ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УРОКОВ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА В ШКОЛЕ VIII ВИДА
статья по русскому языку на тему

Исланова Тамара Анатольевна

Статья из опыта работы учителя-предметника коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovoe_pismo_v_shkole_8_vida.docx363.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ  УРОКОВ  ДЕЛОВОГО

ПИСЬМА  В  ШКОЛЕ VIII   ВИДА

     Основная  задача  коррекционной  школы  VIII  вида  -  научить ребенка  адаптироваться  в современных условиях жизни, поэтому главное свое назначение мы видим в подготовке наших воспитанников к самостоятельной жизни и труду. Нам очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы- интерната, где его любили и опекали, не растерялся бы в этой сложной жизни, мог самостоятельно реализовать себя.

     Для этого необходимо обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующими не только предметной подготовке, но и становлению социального опыта, коррекции его личности на всех этапах обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

     Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений является необходимым условием для успешной  социальной  адаптации  учащихся. Решению этой задачи должны способствовать уроки русского языка и чтения,  а  программа по деловому и творческому  письму  является  логическим  продолжением  работы  по  развитию навыков  связной  речи  учащихся с интеллектуальной  недостаточностью.

     Целью  уроков  делового  письма  является  формирование  навыков  коммуникативно   целесообразной  речи.

     Изучая  деловой  стиль  речи,  особое внимание я  уделяю  правильному оформлению  деловых бумаг, с которыми  учащимся  обязательно придется  столкнуться в жизни.

 Деловую  речь  составляют все  виды  деловых  бумаг  и  документов, благодаря  которым устанавливаются  различного  рода  письменные  деловые  взаимоотношения  между  учреждениями  и  отдельными  лицами.

   Это – заметка в стенгазету (о проведенных  общественных  мероприятиях,  о  производственной  практике, о  выборе профессии и  др.),  объявление   (выбор  профессии по объявлению, о предстоящих  классных  и  общешкольных   мероприятиях  и  др.),  заявление  ( о приеме на работу,  об увольнении с работы, о материальной  помощи и  др.),  телеграмма,  заполнение  различных бланков,  автобиография,  анкета,  доверенность,  расписка.

Особенности  делового  письма – это  стиль,  лексика,  сфера  применения. Деловые  бумаги  отличаются  манерой  изложения. Строгий  официальный  тон, точность,  ясность  и  краткость.  Слова  употребляются  только в  прямом  значении. Не  употребляется  прямая  речь, восклицательные  и  вопросительные  предложения.

     Деловая  речь  отличается пояснительным характером изложения, слабой индивидуализацией  стиля  пишущего, полным отсутствием художественно-изобразительных средств. Лаконичность  деловой  речи  достигается  компактностью  слов, использованием  специальных  форм  деловых  бумаг.    

Чтобы  правильно  оформить  разнообразныеиделовые  документы,  нужно учитывать  особенности  делового  стиля  речи, соблюдать  основные требования,  предъявляемые  к  любому  документу,  а  именно:

-  составлять  документы  в  соответствии  с  принятыми  в  обществе  формами  деловых  бумаг;

- соблюдать  формы  литературного  языка, использовать  языковые  средства,  свойственные  деловой  речи;

-добиваться  логической  завершенности,  четкости   выражений,  точности  и  лаконичности  изложения;

-следить  за  правильным  расположением   материала  в  документе  ((слева  оставлять  поля  для  подшивки  бумаг, не  отрывать инициалы  от  фамилии, перенося ее на  другую  строку, и др.);

-правильно  употреблять  знаки  препинания, единообразно  писать  различные  знаки  и  числовые  обозначения.

        Работа над деловыми документами не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их подготовки к самостоятельной жизни.

Основываясь на личный опыт, я использую следующую методику  работы  с  деловыми  бумагами.

