выступление на семинаре
опыты и эксперименты по русскому языку по теме

Групповая форма работы как эффективная форма организации урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_2.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный проблемно-тематический семинар «Пути достижения образовательных результатов обучающихся (ФГОС НОО и ООО)»

Выступление учителя русского языка и литературы

                                            Назарычевой О.А.

Тема доклада «Применение активных форм обучения на уроках русского языка и литературы».

    Каждый из нас в школьные годы любил играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взрослыми длинные заумные фразы? Откроем маленький секрет – сегодня ничего не изменилось, и дети точно так же хотят играть и не любят заниматься навязанными им взрослыми непонятными и неинтересными делами. Детям не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать.

Возникает резонный вопрос – почему же мы продолжаем использовать те самые методы обучения, которые вызывали скуку и раздражение у нас, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации?   Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

 А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

 Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности

Что мы понимаем под образованностью человека? Образованность – это внутреннее свойство, которое:

        а) развивается под влиянием внутренних и внешних, объективных и субъективных факторов;

        б) характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им мировой культуры, общечеловеческого опыта.

        Особая роль в формировании образованности принадлежит образовательной деятельности, в процессе которой человек меняется сам и оказывается способным к решению более сложных жизненных задач.

        Основой требований государства к образованности каждого ученика является образовательный стандарт.  

        В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трех составляющих является обоснование сущности образованности, критериев выделения уровней образованности, обобщенных моделей образованности на различных ступенях образования.

        Образованность учащихся является одним из показателей качества образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация школы, работая над повышением образованности учащихся, работает над повышением качества образования через внедрение активных форм обучения и воспитания.

        Давайте рассмотрим структуру образованности. Она состоит из 4 компонентов.

1. Круг значимых проблем (мотивационный компонент).

2. Образовательное пространство – круг источников информации, которые использует личность (ориентационный момент)

3. Освоенные личностью универсальные и специальные методы решения проблем (деятельный компонент).

4. Познавательная база решения проблем – междисциплинарные и предметные знания, необходимые для решения проблем (когнитивный компонент).

        Родители учащихся имеют право на выбор образовательных программ для своих детей. Задача школы – предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел при этом шанс на успех. Для педагога школы должны быть значимыми любые успехи любого ученика.

Концепция образованности создает возможность решения проблемы содержания образования, его отбора в соответствии с меняющимися социальными запросами и педагогическими возможностями школы. Так, в школе уже давно организованны  предпрофильная подготовка и профильное обучение математического и естественно-научного направления.

        Для повышения уровня образованности учащихся используются универсальные методы:

1) постановка проблемы;

2) формирование цели;

3) конкретизация цели в задачах;

4) самоконтроль;

5) самооценка.

Кроме того, необходимы: системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение учащихся к активной работе. Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу.

        Работая над повышением образованности учащихся, необходимо развивать у них способность решать жизненные задачи.

На ступени начального образования учащиеся должны:

  • осваивать новую социальную роль ученика;  
  • овладевать учебно-познавательной деятельностью;
  • вступать в новые социальные отношения со сверстниками по классу, с учителями, с окружающей школьной средой.  

На ступени основного образования: 

  • не только решать познавательные задачи, но и включаться в практическое приложение своего познавательного опыта;
  • не только осваивать роль ученика, но и осмысливать свою «Я – концепцию»;
  • не только вступать в отношения с товарищами по классу и учителями, но и обогащать свой опыт социального взаимодействия;
  • не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем.

Учащиеся, перешедшие из основной школы в среднюю, решают свои задачи:

  • определяются в направлениях и профилях своей образовательной деятельности;
  • осваивают новые социальные связи;
  • на основе самопознания и самооценки определяются личностно.

Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении учащихся больше было средств для достижения ими определенного уровня образованности. Существует три уровня образованности: Элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Элементарную грамотность можно определить как способность применять универсальные методы учебно-познавательной деятельности для использования сведений, полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно - познавательных проблем. Функциональная грамотность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, научных понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приемов к конкретной ситуации. Компетентность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах, для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников и в результате собственной исследовательской деятельности, в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения. В системе общего образования можно выделить три вида компетентности: общекультурную, допрофессиональную, методологическую.

        Общекультурная компетентность – это уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур.

        Допрофессиональная компетентность  характеризует уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования. Она проявляется в усвоении опорных знаний и умений, необходимых для последующего образования, знаний о профессии, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностей.

        Методологическая компетентность – это уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизни и деятельности.

        Учащиеся, определяя свой уровень  образованности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средства их достижения. Наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся достигнуть поставленной цели.  

        Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

        Основными характеристиками познавательной активности являются:

-естественное стремление школьника к познанию;

-положительное отношение к учебе;

-активная познавательная  деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение  значимого для ребенка результата.

Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.

Метод обучения является важнейшим компонентом урока. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося по достижению конкретных образовательных задач. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и ученика, взаимоотношения класса и учителя. Именно они определяют стиль учителя на уроке.

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.
Яркими примерами использования данной технологии являются, например, урок русского языка в 5классе на тему «Местоимение вместо имени»; урок литературы в 8 классе на тему «Смех- главный герой в повести Н.В.Гоголя «Ревизор»; урок литературы в11 классе на тему «Тема дома в лирике С.А.Есенина»;

2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Среди таких работ можно выделить урок русского языка в 7 классе «Зачем нужны деепричастия».

.3.Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. Игра  – это частица  детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся. Вот один из примеров использования элементов игры на уроке в 6 классе при повторении темы «Лексика и фразеология».

II. Игровые формы работы с выписанными терминами

                                                   1. Антонимы. Игра «Перевертыши»

Замените каждое слово фразы антонимом и рядом запишите соответствующую русскую пословицу.

1. Собственной кобыле под язык глядят. (Дареному коню в зубы не смотрят.)

2. Не каждый страус чужую пустыню ругает. (Всяк кулик свое болото хвалит.)

3. Мужик в телегу – коню тяжелее. (Баба с возу – кобыле легче.)

4. Жара большая и бежать разрешает. (Мороз не велик, да стоять не велит.)– Почему не ко всем словам легко подобрать антонимы? Подумайте, какие антонимы мы можем назвать полными, а какие – контекстуальными?

2.Угадайте слово

Задание. На карточке даны характеристики персонажей поговорок, пословиц, известных литературных произведений. Назовите их. Проверьте себя, воспользовавшись цепочкой из букв: зачеркните все буквы угаданного слова, оставшиеся буквы составляют название огромной рептилии.

1. Персонаж басни Крылова, который не сумел оценить по достоинству пение Соловья.

2. Согласно поговорке, самое медлительное животное на свете.

3. В басне Крылова его водили на показ по улицам.

4. Как и предсказали волхвы, вещий Олег от него «принял смерть».

5. Согласно фразеологизму, он оказался не в привычной для него среде, а на горе.

6. Царь зверей.

7. Она гуляет сама по себе.

8. Она бывает кусачей только от жизни ...

9. Экзотическое название животного, хорошо известного любому школьнику (в корне этого слова надо писать ь).

10. Как утверждает поэт Григорий Остер, длина его составляет ровно 38 попугаев и одно попугайское крылышко.

11. В басне Крылова она «к старости слаба глазами стала».

12. Согласно народному поверью, если эта птица поселилась на крыше, в доме поселится счастье.

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

  1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок-деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и другие.).
  2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.)
  3. Использование игровых форм.
  4. Диалогическое взаимодействие (урок-диалог).
  5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.).
  6. Использование различных форм учебной работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
  7. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.).
  8. Внедрение развивающих дидактических приемов ( речевых оборотов типа «Хочу спросить …», «Для меня сегодняшний урок …», «Я бы сделал так …», «Я думаю, что …» ит.д.; художественное изображение с помощью схем, символов, рисунков и др.).
  9. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.).
  10. Использование всех видов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
  11.  Различные виды домашней работы (групповые, творческие,  дифференцированные, составление домашней работы для соседа по парте и др.).
  12.  Деятельностный подход в обучении.  

