. Спорт: дайв
инг, боулинг, байкер, спринтер, матч 
IV. Массовая культура: рем
ейк, имидж, постер, хит, джаз (проверка)

Слайд 10

Слайд11 проверка

Признаки заимствованных   из английского языка слов

Признаки заимствованных слов

  • Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР  (митинг, брифинг, супермен, таймер)
  • Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ
  • Разделительный мягкий  знак (секьюрити)
  • Буквы Э/Е (риэлтор, постер)

  Слайд 12

Практическая работа на закрепление

Работа в группах

Исследование.

Мода или необходимость?

Исследование

Рефлексия, подведение итогов

Самооценка

 

Домашнее задание

Учитель англ/языка – Используя полученные знания, выделите среди написанных слов заимствованные из английского языка  и определите признаки, по которым вы их выделяете

Терраса,жюри, дайвер,штраф, джинсы, пенсионер, митинг, компьютер, вермишель, , штаб, крекер, матч, вундеркинд, шедевр, газета. (У вас должно быть 7 слов.)

(взаимопроверка   выполнения задания м/у группами , подводятся итоги работы в группах)

 Учитель русск/языка

 Мир не стоит на месте. Благодаря умеренному употреблению заимствований русский язык обогащается.

- Но всегда ли нужны заимствованные слова? Послушайте стихотворение-пародию “Бурное новословие” Н.П.Колесникова.

У торговцев, у послов
(да в любой газете)
Появилось много слов,
Непонятных, умных слов, 
Вот таких, как эти:
Ноу хау, чартер,
Тюнер, плейер, бартер,
Картер, брокер, лобби,
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему…

-Всегда ли уместно  использование   иноязычной лексики?

– Замените данные заимствованные слова русскими синонимами, при затруднении обращайтесь к словам для справок

Прайс-лист

Бейби

 Презент

 Суперстар

  Имидж

Постер

Уикэнд

Лузер

Фейс

Холидей
слова для справок :  малыш, подарок, звезда, образ, плакат, ,– выходные дни,
 неудачник, лицо, каникулы, прейскурант,

 Учитель русск/языка    В  заимствованиях нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь современного человека. Но   значение этих слов должно быть понятно как говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно. Умение правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к своему языку, к самому себе. Мода на престижные заимствованные слова оборачивается засорением языка и, как следствие, засорением сознания.

Прислушаемся к некоторым предложениям! Найдём примеры засорения языка и скажем проще и лучше.

Задание .отредактировать  текст. Те английские слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими синонимами.

  1. Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет. +
  2. Мама получила замечательный презент (подарок) на день рождения! -
  3. Мой брат любит слушать джаз. +
  4. После ланча я вышла на улицу. +/-
  5. Мой бой-френд (друг) такой клевый (умный)! -
  6. Маме подарили миксер. +
  7. В моей комнате много постеров (плакатов) с фотографиями суперстар (звезд кино, эстрады). –
  8. На авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х.+

Проверка  .  

-  Можно ли обойтись без  заимствований?

 Итак,  ответили мы на вопрос  :нужны ли заимствованные слова?

 как правильно заметил  Л..Н.Толстой, “ не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорня.”

   Учитель русск/языка                  Итак, ребята, на уроке мы говорили сегодня о…        (заимствованных словах)

 Какие слова называются заимствованными?

Какие  задачи  ставили на уроке?

Удалось решить   поставленную задачу? Каким способом?

Где можно  применить полученные знания?

– О чем заставил задуматься урок? (всегда ли уместно употреблять  заимствованные слова?)

Оцените свою работу на уроке,  поставьте + на полях, если отвечаете ДА, если НЕТ, то-  

1.узнали ли вы   что-то новое  для себя?

2.сможешь ли ты безошибочно найти  в тексте  заимствованное  слово?

3. знаешь ли ты признаки заимствованных слов?

4.знаешь ли ты как заимствованные слова  приходят в наш язык?

-у кого 3-4 + ?    молодцы!

У кого нет ,не огорчайтесь, , у вас есть ещё время для исправления.

(подсчитывают смайлики своей группы, оценку получает вся группа).

Разгадать  кроссворд.

Записать какие еще заимствованные слова вы используете в речи, подобрать русский синоним.

Используемые ресурсы

1.Маркова Е. О неологизмах англоязычного происхождения в современном русском языке // РОФ «Центр развития русского языка». www.ruscenter.ru

2.Наумова И.О. О некоторых лексических и фразеологических неологизмах английского происхождения в русском языке // Русский язык в школе. 2004. № 1. С. 89.

3. Наумова И.О. Компьютерные слова // Русский язык в школе и дома. 2004. №6. С. 15.

4. Нечаева И.В. Правописание иноязычных слов в свете действующих правил орфографии // Русский язык в школе. 2004. № 5. С. 76.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заимствованные_слова_в_русском_языке.        

 6. http://ru.wiktionary.org/wiki/Приложение:Заимствованные_слова_в_русском_языке

7.http://bbc.vo.uz/publ/2-1-0-25

8.  http://www.lingvotech.com/zaimstvovaniya

9. http://www.5english.com/promo/pc_english3.htm

 Слайд 13

Слайд 14 проверка

Слайд 15

Слайд16

Слайд 17проверка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок в 5 классе Русский язык Английский язык Учитель русского языка Шунько Т.Н. Учитель английского языка Абашева Ю.В.

Слайд 2

Правила работы в группе понять задание и подумать о решении самостоятельно; выслушать мнение каждого; найти общее решение; выбрать выступающего.

