Из опыта работы
план-конспект урока по русскому языку на тему

Булдакова Людмила Николаевна

Урок   по теме "Н и НН в прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.n._buldakova._2_urok_po_teme.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок   по теме "Н и НН в прилагательных"

 

Цель урока: знакомство с новым орфографическим правилом.

        Задачи

  •  Обучающие: формирование навыка написания н и нн в прилагательных, образованных от существительных; повторение морфемно-словообразовательного разбора;
  • Развивающие: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация  познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;
  • Воспитательные: воспитание творческого самовыражения; умения работать  в группе.

Задачи урока:

- сформировать эмоциональный настрой;

- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

- организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;

- организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

- обобщить изученный материал;

- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;

- определить направления для дальнейшего изучения темы.

Тип урока: урок  получения новых знаний.

Методы урока:

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)

4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы «Фишбоун»)

5) методы контроля результатов обучения

 Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- групповая;

-  парная

Этапы урока:

Встреча с проблемой

  1. Актуализация имеющегося знания и опыта
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Осознание и формулирование проблемы

Построение знаний

  1. Анализ имеющейся информации
  2. Определение направления и выбор методов исследования
  3. Поиск решения
  4. Обобщение полученных данных
  5. Сопоставление с культурным аналогом
  6. Формулирование окончательных выводов
  7. Применение полученных знаний

Рефлексия

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, презентация “Н и НН в прилагательных” компьютер, таблицы и памятки, листы формата  А3 с напечатанными словосочетаниями, маркеры, карточки-задания для работы в группах, ответы-заготовки для таблицы «Фишбоун» (согласно правилу)

 

ХОД УРОКА

 I.Организационный момент.

 Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Всё ль в порядке

 Книжка, ручка и тетрадка?

 Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!

II. Повторение изученного о прилагательном. (Слайды № 2)

 а). «Тест– опрос»:

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное

Б) Имя существительное

В) Глагол

2) Какое слово называет признак предмета?

Книга – наш надёжный помощник.

А) первое

Б) третье

В) четвертое

3) Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

А) верного (друга)

Б) о хорошей (книге)

В) интересный (сюжет)

4) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое

Б)  дополнение  

В) определение

5) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам

Б) по числам

В) по спряжению

6) Найдите прилагательное в превосходной степени

А) красивее

Б) богатейший

В) более интересный

Встреча с проблемой

1 Актуализация имеющегося знания и опыта

 -  А сейчас послушайте лингвистическую загадку.

После корня он стоит

Перед окончанием.

Его я если заменю,

Другое слово получу. (Ответы детей – суффикс) (слайд№3)

- Предлагаю выполнить следующее задание – написать словарный диктант. 1 обучающийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Словарный диктант.

Кузнечик, сыночек, шалашик, клубочек, каменщик, добытчик, гардеробщик, разносчик, фонарщик, медвежонок, зайчонок, лисёнок, библиотекарь.

- Какой вывод можем сделать?

(Ответ работающего у доски ученика)

 2. Создание проблемной ситуации

- Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что можете сказать? Слайд №4.)

(записаны словосочетания с пропущенными буквами в суффиксе)

- Предлагаю эту работу выполнить в группах

(Дети получают эти же слова, записанные  на листах формата А3, работают маркером, затем вывешивают на доску, в случае одинаковых вариантов учитель готовит свой)

Кожа…ая куртка

Серебря…ые часы

Гуси…ое перо

Клюкве…ый сок

Туман…ая даль

Ко…ый завод

Искусстве…мех

Дли…ая ночь  (После раздачи материала (Слайд №4)

 

  1. Осознание и формулирование проблемы

- Итак, ваши мнения разошлись. Подумайте и скажите, на какой вопрос нам нужно найти ответ, чтобы разрешить возникшие у нас разногласия?

(Дети формулируют вопрос, учитель, если необходимо, корректирует формулировку и записывает его, используя прием «Фишбоун». Эта таблица заранее начерчена на доске  и записывают тему урока)

Записывается в «голову» таблицы. От чего зависит выбор написания Н  и НН в суффиксах прилагательных?

                                                                                                                                               

(В «голове» фиксируется проблема урока, на верхних «косточках» - правило; на «нижних» - примеры; в «хвосте» - вывод).   (Слайд№ 5)

   (Цели урока слайд№ 6)            

Построение знаний

1. Анализ имеющейся информации

- Чтобы решить возникшую перед нами проблему, давайте вспомним, что нам уже известно о суффиксе?

(Фронтальный метод  работы, ответы детей оформляются в виде кластера) Слайд №7)

  Строитель          думать

                             думал    

                                                                                                                       

                                                                                                                             и другие

2. Выбор методов исследования

- Достаточно ли этих сведений, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

(нет)

- Что в таком случае нам нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

 

3. Поиск решения

(дети объединяются в пары, получают карточки с материалом для наблюдений)

Задание: Проведите исследование слов и  проанализируйте их по следующей схеме.                                        

                                               +  ^   …      

Посмотрите,  от какой части речи образовалось прилагательное, при помощи какого суффикса. Сколько букв н пишется в данном суффиксе. Сделайте вывод. Ответ покажите графически. Один пример проиллюстрируйте для таблицы «Фишбоун».

 1)  кожаная ….               2) гусиный…                  3) сонный….         4) клюквенный…

Серебряная….               воробьиное…                 законный…          информационный…

Глиняный….                 журавлиная…                туманный…           искусственный…  

Песчаный…                  лошадиный…                 конный…              революционный…

Ледяной…                     орлиный…                     длинная…             соломенный…

(Ответы детей. Слайд №8) 

  1. Обобщение полученных данных

(используется прием «Фишбоун», дети прикрепляют карточки в соответствующие места таблицы)

               

  1. Сопоставление с культурным аналогом.

