Групповая форма работы
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

мастер-класс для учителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_forma_raboty_master-klass.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС для учителей школы

ТЕМА:  Групповая форма работы на уроке по теме «СУФФИКСЫ ПРИЧАСТИЙ»

КЛАСС: 7

 

Цель: изучение  групповой формы работы на уроке.

  1. Класс разбивается на группы по 4 человека. Каждый ученик получает в группе индивидуальную карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

ТЕМА 1: Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Задание:  Прочитайте примеры. Ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании действительных причастий настоящего времени.

Работать (1спр.) – работают – работающий;  

колыхать (1спр.) – колышут –колышущий;

дышать(2 спр) – дышат – дышащий;

красить (2) – красят – красящий.

- От глаголов какого времени и какого вида образуются действительные причастия настоящего времени?

- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

- В каких случаях в суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся буквы У и Ю?  А и Я?

ТЕМА2: Суффиксы действительных причастий  прошедшего времени

Задание:  Прочитайте примеры. Ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании действительных причастий  прошедшего времени.

Строить + вш = строивший

Засеять + вш = засеявший

Нести + ш = нёсший

- От основ каких глаголов (укажите форму и вид глагола – совершенный или несовершенный)  и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

- К какой основе присоединяется суффикс –вш-? Суффикс –ш-?

- Какая гласная пишется перед суффиксом  причастия –вш- ?

ТЕМА3: Страдательные причастия настоящего времени

Задание:   прочитайте слова, ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании страдательных причастий настоящего времени.

Нагревать (1 спр.) – нагреваем – нагреваемый

Вести (1 спр) – ведём – ведомый

Гнать (2 спр) – гоним - гонимый

- От основ каких глаголов (укажите время и вид) и при помощи каких суффиксов образуются  страдательные  причастия  настоящего  времени?

ТЕМА 4: Страдательные причастия  прошедшего времени

Задание:   прочитайте слова,  ответьте на вопросы. Составьте связный рассказ об образовании страдательных причастий прошедшего времени.

Прочитать + НН = прочитанный

Запаять+ НН = запаянный

Увидеть + НН = увиденный

Построить + ЕНН = построенный

Решить+ ЁНН = решённый

Принести+ ЁНН = принесённый

Понять + Т = понятый

Сжать + Т = сжатый

Колоть + Т = колотый

Вынуть + Т = вынутый

-От основ каких глаголов (укажите форму и вид)  и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?

- К каким основам присоединяется суффикс –нн-?

- К каким основам присоединяется –енн- (-ённ-)? суффикс –т-?

Примечание: страдательные причастия прошедшего времени от глаголов несовершенного вида не частотны и малоупотребительны. Например: читанный, жёванный, вязанный, стриженный.

  1. По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Группа экспертов составляется так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Задание:  обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.

Группа Экспертов 1:

Связный рассказ: Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –УЩ- (-ЮЩ-) (о глаголов 1 спряжения) и –АЩ-(-ЯЩ-) ( о глаголов 2 спряжения).

Презентация –  примерная таблица

Глаголы  несовершенного вида, переходные и непереходные

Спряжение глаголов

Суффиксы действительных причастий наст. времени

Действительные причастия настоящего времени

несут

1

-ущ/ -ющ

несущий

дышат

2

-ащ/-ящ

дышащий

Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий. От каких глаголов не смогли образовать причастия? Почему?

Глагол в неопределенной форме

Глагол в настоящем времени

спряжение

причастие

таять

щебетать

смотреть

служить

вылечить

зависеть

Группа Экспертов 2

Задание:   обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.

Связный рассказ: Действительные причастия  прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов –ВШ- и –Ш-. Суффикс –вш- присоединяется к основам на гласную, а суффикс –ш-  - к основам на согласную.

Примерная таблица

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Суффиксы действительных причастий наст. времени

Действительные причастия  прошедшего времени

Строить

засеять

-вш-

Строивший

засеявший

нести

-ш-

нёсший

Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий.  

глаголы

Дейст. причастия прош. времени

играть

пригореть

затеять

погасить

везти

повлечь

Группа Экспертов 3

Задание:   обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.

Связный рассказ: Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ЕМ- (-ОМ-) (от глаголов 1 спряжения) и –ИМ- (от глаголов 2 спряжения)

Примерная таблица

Глаголы несовершенного вида настоящего времени

спряжение

Суффиксы страдательных причастий наст. времени

Страдательные причастия настоящего времени

Нагревают

ведут

1

-ем- (-ом-)

Нагреваемый

ведомый

гонят

2

-им-

гонимый

Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий.  

Неопределенная форма глагола

спряжение

Настоящее время глагола

Страдательное причастие настоящего времени

слышать

пересылать

оберегать

привозить

вычислять

Группа Экспертов 4

Задание:  обменяйтесь своими выводами об образовании причастий. Составьте связный рассказ, схему или таблицу, выполните практическое задание.

Связный рассказ: Страдательные причастия  прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы  глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов - НН,-  ЕНН, -Т. Суффикс

 –НН- присоединяется к основам на –ать, -ять,-еть.

Суффикс –ЕНН-  - к основе на –ить.

Суффикс –Т- - к основам на –оть, -уть, -ять,-ать.

Примерная таблица

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия  прошедшего времени

Прочитать

Запаять

увидеть

-нн-

Прочитанный

Запаянный

увиденный

Построить

Решить

принести

-енн- (-ённ-)

Построенный

Решённый

принесённый

Понять

Сжать

Колоть

вынуть

-т-

Понятый

Сжатый

Колотый

вынутый

Практическое задание: от глаголов образуйте причастия. Обозначьте основы глаголов и суффиксы причастий.  

глагол

причастие

увешать

бросить

обидеть

разбить

потерять

  1. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Каждый знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. Таким образом, складывается общее представление  по изучаемой теме.

Задание для групп: от глаголов образуйте всевозможные причастия. Если нельзя образовать – поставьте прочерк.

Глаголы

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

обмануть

веять

заместить

клеить

украсить

хмурить

брить

занавесить

Правильный ответ:

Глаголы

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящего времени

Прошедшего времени

Настоящего времени

Прошедшего времени

обмануть

--

обманувший

---

обманутый

заместить

--

заместивший

--

замещённый

клеить

клеящий

клеивший

 

--

украсить

--

украсивший

--

украшенный

хмурить

хмурящий

хмуривший

--

--

брить

бреющий

бривший

 бреемый

---

занавесить

--

занавесивший

---

занавешенный

  1. «Второе слушание» темы. Эксперт каждой группы рассказывает свою тему всему классу (презентация сведений по отдельным темам). Другие вносят дополнения, отвечают на вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»

Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....

Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...

«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).

Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)

Программа логопедической работы для коррекции общего недоразвития речи ( групповая форма работы)...

Из опыта работы: групповая форма работы на уроках математики

С введением ФГОС приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектироватьпути достижения этих целей, контролировать и оцен...