Активные формы ведения уроков

Интегрированный урок

        Проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2 – 3 педагога, 60-80% урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащихся: показ репродукций картин, музыкальный ряд, телевидение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.  

Урок с дидактической игрой  

        Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Структура дидактической игры: игровой замысел; правила, игровые действия; познавательное содержание, или дидактические задачи; результат игры.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.

        Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры  в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Методические особенности урока – диалога.

  1. Преобладание общей учебной проблемы каждым учащимся, порождение им своего вопроса как загадки, трудности, которая побуждает мысль, а не снимает проблему.
  2. Смысл урока – диалога – в постоянном воспроизведении ситуации «Ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса.
  3. Выполнением мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель – не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя: ставя проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает выявить различные формы логики разных культур, различные точки зрения, и поддерживает их культурными концепциями.

Позиция ученика: ученик в учебном диалоге оказывается в пространстве разных культур.

        

 ___________________________________________________________________________

Методическая работа будет направляться на то, чтобы как можно большее количество учителей могли внедрять активные формы и методы обучения, повышающие качество знаний учащихся. Это работа, которая включает в себя:

Мы пришли к выводу, что именно использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность учащихся, решать задачи, стоящие передними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности.

                              Театрализация как вид творческой работы

на уроке и во внеурочное время.

        Современный гуманитарный процесс строится на применении методов и приемов, основанных на диалогичности отношений между субъектами образования.  Понятно, что речь идет об уроке, который является основной формой общения учителя с учениками, с другой стороны, это форма организации обучения с целью овладения учащимися знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Перед каждым учителем поэтому стоит проблема, какой тип урока выбрать, чтобы активизировать интерес учащихся к изучаемой проблеме, мотивировать их на эффективное обучение.

         Мы, учителя русского языка и литературы, находимся в школе в этом отношении в более выгодном положении, несмотря на то что наши предметы являются трудными. И любим мы свою работу, потому что имеем возможность на своих уроках увидеть весь богатый арсенал учебных и творческих возможностей учащихся. У нас такой широкий простор для творчества и вдохновения, поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения с нашими учениками, что наши уроки позволяют что-то новое активно брать на вооружение и смело внедрять в свою работу, что-то тщательно изучать и осторожно, поэтапно вводить в структуру своих занятий. При этом нельзя забывать, что, нужно системно использовать разные элементы учебных технологий, обратить внимание на

личностно - ориентированное обучение учащихся, проведение нестандартных уроков. Все это позволяет решать конкретные учебно-воспитательные задачи, например, эмоциональной подготовки школьников к изучению того или иного произведения.

      Конкретно речь идёт об использовании элементов театрализации на уроках и во внеурочной деятельности. Что такое ««театрализация»?

     Театрализация — это использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства).

       Театрализация — методический приём, предполагающий введение в урок заранее подготовленных элементов театрального действия, оформления, при котором заранее подготовленные ученики появляются в классе с элементами костюма героя и произносят наиболее выразительные его реплики.       Театрализация охватывает разные художественные аспекты: выбор репертуара, сценическую речь, сценическое движение, создание сценариев, изготовление костюмов, декораций, реквизита.

          Элементы театрализации  можно  показать  на комбинированном уроке, где основным направлением является игровая деятельность учащихся.

       Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил ребёнка. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать и как выиграть. Желание выяснить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. Игра помогает систематизировать и активизировать уже полученные знания, во время игры лучше происходит усвоение нового материала, соревновательный момент подталкивает всех учащихся к более активной работе, заставляет готовиться к уроку более основательно. Игровая деятельность очень важна на разных этапах взросления человека. Особенно важно уделять внимание игре в начальной школе, но учащиеся как среднего, так и старшего звена также охотно вовлекаются в игру, и это приносит свои положительные результаты.

