Обобщающий урок по теме "Наречие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Чинова Любовь Александровна

Данный урок представляет собой систематизацию и обобщение знаний по теме "Наречие" в 6 классе. Задания носят творческий характер, способствуют развитию речи, обогащению словаря, дифференцированы по уровню сложности. Возможна работа как индивидуально, так и в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Систематизация и обобщение по теме «Наречие»

Урок творческого обобщения

6 КЛАСС

Наречия живописуют речь.

А.С. Пушкин      

Цели:

Предметные: актуализируют  полученные ранее знания  о наречии; устанавливают отличительные особенности наречий: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; находят в тексте; используют их в практической деятельности, совершенствуют орфографическую зоркость.

Метапредметные: создать условия для коммуникативной и лингвистической компетенций обучающихся, для развития аналитических способностей учащихся (логические УУД); для  практического применения полученных знаний, для проявления интереса к изучению русского языка, к чтению книг; воспитывать культуру речи: предупреждать грамматические и речевые ошибки в образовании и употреблении наречий. 

Оборудование: компьютер, презентация Power Point, , раздаточный материал, музыка

Время

Этапы и содержание урока

Оснащение

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Презентация

Слайд №1

Читает эпиграф.

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, какое слово зашифровано.

- Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?

Правильно. Мы систематизируем полученные знания и проверим на практике, как вы освоили эту тему. А урок наш пройдёт в форме творческого обобщения.

Придумайте название своей команде, чтобы оно выражалось наречием.

Наречие

Повторим изученное.

Мотивационный момент

В качестве разминки предлагаю вам загадки.

Команды отвечают по очереди

От групп на доске ученик выпишет наречия, а ответ скажут представители групп.

1) Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, другим не дает.

2) Стоят вместе, ходят врозь.

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

5) Встает рано, ложится поздно, светит ярко, греет жарко.

6) Всегда видятся, а вместе не сходятся.

Пила        

 Ноги

Барабан          

     

     

Дождь    

Солнце  

Пол и потолок

 

Актуализация знаний

 Орфографический марафон

Слайд

Раздаточный материал

«Узнай в лицо»

 Какие слова являются наречиями?

а) завтрак, б) завтра, в) завтрашний, г) позавтракав.

 -По каким признакам мы находим наречие?

 - При изучении темы мы узнали много орфографических правил. Посмотрим, как вы умеете их применять на практике. Обоснуйте свой выбор

2) Отметьте наречия, в которых пишется Н:

а) безвкус…о одет, б) рискова…о поступил, в) излиш…е раскован, г) испуга…о вздрогнул.

3) В каком наречии на конце пишется буква О?

а) кипуч…, б) хорош…, в) зловещ…, г) умоляющ…

4) В каких наречиях на конце пишется буква А?

а) дотемн…, б) насух…, в) справ…, г) исправн…

5) Какие наречия пишутся раздельно?

а) (на)скаку, б) (в)двое, в) (во)первых, г) (под)силу.

6) Слитное написание наречий

А) (не) лепо, б) (не)интересно, в) (не) узко, а широко, г)(не) широко, но ровно

7) Дефис и раздельное написание

Машет (по прежнему), (по)прежнему пути, (по)праздничному городу, (по) настоящему отдохнуть, говорить (по) французски, идти (по)осеннему лесу,  (по)осеннему хмурые дни, встретиться (по)дружески, (по)старому следу, (по)вчерашнему прогнозу погоды.

8) Сравните

Мягкий знак тайно влюблён в некоторые наречия. Но у него слишком мягкий характер, и он проявляет знак внимания к существительным. Но дружбы у наречий с сущ. не получается: они слишком разные. Поэтому разместите их сейчас в разные колонки. Но сначала их надо образовать от предложенных слов.

Глухой – сущ.. отмахнуться -нар., сушёный – сущ., терпеть -  нар., скакать – нар., тихий – сущ., горчить – сущ., точный – нар., сплошной – нар., изнемогать – нар., плакать – сущ.. мелкий – сущ.

Морфемный  и словообразовательный разбор

Синтаксическая пауза

А) Скоро наступит завтра.

Б) На улице душно.

Сравните. Подчеркните по членам предложения.

- Мы оделись по-зимнему. – По зимнему небу ползли облака.

Завтра

Даёт определение

В наречиях пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образуются

После шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е

Применяем правило «Окна»

Наречия движения пишутся раздельно – на скаку

Наречие

Сущ.

