Урок"Основные способы образования слов в русском языке".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Елисеева Ольга Николаевна

Класс: 6

Тема урока: Берегите природу!

Грамматическая тема: Основные способы образования слов в русском языке.

Тип урока:Урок открытия новых  знаний.

Цели как результат деятельности учеников:

Личностные: любить и беречь природу, развивать навыки работы в группе, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные: извлекать информацию из учебника, из прослушанного материала, устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.

Предметные: уметь определять способы образования слов, составлять словообразовательные цепочки, правильно образовать новые слова, использовать их в речи.

Методы обучения:  проектно-исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Елисеева Ольга Николаевна

Школа: МБОУ " Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова

Класс: 6

Тема урока: Берегите природу!

Грамматическая тема: Основные способы образования слов в русском языке.

Тип урока:Урок открытия новых  знаний.

Цели как результат деятельности учеников:        

Личностные: любить и беречь природу, развивать навыки работы в группе, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные: извлекать информацию из учебника, из прослушанного материала, устанавливать связи между новой и ранее усвоенной информацией, делать выводы.

Предметные: уметь определять способы образования слов, составлять словообразовательные цепочки, правильно образовать новые слова, использовать их в речи.

Методы обучения:  проектно-исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организационный этап.

Девятнадцатое октября. Классная работа.    

( Запись в тетради).

Теперь нам нужно уточнить, о чем будем беседовать на уроке. Сформулируем тему урока.

Кому знаком этот рисунок? Как вы думаете, что здесь изображено? 2017 – что за цифра? Две тысячи семнадцать – год

 ( Природа, растение, экология, Год экологии в России, эмблема).

Происхождение слова экология.

«эко» «логия» - дом, наука.

- О чем мы будем говорить? ( Об экологии, о природе, об охране природы)

 ( Просмотр  социального видеоролика.)

-Что случилось с природой?

- Как мы должны относиться к нашему дому-природе? ( Бережно)

Тема разговора: Берегите природу!

- Что мы можем делать , чтобы беречь природу,  спасти ее? ( Убирать мусор, не загрязнять, выращивать растения, ухаживать за ними..)

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

2. Уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить рассуждение,;

II. Актуализация знаний.

- А знали ли, вы ребята, что слова тоже могут расти? (( с. 95, упр168. Чтение стихотворения  " Как растут слова?")

- Посмотрите на рисунок , подумайте и объясните , как растут слова? ( Слова образованы от корня -сад-, с помощью приставки, суффикса , приставки и суффикса одновременно, соединением, сложением 2-х корней.)

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

III. Определение темы, проблемы и целей урока.

- Значит, о чем мы еще будем говорить на уроке? ( Об образовании слов.)

 Запись темы урока: Способы образования слов в русском языке.

- Как вы думаете , что мы будем делать на уроке? ( Поговорим об охране природы, узнаем о способах образования слов, будем образовать новые слова, использовать их в нашей речи.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

3. Определить цели урока.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

IV. Открытие новых знаний.

- Работа по группам. Прочитайте параграф 33, узнайте , какие бывают основные способы образования слов,  сделайте в тетради схему " Способы образования слов"

 - Какие есть основные способы образования слов в русском языке? Какими способами образованы слова на картинке?

- Трудно ли было вам определять способы образования слов?

- Эту тему вы будете изучать в течение нескольких уроков, поэтому сегодня мы будем работать только по 3-м первым способам словообразования. Назовите по каким способам. ( Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из текста, представлять её в форме схемы , соотносить информацию, представленную в схеме

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2.Уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

V.Закрепление изученного.

Работа по группам.

1. Составить предложения по картинкам об отношении к природе. ( Показать словообразовательный разбор слов. )

2. Прочитать предложение о сохранении природы.

3.Определите способы образования выделенных слов по группам

4. Сгруппируйте слова , заполните таблицу.

5. Физкультминутка.

6. Составить новые слова от данных слов. ( Проставление оценок.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

VI. Развитие речи

( развитие учебноязыковых и правописных умений).