Методика  работы  с  деловыми  бумагами

     В  работе  над  любым  видом  деловых  бумаг  можно  выделить  следующие  этапы:  

  1.  Твердое уяснение в каких случаях данная  деловая  бумага применяется.
  2.   Анализ  стандартного  образца, т.е. выявление  обязательных  элементов,  специфичных  только  для  данного  документа.
  3.   Подражание  образцу. Эта  работа  имеет  несколько  вариантов:

а)   анализ  по  вопросам  учителя  документа  с  новым  содержанием;

б)  коллективное  составление   документа  после  разбора  образца;

в)  составление  документов  самостоятельно  (на  темы  данные  учителем  или  предложенные  учениками);

г) редактирование документа.

     На  этом  этапе  можно  использовать  упражнения  разной  степени  сложности:

-  составление  документа  из  деформированного  текста;  

- исправление  неправильно  составленных  документов;  

- переделка  одного  вида  деловой  корреспонденции  в  другой (например,  по  письму  составить  телеграмму  и  наоборот);  

- составление  документов  по  аналогии  с  литературным  материалом;

- самостоятельное  составление  документа  на  заданную  тему.

Обучение  деловому  письму  связано  с  изучением  определенных  грамматических  тем,  например:

  1.  Доверенность -с изучением имён числительных, существительных, глагола;
  2.   телеграмма -   с  изучением предложения;
  3.   заявление  -  глаголов  неопределенной  формы;
  4.   расписка  -  правописания приставок,  числительных;
  5.   автобиография -  падежных окончаний  существительных,  местоимений;
  6.   адрес  - собственных  и  нарицательных  имен  существительных;
  7.   объявление  - с  повторением правописания  падежных  окончаний  существительных,  личных  окончаний глаголов  I и II спряжения,  глаголов на–тся, - ться.

В разделе  «деловое  письмо»  указываются и  другие  виды работ,  которые  лишь  условно  могут  быть  отнесены  к   деловому  письму:  заметки  в  газету,  записка,  письмо  другу.

ПИСЬМО

     Письма  являются  широко  распространенным  средством  общения  людей.  Письма  могут  носить  различный  характер  в  зависимости  от  того,  кому  они   адресованы  и  какую  информацию  несут.

 Но,  несмотря  на  все  различия,  письма  имеют  некоторые  структурные  особенности.  Например,  письмо  обычно  начинается  с  обращения  и  заканчивается подписью  автора  письма.  Кроме  сообщения  о  главном,  в  письме  могут  быть  и  второстепенные  детали,  попутные  замечания  адресата,  выражение  своего  отношения к  предметам,  явлениям,фактам.

Виды  работ  могут  быть  разнообразными. Например,  адрес  на  конверте  и  письмо.

     Эта  работа начинается  с  экскурсии на почту,  вспоминаем  стихи С.Маршака «Почтальон»,  К.Д.Ушинского  «Сумка  почтальона»,  говорим  о  важности  работы  почты  и  почтальонов  и  о  правильной записи  адреса  на  конверте. Можно прочитать отрывок из рассказа А.Чехова«Ванька» (как Ванькаписал адрес на конверте),спросить у ребят, получит ли дедушка письмо внука и что произойдёт, если вы неправильно напишите  адрес,  неправильно  оформите  конверт?

    Варианты  работы  над  письмом.

I.  Прочитать  письмо  и  расположить  части  письма  в  соответствии с  пунктами  плана.

               План  дается  на  доске.

  1.  Обращение.
  2.   Сообщение  чего – либо.
  3.   Просьба.  Пожелание.
  4.   Дата,  подпись.

II. Списать  письмо,  подчеркнуть  обращение,  найти  сложное  предложение.

III. Составить  план  письма.

IV. Коллективно  составить  письмо по  плану.

V.Написать  письмо  на  данную  тему.

  Можно  познакомить  с  терминологией.

Адрес – надпись на конверте.

Адресант -тот, кто  отправляет письмо.

Адресат – тот, кто  получает письмо.