наотмашь

глушь

невтерпёж

сушь

вскачь

тишь

Точь-в-точь

горечь

сплошь

плач

невмочь

мелочь

Подлежащее

Сказуемое

Обстоятельство

Слайд

Орфоэпическая минутка

МЕльком, назлО, бЕз толку, добелА, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, дОсыта и досЫта, завИдно, заОчно, издалекА, навЕрх, надОлго, тОтчас, нАбок,

по-мОему, по моемУ мнению,

по-твОему, по твоемУ желанию

Интернет

Инсценировка “Рецепт”.

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

 – В каком классе ты учишься, молодой человек?

    – В 6 “Бы”.

    – “Бы?” Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

    – Нормально. Жутко дружно, ужасно весело...

 – Жутко дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

 – Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учитель в пух и прах хвалит.

 – Нормально... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.

– Какие случаи неправильного употребления наречий вы услышали? В чем здесь ошибки?

 -  Что значит в пух и прах?

Для какого стиля речи характерен этот фразеологизм?

Жутко лучше заменить очень

Фразеологизм

 Совсем, полностью. Окончательно уничтожить. Разбить в пух и прах

Разговорный

Слайд

Замените данные фразеологизмы синонимичными наречиями

1) Положа руку на сердце

 2) У черта на куличках

 3) Рукой подать

 4) Как в аптеке

5) Битый час

6) Бок о бок

7) Душа в душу

8) На веки вечные

(честно)

(далеко)

(близко)

(точно)

(долго)

(рядом)

(дружно)

(навсегда)

 Как превратить существительные вечер, зима, миг в наречия? Составьте с ними предложения

Как называется такой способ образования новых слов?

Зимой очень холодно.

Вечером мы всей семьёй читали повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Наш автомобиль мигом доставит вас до аэропорта.

Переход из одной части речи в другую

II. Реклама.

В редакции газеты

- Ребята! На дом вам было дано творческое задание: составить текст объявления для различных организаций – магазинов, фирм, учебных центров.  Вами были созданы очень интересные работы. Лучшие из них сейчас представят наши дизайнеры.

Напомню, что объявление должно быть составлено не более чем из 30 слов, но включать как можно больше наречий. Слушая наших коллег, вы должны в тетради записать название фирмы и число наречий.

 

Наборщик проецирует на доску слайды презентации (приложение 1), копии лежат на столе у редактора.

(Выходят ученики по очереди)

 

 

Образцы объявлений.

 

1. Магазин «Уж замуж невтерпеж!»

ждёт своих клиентов всегда. Дешёво, красиво, аккуратно  сшитые платья подойдут для самых требовательных невест. Нетерпеливо ждём своих клиентов.

 

2. Учебный центр «Назубок».

Хотите изучить языки?

Опытные специалисты качественно,  быстро и доступно обучат вас говорить по-английски, по-немецки, по-французски.

Непременно обратитесь к услугам наших специалистов.

 

3.  Фирма «Ягуар».

Водители фирмы работают круглосуточно.

Быстро и комфортно доставят вас в любую точку города и области.

Звоните немедленно. Вызов и посадка - бесплатно.

 

4.Хотите приобрести цветы?

Это можно сделать дешёво в нашем магазине «По-летнему».

Мы обслужим вас быстро, приветливо, уважительно, внимательно, лучше всех!

Спешите к нам немедленно.

 

5. Уважаемые дамы и господа!

Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой ходовой, самой вкусной, актуальной профессией:

повар - кулинар – кондитер.

Работать нужно вручную быстро, оперативно, тютелька в тютельку.

Приглашаем вас в нашу школу ежедневно.

 

6. Магазин «Шагом» предлагает обувь для всех возрастов.

Удобно, красиво, современно, стильно, аккуратно сделанная обувь подойдёт всем.  Наша обувь сделана вручную, ждём всех от мала до велика.

 

-  Молодцы! Все вы прекрасно потрудились, и я думаю, ваши объявления многих заинтересуют.

Слайд

Степени сравнения наречий

Найдите формы неправильного образования степеней наречий и запишите их в тетрадях в исправленном виде:

Моложе, дальше, звончее, красившее, прямее,  горше, более тонко, более легче.

. Корректорский отдел.