  1. Ватсап- общение( Плюсы, минусы)

- Прочитайте разговор волонтера со своим другом. Что вы узнали из этого разговора? Каковы минусы и плюсы такого общения?(Подросток не понимает своей роли в охране природы. О том, что важно очистить природу от мусора. Посадить деревья очень важно. Хочется, чтобы все знали об этом.)

(Некоторые слова сокращены.Не особо уделяют внимание правилам правописания. Так мы станем неграмотными.)

- К какому выводу приходим? ( Стараться стать грамотными, всегда следить за своей речью, развивать ее).

2. Групповая работа. Проект "Берегите природу!"

- Поэтому сейчас мы  поработаем над развитием речи. Чтобы наши ровесники поняли свою роль в защите природы, мы  сделаем  рекламный баннер об охране природы. Что такое баннер? Это.... Используя образованные вами слова, каждая группа  должна  составлять предложения- призыв в защиту природы. Записываете предложения на цветочках или деревьях, которые лежат перед вами  и прикрепляете к нашей основе баннера. Затем все вместе назовем наш баннер...

3. Чтение предложений и оформление баннера.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Воспринимать и вычленять нужную информацию.

2. Свободно излагать свои мысли, строить рассуждение,

3. Развивать  грамотную устную и письменную  речь.

4. Уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

VII. Вывод по уроку.

VIII.Рефлексия.

- Итак, у нас получился замечательный баннер, который я дарю вам на память о нашей работе, можете вывесить его в своем кабинете или в коридоре школы, чтобы и другие ребята присоединились к охране окружающей среды.

У                

Р

О

К

удивительный

рабочий

обдуманный

качественный (хороший)

успешный

развивающий

образцовый (идеальный, примерный)

классный

уникальный (редкий)

результативный

обучающий

коллективный (общий)

унылый (грустный)

радостный

оригинальный (своеобразный)

культурный

обыкновенный

кошмарный (отвратительный)

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

IX.Заключительное слово учителя.

Мне тоже кажется, что  прошел........урок. Я очень довольна вашей работой. Спасибо вам за урок.

X. Домашнее задание.

Работа по параграфу 33. с. 96. Упр 169.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пятнадцатое октября. Классная работа. 2017

Слайд 2

Экология «эко» - ( от греч. oikos - дом, жилище ) «логия» - ( logos – учение) Природа -наш дом

Слайд 3

Как растут слова? Словесный сад Основные способы образования слов в русском языке

Слайд 4

Основные способы образования слов приставочный суффиксальный приставочно - суффиксальный бессуфиксный сложение корней, основ, слов переход от одной части речи в другую

Слайд 5

спиливает Подумай, загрязняет

Слайд 6

Внимание!!! Внимание!!! Внимание!!! Только за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений. Люди, природа постепенно становится беспомощной , пора нам задуматься ! По-другому и быть не может!

Слайд 7

Если мы посадили бы цветы и саженцы деревьев, ухаживали бы за растениями , заботились бы о животных, оставляли бы мусор в специально отведенных местах, то мы могли бы сохранить красоту и богатство нашей природы!

Слайд 8

посадили саженцы спиливает загрязняет подумай Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно-суффиксальный сохранить по-другому беспомощной

Слайд 9

рушить грязь окружить бережный сад уход растить сорить хранить богатый мусор забота Образуйте от данных слов новые слова разными способами

Слайд 11

Баннер - это информационный рекламный планшет.

Слайд 12

У Р О К удивительный рабочий обдуманный качественный (хороший) успешный развивающий образцовый (идеальный, примерный) классный уникальный (редкий) разумный обучающий компетентный (грамотный) универсальный (всесторонний) рациональный (целесообразный) основательный (серьёзный) культурный (просвещённый) уравновешенный (спокойный) результативный оригинальный (своеобразный) коллективный (общий) унылый (грустный) радостный обыденный (будничный, обыкновенный) кошмарный (отвратительный) утомительный (изнурительный) расплывчатый (неясный) однообразный (монотонный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"

Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"

Конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке"...

Урок русского языка. Основные способы образования слов в русском языке

Урок русского языка по теме "основные способы образования слов в русском языке"...