     Ученики  должны  научиться делать  анализ  письма:

а) найти и прочитать обращение,

б)  прочитать  или  рассказать, о чем  сообщается  в  письме,

в) с  какой  просьбой  или  предложением  обращается  автор письма  к  адресату,  какие  пожелания  шлет  близким,

г)  кем  написано  письмо,  дата,

д)  уметь  ответить  на  письмо.

     Письма  имеют  не  только  личное, но  и социально – общественное  значение. Можно  анализировать  письма  с  фронта,  письма   писателей,  общественных  деятелей.

     Необходимо объяснить учащимся, как пишется обращение к близким людям (со словом дорогой), к официальным лицам (со словами уважаемый, глубокоуважаемый).

     Следует обратить внимание детей на то, что и подписывать письма нужно по-разному. В одних случаях при подписи принято ставить слово твой или твоя, а в другихс уважением или уважающий Вас.

Важно обращать внимание не только на содержание письма,  но и на внешнее оформление. Грязное, неряшливо написанное и неграмотное письмо  не только плохо характеризует писавшего, но и показывает, что он недостаточно  уважает того, кому пишет.

     Навыки  составления  письма, полученного на  уроках  необходимо  укреплять  и  расширять.  В  школе  VIII  вида учащиеся  обучаются  писать  письма  с пятого  класса. С каждым годом  работа  по  составлению  писем  периодически  повторяется,  постоянно усложняясь.

     В старших классах  практикую написание писем учащимися на компьютере. Использование ИКТ позволяет  разнообразить формы деятельности учащихся, повышает их творческий потенциал, а также экономить время, более эстетично оформлять тексты писем.

Здравствуй, Аня!

 Прошло уже полгода, как мы с тобой не виделись. Сколько  интересных событий произошло за это время! Как бы мне хотелось рассказать тебе обо всем при личной встрече, но постараюсь выразить все свои эмоции в этом письме.

 Это лето было самым запоминающимся в  моей жизни. Его я провела в родном городе со своими друзьями. Погода была  прекрасная: светило солнце, почти не было дождей.C:\Users\Aleks\Desktop\stadion-nizhnii-novgorod-photo5-images2 - копия.jpg

У нас в городе проходил чемпионат мира по футболу. Наш  стадион, где проводились матчи, расположен на Стрелке, в месте впадения реки Оки в Волгу. Он современный и красивый.

Во время чемпионата мира по футболу я была волонтером.  За это время я узнала много хороших ребят, которые тоже были волонтерами,  подружилась с ними. Мне  понравилось быть волонтером. Это  было очень интересно. Наша работа  заключалась в том, чтобы помочь иностранным гостям чувствовать себя на чемпионате в нашем городе, как дома. Мы объясняли им дорогу до гостиницы, рассказывали, какие есть в нашем городе кафе и театры, где можно провести свободное время.

  Надеюсь, что ты мне обязательно ответишь на это письмо, расскажешь о том, что нового и интересного происходит в твоей жизни. Крепко обнимаю и с нетерпением жду ответа.

                           Твоя подруга, Ирина.

                                      ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА

     Поздравительная открытка - это  коротенькое  письмо.  В  открытке  остается  обращение,  пожелание,  адрес,  дата,  подпись.

     Виды  работы  над  открыткой:

1.Написать  поздравительную   открытку  по  данному  образцу.

2 .На  основе  текста  письма  написать  поздравительную  открытку.

Здравствуй,  Сережа!

     Поздравляю  тебя  с  днем  рождения.  Желаю  тебе  крепкого  здоровья,   хорошего  настроения,  успехов  в  учебе.  Пусть  у  тебя  будет  много  верных  и  хороших  друзей,  интересных  встреч.

     Расскажу  немного  о  себе.  Каникулы  я  провел  в деревне у бабушки.  Утром  ходил  на  лыжах по лесу.  Однажды  у  огромного  дуба  я  увидел   зайца. Вечерами  читал  книги,  смотрел  телевизор.

Напиши,  как  ты  отдохнул  в  каникулы,  передай  привет  своим  родным.