    Особое  внимание  обращаю на психологический аспект  воздействия игры на учащихся. В процессе деятельности происходит психическое развитие, результатом которого является осознание себя индивидом, самосознание, самоопределение. Здесь следует упомянуть о том, что подростки способны к слиянию искусства и действительности при чтении, то есть способны «жить параллельно и реальной, и созданной их воображением жизнью, что позволяет им быть эмоционально активными читателями, наделенными силой сопереживания, общей целостностью впечатления, хотя и схематического, порой лишенного  последовательной  логической связанности» 

     Помочь школьнику познать себя, самоопределиться, а не формировать заранее заданные свойства – вот на чём акцентируется  работа на театральных уроках. Они укрепляют детскую дружбу, дают повод для внешкольных встреч – разучивание ролей, изготовление костюмов. На таких уроках вовсе не готовятся будущие актёры, я лишь помогаю хорошо и с интересом учиться. Например, на уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Имя существительное как часть речи» провести конкурс- игру «Театральный режиссер»:

-Разделиться на группы по 2-3 человека.

-За несколько минут сочинить и поставить спектакль, сценарий которого состоит из нескольких очень известных строчек. Например, таких: «Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик…» или «Зайку бросила хозяйка…» и т.п.

Строчки можно взять одни для всех. А дальше, самое интересное.

Повторили знания о существительном и показали свои творческие возможности. А сколько радостных и счастливых лиц можно увидеть! Каждый хотел показать свой талант, свою необычность. Такие нестандартные уроки характерны особенно для уроков литературы.

      В каждом классе есть дети явно одарённые. .Одно дело – «проходить» Гоголя или Островского и совсем другое – вникать в характеры и проблемы персонажей, примерять их на себя. Если ребёнок примерит на себя проблемы, он лучше их поймёт. Порой ученик, не готовый к восприятию творчества того или иного писателя, вдруг иначе начинает чувствовать и понимать его произведение, услышанное, увиденное в необычном, «неурочном» звучании. А порой привычные и, быть может, «навязшие» произведения вдруг «оживают», слова и образы, которым не придавал значения, оказываются зримыми, волнующими. А что, если в литературном эпизоде, столетие назад обронённом, современный школьник ситуацию сегодняшнего дня? Разве это не важно?

    Урок литературы, где преобладает работа над текстом художественного произведения, где главной задачей является проникновение в тайны авторского замысла, постижение идеи текста, предполагает и реализацию личностных качеств ученика, уровень его эмоциональной и общей культуры. Ведь чтение- это акт действия, часто своеобразного, глубоко неповторимого действия, Опыт убеждает, что ученики, если каждому найти дело по душе, увлечь, пробудить интерес, способны на многое.

    Что сегодня как правило, а не как исключение мотивирует деятельность, например, пятиклассников? Конечно, в первую очередь, оценка по предмету. А, с другой стороны,  дети испытывают чувства открытия, обретения, прозрения, которые, естественно, вызывают следующее чувство: рассказать об этом другим, поделиться с одноклассниками. 

Так, изучая в 5 классе тему «Сказка как жанр фольклора», ребята активно готовятся к инсценировке понравившихся эпизодов. При этом они готовы участвовать в инсценировке следующего произведения и уже подобрали для себя соответствующую роль.

      Воспитательный потенциал уроков литературы велик. Инсценирование,  как особый вид деятельности, выполняется мной на протяжении ряда лет неоднократно, причём не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Уже в 6-8 классах театрализация, как один из видов творческой работы, усложняется. Первые опыты проводятся на текстах, где диалогическая речь доминирует, где незначителен объём авторской речи. Кроме того, как правило, предлагается диалогическая речь, в которой участвуют два персонажа. Постепенно вводятся такие тексты, в которых принимает участие всё большее и большее число действующих лиц, а объём авторской речи значительно увеличен.