- Давайте обратимся к учебнику и сравним свои выводы с выводами ученых. (п 105 стр. )

- Что можете добавить к полученной информации?

(дети: есть ещё слова исключения и краткие прилагательные.  Они заранее записаны учителем на карточках, прикрепить в таблицу «Фишбоун»)

  1. Формулирование окончательных выводов

- Сделайте вывод, от чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?

(ответы детей: количество н зависит от суффикса, при помощи которого это прилагательное образовалось)

Ответ заносится в таблицу «Фишбоун»

Физкультминутка. Поработали мы дружно, отдохнуть теперь нам нужно

(Проводит физкультминутку ученица.

 Мы ладонь к глазам приставим,

 Ноги крепкие расставим.

 Поворачиваясь вправо,

 Оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из - под ладошек.

 И направо! И ещё

 Через левое плечо!

 Все ребята дружно встали

 И на месте зашагали.

 На носочках потянулись

 И друг к другу повернулись.

 Как пружинки мы присели,

 А потом тихонько сели.

 

7. Применение полученных знаний

-  Немного отдохнули. А теперь послушаем стихотворение из «Радионяни»

Хоть мы умны не по годам,                  Здесь Н одно лишь подойдёт,

Не всё нам ясно и понятно.                   А два тут вовсе не годится.

А сколько Н писать в АН, ЯН? –         А где два Н? Простой ответ:

Нас мучит всех невероятно.                  В окне с поверхностью стеклянной,

Как ни верти, как ни мудри,                 Где оловянный шпингалет

Но с этим суффиксом при встрече,      И подоконник деревянный.

Сперва внимательно смотри,               Туман одно имеет Н,

Какая встретилась часть речи.            Но если город стал туманный,

Для прилагательных давно                   В основе Н и суффикс Н,

Записано в учёных книжках:               И получается два Н,

Когда АН, ЯН, то Н одно                       Запомним этот случай странный.

И больше никаких излишков.

Румяный Дед Мороз взмахнёт

Серебряною рукавицей.

(Слайд №9.)

 1. «Всё познаётся в сравнении» Объясни написание пропущенных букв: (Слайд № 10) (устная работа)

Сегодня ветре...ая погода.

Дорога покрыта ледя...ой коркой.

Я живу в каме...ом доме.

Тот исти... ый друг, кто честен и прям.

Мы пошли на земля...ой вал.

В небе слышится журавли...ый крик.

2. «Кто быстрее?»  Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе две Н, а потом прилагательные с одной Н в суффиксе. (Слайд № 11)

Станцио...ый, кури..ый, торжестве...ый, овся...ый, шерстя...ой, обеде...ый, оловя...ый, кожа...ый, деревя...ый, звери...ый, торфя...ой, экскурсио...ый, письме...ый, стекля...ый, авиацио...ый, песча...ый, костя...ной, обыкнове...ый

Взаимопроверка. (Слайд № 12)

НН

Н

станционный

торжественный

обеденный

оловянный

деревянный

экскурсионный

письменный

стеклянный

авиационный

обыкновенный

куриный

овсяный

шерстяной

кожаный

звериный

торфяной

песчаный

костяной

3.Проверка первичного усвоения знаний (можно с использованием таблицы и памяток,  таблица у каждого ученика).

Н

НН

1.Суффиксы –АН, –ЯН, –ИН

кожАНый ГлинЯНый ГусИНый

1. Исключения: деревЯННый

стеклЯННый

оловЯННый

2.Исключение: ветрЕНый

2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

соломЕННый, революциОННый

2. Суффиксы –ЕНН, –ОНН

соломЕННый, революциОННый

В кратких прилагательных пишется столько же букв  Н, сколько и в полных:             цеННая вещь            вещь цеННа

“Проверь себя”  (Слайд № 13)

1.тума...ая погода

2.ветре...ый день

3.пря...ый запах

4.кури...ый бульон

5.маши...ая работа

6.болезне...ое состояние

7.здание совреме...о

8.стари...ые часы

9.ю...ое лицо

10.ледя...ая гора

11.вещь це...а

12.петуши...ые бои

13.жестя...ая коробочка

14.жизне...ая драма

15.величестве...ая колонна

16.лебеди...ый крик

Самопровека. (Слайды №  14-15) Поставь себе оценку:

“5” - за 14-16 правильных ответов

“4” - за 11 -13 правильных ответов

“3” - за 8- 10 правильных ответов

“2” - за 5 - 7 правильных ответов

“1” - за 4 и менее правильных ответов

туманная

ветреный

пряный

куриный

машинная

болезненное

современно

старинные

юное

ледяная

ценна

петушиный

жестяная

жизненная

величественная

лебединый

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

– С чем познакомились в ходе урока? Чему научились? (с правописанием Н и НН в суффиксах прилагательных, научились различать, когда писать в прилагательных одну Н, а когда две Н.)  

Было интересно ...

Было трудно ...

Я выполнял задания...

Теперь я могу...

Я научился...

VII. Домашнее задание. Параграф 105, упражнение 422. (Слайд № 16)  

Литература.

  •  Дубовец  И.Н. Повторение и контроль. Тесты, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением. – М..: Планета, 2011. – (Качество обучения).
  •  Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. – М.: «Просвещение», 2006.
  •  Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: Т.А. Костяева- М.: Просвещение, 2006.
  •      Михайлова С.Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы / С.Ю. Михайлова, О.Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.
  •  http: //  festival, 1 september (газета 1 сентября, открытые уроки, мероприятия).
  • http: // pedagog, bylsocpres. Htm (презентации уроков)/
  • www. k-yroky. ru (в помощь современному учителю)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...