Слайд 3

Приглашение к завтраку

Слайд 4

«Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». В.Г.Белинский

Слайд 5

Задачи занятия: познакомиться с некоторыми английскими заимствованиями закрепить знания о типах речи выяснить, какими путями они проникли в русский язык правописание удвоенной Н в прилагательных научиться узнавать английские заимствования поразмышлять о разумном употреблении заимствованных слов Иноязычие – мода или необходимость?

Слайд 6

Задачи занятия: познакомиться с некоторыми английскими заимствованиями закрепить знания о типах речи выяснить, какими путями они проникли в русский язык правописание удвоенной Н в прилагательных научиться узнавать английские заимствования поразмышлять о разумном употреблении заимствованных слов Иноязычие – мода или необходимость?

Слайд 7

Распределите по тематическим группам английские слова и напишите обозначения по-русски быт компьютер спорт массовая культура англ рус. англ рус. англ рус. англ рус.

Слайд 8

Проверим: быт компьютер спорт массовая культура англ рус. англ рус. англ рус. англ рус. mixer toaster jumper миксе р тостер джемпер printer browser scanner noteboo k Internet принтер браузер сканер ноутбук интернет Diving bowlin g biker match sprinter дайвинг боулин байкер матч спринте р remake image poster hit jazz римейк имидж постер хит джаз

Слайд 9

Сравните русские и английские слова Doctor Football Tennis Internet Notebook Доктор Футбол Теннис Интернет Ноутбук

Слайд 12

Физминутка Hands up, hands down Hands on hips, sit down Hands up, to the side Bend left, bend right One, two, three – HOP! One, two, three – STOP!

Слайд 14

Выделите в словах сочетания букв, указывающие на то, что слово пришло из английского языка I .Быт : миксер, тостер, джемпер II.Компьютер : принтер, браузер, сканер, ноутбук, Интернет III.Спорт : дайвинг, боулинг, байкер, спринтер, матч IV.Массовая культура: ремейк, имидж, постер, хит, джаз

Слайд 15

Проверим: I .Быт : микс ер , тост ер , дж емп ер II.Компьютер : принт ер , брауз ер , скан ер , ноутбук , Интерн е т III.Спорт : дайв инг , боул инг , байк ер , спринт ер , ма тч IV.Массовая культура: р е мейк , ими дж , пост ер , хит , дж аз

Слайд 16

Конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР (митинг, брифинг, супермен, таймер) Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ (джемпер, джаз, джем) Буквы Э/Е (риэлтор, постер )

Слайд 17

Выделите среди написанных слов заимствованные из английского языка и определите признаки, по которым вы их выделяете Терраса, жюри, дайвер, штраф, джинсы, пенсионер, митинг, компьютер, вермишель, штаб, крекер, матч, вундеркинд, шедевр, газета. (У вас должно быть 7 слов.)

Слайд 18

Проверим: Терраса, жюри, дайвер , штраф, джинсы , пенсионер , митинг , компьютер , вермишель, штаб, крекер , матч , вундеркинд, шедевр, газета.

Слайд 19

Слова для справок каникулы малыш лицо звезда прейскурант неудачник подарок выходные дни плакат образ

Слайд 20

Отредактируйте предложения. Те английские слова, использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими синонимами. Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет. Мама получила замечательный презент на день рождения! Мой брат любит слушать джаз. После ланча я вышла на улицу. Мой бой-френд такой клевый! Маме подарили миксер. В моей комнате много постеров с фотографиями суперстар. На авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х.

Слайд 21

Проверим: Работая на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет . + Мама получила замечательный презент ( подарок ) на день рождения! - Мой брат любит слушать джаз. + После ланча я вышла на улицу. +/ - Мой бой-френд (друг) такой клевый ( умный )! +/ - Маме подарили миксер . + В моей комнате много постеров ( плакатов ) с фотографиями суперстар ( звезд кино, эстрады ). +/ – На авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х .+

Слайд 22

“ …не нужно от них открещиваться, но не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или телефон, чем дальнеразговорня.” Л.Н.Толстой

Слайд 23

Задачи занятия: познакомиться с некоторыми английскими заимствованиями выяснить, какими путями они проникли в русский язык научиться узнавать английские заимствования поразмышлять о разумном употреблении заимствованных слов Иноязычие – мода или необходимость?

Слайд 24

Оцените свою работу 1.Узнали ли вы что-то новое для себя? 2.Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте заимствованное слово? 3. Знаешь ли ты признаки заимствованных слов ? 4.Знаешь ли ты, как заимствованные слова приходят в наш язык?

Слайд 25

Домашнее задание : Разгадать кроссворд Записать ,какие еще заимствованные слова вы используете в речи, подобрать русский синоним.

Слайд 26

М О Л О Д Ц Ы ! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Презентация "Исконно русские и заимствованные слова"

Материалы презентации можно использовать при подготовке к уроку в 6 классе (раздел "Лексика"), а также на факультативном занятии при подготовке к ЕГЭ....

Презентация "Заимствованные слова в русском языке"

Данная презентация может использоваться и как внеклассное мероприятие по русскому языку в средних классах....

Исконно русские и заимствованные слова

Данный развернутый план урока разработан с учетом знаний учащихся. Цель данного урока - формировать практическое умение правильного использвания в обиходной речи исконно русских и заимствованных слов....

Интегрированный урок на тему "Заимствованные слова"

Интегрированный урок русского и английского языка рассчитан на учащихся 8-х классов.Ход урокаУ-1 -учитель русского языка,У-2 -учитель английского языка.Учащиеся рассаживаются по группам (2 группы)Этап...

«Из истории слов» заимствованные слова

Цели: познакомиться с происхождением слов на тему «Овощи» и « Фрукты.»...