Уважаемые журналисты, любой экземпляр газеты – результат не только вашей деятельности, но и кропотливой работы корректоров. Именно они исправляют ошибки и доводят до совершенства любой материал. На доске и в первом компьютере - статья начинающего журналиста, в которой допущены орфографические ошибки в наречиях.

Отрывок из статьи начинающего журналиста

,,Сережа прыгнул вверх не высоко. Друзья немедлено переглянулись. Сережа давным давно не тренировался и теперь не мог занова повторить трюк. Мальчик еще раз подпрыгнул и хотел достать шарик. Но сново чуть чуть промахнулся. По прежнему друзья недоумевали. Им было невтерпежь подбодрить друга…

Ученик за компьютером правит текст

Остальные на карточках

Блицтурнир.

Могут ли наречия употребляться при существительном? Приведите примеры.

Можно ли определить вне текста, к какой части речи относятся слова - глубоко, широко, далеко? /

Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами?

Перечислите подряд пять дней недели, не называя их.

В тетради запишите как можно больше наречий, начинающихся с на- /набекрень, намертво, набело, наедине, насмарку, навытяжку, навеки, навылет, навзрыд, набок, навыворот, намертво, наповал. Начистоту, наяву, нараспев, начеку, настрого…

/Езда верхом, путешествие пешком, бег вприпрыжку, разговор шепотом, прогулка вдвоем, чтение наизусть./

Нет! Эти слова могут быть не только наречиями, но и средним родом краткой формы прилагательного./

/Вокруг да около/.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/

Слайд

вдогонку

— догонка («окончание гонки»)

вдребезги

— дребезг («осколок, черепок»)

взаперти

— заперть (от «запереть»)

внутри

— утрь («внутренность»)

вопреки

— прек («спор, запрет»)

всмятку

— смятка («некрутое состояние»)

второпях

— торопъ («поспешность»)

исподтишка

— тишок (от «тихий»)

кубарем

— кубарь («волчок»)

набекрень

— бекрень («бок»)

наверняка

— верняк (от «вера, верить»)

нагишом

— нагиш («голый»)

наизусть

— изустъ («память»)

нахрапом

— храп («сила»)

Сообщение ученика

Из истории

Теперь канаты и верёвки делают на специальных фабриках, а раньше этим промыслом занимались целые сёла. Заедешь в такую деревню и удивишься: стоят на улицах столбы с крючьями, а от них канаты тянутся к деревянным колёсам. Их вращают, бегая по кругу, лошади. Такое приспособление называлось — просак.

Туго закручивающийся в просаке жгут мог изорвать случайно попавшую туда одежду и даже покалечить человека. Отсюда и пошло выражение попасть впросак — «запутаться, оказаться в трудном положении».

Какие речевые ошибки возможны при употреблении наречия?

1. (Вперед, сначала) подумай, потом отвечай.

2. Отряд двинулся в путь, (спереди, впереди) шел вожатый.

3. Держитесь более (свободно, свободнее).

4. Раздели яблоко (напополам, пополам).

 Замени наречие фразеологизмом:

сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.

Тьма-тьмущая (много)

Черепашьим шагом (медленно)

Кот наплакал (мало)

Сломя голову (быстро)

Работать не покладая рук (усердно)

За тридевять земель (далеко)

Хоть глаз выколи (темно)

Ни свет ни заря (рано)

Проверка словарного запаса учащихся.

Вывешивается репродукция картины А.А. Дейнеки “Оборона Севастополя”.

– Какое впечатление производит картина?

– Записать как можно больше наречий, необходимых для более точного и эмоционального описания изображенного на картине, особенно героев картины.

После проверки данного задания предлагается учителем следующий материал:

 слева мы видим; справа изображен; стойко сражаются; бьются насмерть; бесстрашно; самоотверженно; высоко подняв автомат; идут в атаку плечом к плечу; решительно, стремительно бросаются на врага; отчаянно, упрямо, сильно размахнувшись; широко расставив ноги; смертельно раненный; упадет навзничь; твердо стоит; погибнет героически; гневно, с ненавистью смотрит на фашистов; с трудом поднимаются; немало врагов; погибнут бесславно; лежит ничком; сражаются не щадя своей жизни.

– Как еще можно назвать картину?

(Восхищение мужеством, героизмом черноморцев.)

Домашнее задание

Дописать творческие работы, кроссворд

Рефлексия

Что  усвоили на уроке?

Чем запомнился? 

C:\Users\ADE4~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....