До  свидания.

Дата                                                         Твой  друг  Андрей.

3.Самостоятельно  составить  текст  открытки.

ТЕЛЕГРАММА

        Телеграмма – это срочное сообщение, передаваемое по телефону, радио. Текст телеграммы пишется на специальном бланке.

         Урок начинаю со словарной работы.

    Пишем  на  доске  слово  телеграмма, разбираем по составу, находим орфограмму, объясняем значение слова.

Телеграмма -   слово  греческого  происхождения.

Теле  -  далеко.

Грамма - запись (обозначает  срочное  сообщение).

Телеграмма – сложный  вид  письма. Главная  особенность – краткость. Самое большое количество слов – до 20. В телеграмме отсутствуют знаки препинания,  предлоги, имена прилагательные, слова  город, улица,  дом.Телеграммы бывают простые, срочные, поздравительные (на обычном и художественном бланке).Объясняю,  в  каких  случаях  посылается та или иная телеграмма.

     Рассматриваем и анализируем образец  телеграммы:

      а) вверху пишется адрес (куда) и фамилия лица, которому посылается телеграмма (кому);

      б)строкой или двумя ниже – текст телеграммы;

      в) подпись после текста;

      г) под чертой фамилия и адрес отправителя.

 Виды  работ  с  телеграммой  тоже  могут  быть  разнообразны.

  1. Подражание образцу. Написание телеграммы на специальном бланке.
  2.  Коллективное  составление  телеграммы  с  выбором  темы.
  3. Переделка текста  письма  на  текст  телеграммы.
  4. Редактирование  специально  подобранных  текстов  телеграмм с  ошибками (лишние   слова, предлоги).  Исправление  этих  ошибок.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Объявление - это  извещение  о  чем – либо.  Объявление  может  быть  написано  в  журнале,  в  газете,   на уличной доске объявлений, в учреждениях, сообщено  по  радио,  телевидению.  Объявления  нужны  нам  для  того,  чтобы  население,  читая  объявление,  знало,  что?  где?

когда?  зачем? почему?  для  чего?

        Виды работы над объявлением:

  1. Разбор  слова  «объявление»  по  составу  (ъ  после  приставки,  подбор  слов  на  это  правило).
  2. Анализ текста  объявления.
  3. Устное  составление  текста объявления (выбор  темы).
  4. Запись  объявления  по  аналогии  с  данным  образцом.
  5. Работа  с  газетой.  Нахождение  объявления  и запись  его  в   тетрадь.
  6. Самостоятельное  составление  текстов  объявлений  (на  темы,  данные  учителем  или  предложенные  учениками).  

ЗАЯВЛЕНИЕ

        Заявление  - самая  распространенная  деловая  бумага, в которой  излагается  просьба,  ходатайство  о  чем-либо (например,  о  принятии  на  работу, в  учебное  заведение,  о  предоставлении  очередного  отпуска, о  выдачи  денежного  пособия  и т. д.).

     Учащимся  необходимо  напомнить,  что  заявление,как и любой другой  документ, имеет  свою  установленную  форму, которой  необходимо  всегда  придерживаться.

  1. С  правой  стороны   указывается наименование  адресата  (в дательном  падеже),  фамилия,  имя,  отчество  заявителя (в родительном  падеже  без  предлога),  иногда  пишется  домашний  адрес.
  2. Ниже  следует  написать  слово  заявление,  затем  сам  текст  заявления.
  3. Если  к  заявлению  прилагаются  какие-либо  документы,  то  они  перечисляются  под  номером  после  слова  Приложение,  которое  пишется  с  красной  строки.  
  4. Далее  следует  дата  и  подпись.  

       В школе VIII вида учащиеся  учатся  писать  различного  вида  заявления,  с каждым  годом  эта  работа  усложняется.  В выпускных  классах  ученики  отрабатывают  навык письма  заявлений  на специальных  бланках (например, о  приеме  на  обучение в профессиональное  училище).

