Инновационные технологии в обучении русскому языку
статья по русскому языку на тему

Грачева Галина Анатольевна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_v_obuchenii_russkomu_yazyku.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Г. А. Грачева

(МКОУ Таловская СОШ)

Таловский район

Инновационные технологии в обучении русскому языку

   В настоящее время в стране реализуется Концепция модернизации Российского образования. Образованность общества должна стать основой для решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций. Модернизация образования требует внедрения инновационных технологий, способных подготовить ученика к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников, изменяющим как способы презентации и усвоения знаний, так и тип овладения ими. Цель таких методик — активизировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями. Учащиеся под руководством учителя сами овладевают знаниями. Новые технологии позволяют реализовать одну из основных целей обучения русскому языку (развитие коммуникативной личности), то есть дают возможность перейти от изучения языка как системно-структурного образования к изучению его как средства общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на продуктивно-творческий уровень.

Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения русскому языку является технология проектов. Этот метод предполагает организацию совместной или индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным предъявлением результатов своей деятельности. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Как же организовать проектную деятельность? Начинать следует с выбора темы проекта, его типа, определения количества участников. Далее учителю необходимо продумать проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помочь учащимся их осознать, сформулировать. Учитель нацеливает учащихся на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения. Результатом такой работы должен стать какой-либо научный продукт (доклад, реферат, презентация, сообщение и т.д.)

Интересен опыт проведения проекта по теме «Нужна ли нам буква ё?» Проект был реализован с учащимися 8 класса. Целью его было изучение истории буквы ё и исследование частоты ее употребления в современном письме. Учащимися решалась проблема: правомерно ли факультативное написание буквы ё? Учениками совместно с учителем были отобраны источники информации: книги, газетные и журнальные публикации, словари, справочники, ресурсы сети Интернет. На этапе обработки информации был проведен анализ литературы, имело место обобщение, сопоставление с уже известными фактами, сделаны аргументированные выводы. Итогом проекта явилась презентация результатов исследования.

   К инновационным технологиям можно отнести также разнообразные игровые методики. Игровая задача заинтересовывает школьников и помогает включиться в учебную деятельность. Мной на уроках используются такие методики, как «Кластер», лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Собери пословицу», «Угадай профессию»), игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Третий лишний», «Умный редактор»), различные виды нестандартных диктантов (самодиктант, диктант-провокация, диктант-молчанка, диктант-шутка, фотодиктант). Остановимся на некоторых из них.

Кластер (карта-схема, «осьминог», «снежинка» и т. п.). Работая по этому методу, ученики в середине листа или доски пишут ключевое слово (тему), а вокруг записывают слова, словосочетания, предложения, связанные с этой темой (например, в центре записывают «Имя прилагательное», а вокруг — все грамматические характеристики этой части речи, причем постоянные признаки можно записывать отдельно от непостоянных, в два круга). Эту методику можно использовать как для  индивидуальной, так и для групповой работы в классе.

Диктант-молчанка неизменно вызывает интерес у школьников любого возраста. Проводить его может не только учитель, но и сами учащиеся. Проводящий диктант не должен произносить ни слова вслух, вместо этого он демонстрирует ученикам серию действий или изображений, которые нужно облечь в словесную форму и зафиксировать на бумаге. Также может быть использован фрагмент фильма либо мультфильма с выключенным звуком. Учащиеся должны записать все увиденное. Затем осуществляется взаимопроверка. Например, учитель дает задание: просмотрев видеозапись, запишите последовательность действий главного персонажа, ставя все глаголы в форму 2-го лица единственного числа настоящего времени, выделите окончания глаголов, объясните орфограммы. Можно попросить одного ученика выполнять какие-либо действия (например, имитировать работу строителя), а остальные учащиеся должны записывать глаголы, характеризующие действия одноклассника в форме 3-го лица единственного числа, выделяя орфограммы. Затем проводится проверка по цепочке.

Такой тип диктанта, как диктант-провокация редко используется в школьной практике, хотя является перспективным видом диктанта. Его название определяется особенностями его проведения: учитель искусственно создает трудности при диктовке текста, что провоцирует учеников и требует гораздо большей сосредоточенности на материале. Учитель диктует небольшие тексты каждый раз в новом темпе (то растягивая слова, то ускоряя темп), либо громким шепотом или, наоборот, повышая интонацию (как бы выступая на сцене перед большой аудиторией). Учитель может проговаривать слова так, как их произносил бы человек с различными дефектами речи (картавость, шепелявость). Как правило, учащимся интересен этот вид диктанта, они с удовольствием включаются в предложенную ситуацию и подыгрывают учителю.

При проведении диктанта-шутки  создается атмосфера открытости, доброжелательности  общения, что помогает повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности. Учитель диктует текст, в котором высока концентрация слов на определенное правило либо словарных слов. Такие тексты получаются веселыми и вызывают положительные эмоции у учеников. Они снимают у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания диктанта становится более желанным, а, значит, и более плодотворным. Диктант-шутку можно проводить как на начальном этапе урока для актуализации уже полученных знаний, так и на этапе подведения итогов урока. Можно попросить учеников составить собственный веселый диктант, используя предложенные учителем слова, а также организовать такую работу в парах. Диктант-шутка может стать и творческим домашним заданием. Тогда один ученик диктует составленный им текст одноклассникам, а затем организуется самопроверка с помощью интерактивной доски, на которую выведен текст.

Таким образом, использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала, помогает формированию творческой личности, активной и целеустремленной, ориентированной на постоянное самообразование и развитие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Инновационные технологии в обучении русскому языку

Понятие "инновация". Методы обучения по инновационным технологиям. Описание гуманно-личностных технологий, Основы технологии сотрудничества....

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы

статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы"....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе...