"Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бутакова Татьяна Александровна

Урок усвоения новых знаний. 5 класс. К конспекту прилагается электронная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.15 КБ
Файл Электронная презентация836.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: «Корень слова».

Школа: МОУ ООШ №4.

Класс: 5А.

Учитель: Бутакова Т.А.

Дата проведения: 6.04.2018г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

1. Дать понятие о корне как о морфеме.

2. Научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова, отличать их от омонимичных.

Задачи урока:

  1. Предметные: формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения; знакомство с омонимичными корнями; формирование навыков разграничения омонимичных корней.
  2. Метапредметные: развитие орфографической зоркости; развитие наблюдательности и логического мышления.
  3. Личностные: формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

Структура урока.

 1. Оргмомент.

2. Мотивация.

3. Актуализация знаний.

4. Введение в тему урока.

5. Объяснение темы урока.

6. Закрепление по теме.

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия.

                        Ход урока

1. Оргмомент.

- Добрый день, ребята! Настройтесь на продуктивную работу, мы начинаем наш урок! Мы продолжаем изучать раздел «Морфемика». Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Мотивация.

- Во время нашего урока мы будем собирать «секреты», которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и успешно выполнить все задания.

- Давайте вспомним, что мы знаем о «Морфемике»?

3. Актуализация знаний.

 Продолжи предложение:

Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)

Морфема – это. . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень, суффикс, окончание, основа).

4. Введение в тему урока.

-Молодцы! Мы уже изучили окончание и основу слова, а для того, чтобы узнать, какая часть слова ждёт нас сегодня, посмотрите на слайд. (1).

Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.

- Правильно, ребята! Итак, тема нашего сегодняшнего урока? Верно,

сегодня мы будем изучать самую важную часть слова – корень и узнавать его «секреты». Запишите тему в тетрадь.

- Как вы думаете, каковы цели нашего занятия? (научиться правильно выделять корни в словах, подбирать однокоренные слова).

5. Объяснение новой темы.

- Перед вами карточки. Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы.

Как нас раду…т кр…сота и ар…мат п…левых цв…тов! Но часто к ним

тянутся жадные руки и безжалос…но рвут их.

Давайте бер…жно относиться к каждому цветоч…ку!

- Ребята, давайте выразительно прочитаем эти предложения.

- Можно ли назвать это текстом?  Вспомните, что такое текст?

- Какая тема этого текста? Чему учит данный текст?

 - Выделите корни в словах первого предложения. Прочитайте слова без корня.

- Можно ли без корня понять значение слова?

- Какой первый секрет корня мы открыли? (Вывод 1: корень – главная значимая часть слова). (Слайд 2). Запишем вывод в тетрадь.

Молодцы, ребята! Мы сделали первый вывод и двигаемся дальше.

Лингвистическая сказка.

   Жил-был много лет назад корень –земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

   Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня – земл - . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.

 - Работа с деревом корней (слайд 3).

-  Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве? Придумайте слова с корнем -земл-, запишите в тетрадь.

(земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)

- Молодцы, вы вырастили много слов из корня –земл-. Скажите, какими частями речи являются эти слова?

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

Вывод 2 (слайд 4). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. Записываем вывод в тетрадь.

- Итак, ребята, мы сделали уже два вывода о корне, а сейчас немного поиграем. Игра называется «Третий лишний». Я называю слова, а вы находите лишнее.

Слепой, ослепнуть, слепок.

Гора, горе, горный.

Честный, чеснок, бесчестие.

Водичка, водитель, водяной.

Спешить, пеший, пешеход.

-Скажите, как называются слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но имеющие разное значение? (Омонимы).

-Так же называются и корни, близкие по звучанию, но разные по значению. Омонимичные корни.

- Какой третий вывод мы сделали?

Вывод 3 (слайд 5): Корни, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимичными. Они не являются однокоренными.

Запишем в тетрадь.

6. Закрепление по теме.

- Ребята, сегодня корень открыл нам несколько своих секретов, а чтобы проверить, как вы их запомнили, мы напишем тест.

Выбери верное утверждение.    

1. Корень – это…

А) главная значимая часть слова,

Б) часть речи,

В) часть предложения.

2. В корне заключено…

А) значение одного слова,

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень, нужно…

А) изменить слово,

Б) подобрать однокоренные слова,

В) объяснить значение слова.

4. Однокоренные слова…

А) могут быть только одной частью речи,

Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

5. В какой строке записаны слова с омонимичными корнями?

А) длинная коса, косить траву, косой заяц;

Б) водяной, водица, подводный;

В) трава, травяной, травинка.

6. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) озеро, за озером, озёра;

Б) солнце, солнечный, солнышко;

В) спокойному, спокойная, спокойного.

7. Итоги урока.

- Молодцы! Вы отлично потрудились! Самыми активными сегодня были … Оценки за тест вы получите на следующем уроке.

8. Рефлексия.

- Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о корне?

- Было ли вам интересно?

9.Домашнее задание.

- Запишите домашнее задание в дневник. В тетради «Скорая помощь» упр. 183, стр.7. А для тех, кто хочет дополнительных знаний и оценок, есть творческое задание: написать лингвистическую сказку о корне.

Всего доброго, до свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Из вставленных букв составьте слова. Хок…ей, м… рфема , тер… итория , извинит…, тен … ис , буд…те добры ; …делать, кол… екция , пр… стите , здра … ствуйте , бл … годарю . Корень слова

Слайд 2

Вывод 1: Корень – главная значимая часть слова.

Слайд 3

- земл - землица земляной приземлиться земельный заземлить

Слайд 4

Вывод 2: В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Слайд 5

Вывод 3: Корни, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимичными. Они не являются однокоренными.

Слайд 6

Домашнее задание: Стр.7, упр.183 в тетради «Скорая помощь». Написать лингвистическую сказку о корне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"

Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Корень слова. Однокоренные слова

Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Корень слова,однокоренные слова.

Конспект урока "Корень слова"....