G:\Фото-деловое письмо\Фото-0013.jpg

АВТОБИОГРАФИЯ

        Автобиография - это  описание  своей  жизни. Учитель раскрывает учащимся значение словаавтобиография  и говорит, что она пишется по тому же (хронологическому) плану, что и биография писателя, только не в третьем, а в первом лице. Каждый должен уметь написать свою биографию. Ведь она требуется при поступлении на работу, учебу и т.д.  В  автобиографии  должно  быть  отражено:

а)  время  и  место  рождения;

б)  кем  являются  родители  отец  и  мать  (место  их  работы);

в)  когда  и  где  учился;

г)  когда  и  куда  поступил  на  работу.

        В школе  VIII вида  учащиеся  учатся  писать   автобиографию  с  8-го класса.  На  этом этапе используются следующие виды    работ:  анализ  данного образца,  составление  автобиографии по  плану   (устное  и  письменное). Письмо автобиографии можно связать с повторением подлежащего и сказуемого, правописания сложных предложений, собственных имен и т.д.

ДОВЕРЕННОСТЬ

        Навык  правописания  доверенности  отрабатывается  при  изучении темы  «Имя  числительное».  Зная  правописание  числительных,  мы  можем  грамотно  написать  такие  важные  документы,  как  расписку   и  доверенность. Эти документы  требуют,  чтобы  числительные  в  них  были  прописаны  прописью.

        Умение  писать  доверенность  пригодится  вжизни.   Доверенность  пишется   в  том  случае,  если  вы  сами  по различнымпричинам не  сможете  получить    деньги  или  ценные  вещи  и  поручаете  это  сделать  кому-то  другому.

        В  работе  над  доверенностью  можно выделить следующие этапы:

I.Анализобразца  доверенности.

  1.  Кто  доверяет  (Ф.И.О.).
  2.   Кому  доверяется  (Ф.И.О. в  дательном  падеже).
  3.   Что  доверяет.
  4.   Дата выдачи.
  5.   Подпись.
  6. Заверение  подписи  ответственным  лицом.

II.Составление  плана,  по  которому  пишется  доверенность:  кому,  что  и  сколько  доверяется  получить. План  записываем  в  тетрадь.

III. Устное  составление  доверенности  по  плану.

IV.Самостоятельное  написание  доверенности  по  установленной  форме,  например,  на  получение  денег  по  почте.

V. Написание   доверенности  другого  содержания  по  форме.

РАСПИСКА

        Расписка пишется,  когда  нужно  подтвердить  получение  денег  или  ценных  вещей.

        Виды  работы  над  распиской:

  1. Анализ  данного  образца.
  2. Устное  составление  и  запись  расписки  по  аналогии с образцом.
  3. Составление  расписки  по   заданию  учителя.

  Образец  расписки.

        Мною,  ученицей  9  класса  школыN 39  Нижнего  Новгорода   ИвановойТ,  получено  от  классного  руководителя Петровой В.И. 800  (Восемьсот) рублей  на  покупку билетов в кинотеатр.

   Дата                        Подпись

        Приведенный  комплекс  практических  упражнений  позволит  приблизить  речевые  действия  школьников  к  реальным  жизненным  условиям,  повысить  мотивационный  аспект  при  формировании  речевых  умений.

Список использованной литературы:

  1. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.
  2. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: “Владос”, 2000.
  3. Ахбарова, Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
  4. Программа по деловому и творческому письму. Автор-составитель З.В. Якубовская под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: ИКП РАО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе  вопрос,  все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный)  помогут  вам ответить н...

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"Треугольник. Виды треугольников по углам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из факта...

Урок геометрии в 5 классе школы VIII вида по теме: "Виды треугольников по сторонам"

Урок- презентация  в 5 классе школы VIII вида по теме:"  Виды треугольников по сторонам". Представлены задания на распознавание различных видов треугольников, выведение следствия из фа...

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Виды обучающих диктантов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...