     В шестом классе полученные навыки закрепляются при работе над повестью В.Г.Короленко «Дети подземелья» (гл. «Я приобретаю новое знакомство», «Среди серых камней», «Кукла»). В седьмом классе можно использовать данный вид работы при изучении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»(гл.4). При инсценировании данного эпизода отрабатывается умение передачи в форме диалоговой речи массовой сцены. А в восьмом классе обязательно провожу урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала», на котором совмещаю два подхода: интегрирование для более осознанного восприятия философско-исторической позиции писателя и инсценирование, дающее возможность школьникам наиболее тщательно и активно вжиться в текст произведения. На таком уроке как никогда важно развитие не только филологического, но и исторического мышления учащихся.

       И, наконец, старшие классы…К третьему этапу литературного образования ученики уже многому научились, как утверждают психологи, у десятиклассников повышается способность к теоретизированию, обдумыванию. Литература данного периода характеризуется вниманием к внутреннему миру человека, глубоким психологизмом, что оказывается исключительно благотворным для старшеклассников, стремящихся к самопознанию. Проникновение читателей в духовный мир автора, его героя, включение в сопереживание с ним создают предпосылки для нахождения в произведении личностного смысла, для понимания его общечеловеческого, современного значения. Интерес у школьников к инценированию и в этих классах не пропадает. Они   начинают понимать, что автор классического произведения знал и отобразил не только прошлое и настоящее, но и будущее.  Нам остается  помочь старшеклассникам войти «внутрь изображаемой жизни», занять определённую нравственную позицию в разрешаемом конфликте. Организовать элементы театрализации, которые помогают осмыслить текст произведения. Однако и здесь, конечно, не приходится говорить об исчерпывающем понимании  старшеклассниками  произведения. Они могут более или менее правдиво и выразительно сценически воплотить лишь отдельные грани образа.

      В десятом классе, например, изучение драматического произведения, вследствие его жанрового своеобразия, всегда вызывает у учащихся определённые трудности. Восприятие пьесы А.Островского «Гроза», как известно, оказывается особенно неадекватным.

Так, положение Катерины подчас не воспринимается как трагическое, её самоубийство рассматривается как проявление слабости, религиозного мистицизма, а некоторые признают Катерину виноватой, заслуживающей определённого наказания. И вот тут-то на помощь приходит инсценирование. Подготовка предполагает подбор не только сцен, важных для понимания характера героини, но и ответы на вопросы: в чём проявляется свободолюбие Катерины? Почему мировосприятию героини очень дорога и близка природа? Почему молитвы занимают в её жизни столь значительное место? Каково отношение Катерины к труду? А как проявляет себя героиня в общении с людьми и каково нравственное содержание её отношения к ним?

       А во втором полугодии десятиклассники уже готовятся к инсценированию эпизодов из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Такими эпизодами являются:  «Ночь в Отрадном», монолог «Первый бал Наташи», «Помолвка», «Перед побегом с Анатолем Курагиным», «У постели раненого Андрея». Чудо толстовского таланта почувствуется в игре учащихся.

    В одиннадцатом классе на уроках литературы в основном идет анализ произведений. Однако их отношение к литературе  проявляется во внеурочной деятельности: проведение юбилейных дат,  литературных вечеров или очередное представление на вечере. Часто старшеклассники принимают участие в смотре художественной самодеятельности, где инсценируются отрывки произведений.

     Театрализация на  уроках и во внеурочное время необходима ученикам, потому что такие уроки  инициируют их познавательную деятельность;

формируют навыки рефлексии (т.е. размышления, анализа собственных мыслей и переживаний); развивают творческие способности; способствуют деловому сотрудничеству и сотворчеству учителя и учеников;                                      позволяют максимально выявить, использовать и «окультурить» индивидуальный опыт   ребёнка.                                          .

       

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....