К теме "диалог " в школьном учебнике
статья по русскому языку на тему

Доброневская Анна Владимировна

Данная статья посвящена  теме "диалог",  рассматривается отражение этой темы в шольном учебнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_statya.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доброневская Анна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

К теме «диалог» в школьном учебнике

        В практике школьного преподавания синтаксиса несправедливо мало внимания уделяется диалогу, в то время как большинство исследователей  сходятся во мнении, что истинное  бытие языка проявляется в речи, а  основной формой  существования последней признают диалог. Безусловно,  такое  положение дел является следствием сложности и многоаспектности рассматриваемого феномена. Однако в науке уже накоплено достаточно сведений для того, чтобы сделать необходимые обобщения и использовать имеющиеся знания для нужд обучения.

        За единицу диалогической речи принято диалогическое единство (ДЕ), определение которого  с учетом последних научных данных должно включать в себя следующие аспекты:

  1. ДЕ – это речевые произведения как результаты состоявшихся диалогических контактов.
  2. Это те формы объединения предложений в одно структурно – смысловое целое, по образцу и моделям которых строится диалогическая речь.
  3. Внешне, поверхостно  эти формы выступают в виде объединения, с одной стороны, реплики – акции (РА), то есть высказывания собеседника, побуждающего  другого вступить в контакт, а с другой – в виде реплики – реакции (РР), то есть высказывания второго собеседника – ответа на побуждение первого.
  4. Между РА и РР обязательно устанавливаются различного рода смысловые отношения как внутренняя конечная цель и результат состоявшегося  диалогического контакта. Данные отношения – это семантический центр и центральный смысловой стержень связи реплик и их объединения в то синтаксическое целое, которое называют единицей диалогического общения (ДЕ),
  5. Все такие отношения являются проявлением наиболее общих, инвариантных отношений тождества и различия.
  6. В более конкретном плане эти отношения нередко именуются согласием или несогласием, утверждением или отрицанием, подтверждением или опровержением, разрешением или запретом, одобрением или порицанием, положительной или отрицательной оценкой.

ДЕ как речевые произведения и как результаты состоявшихся диалогических контактов  разных лиц могут быть зафиксированы в разных материальных формах и изучаться через анализ этих форм. В целях обучения могут быть использованы ДЕ, зафиксированные в письменных формах языкового общения, которые в достаточной степени адекватно имитируют живую диалогическую речь и могут служить материалом для изучения ее основных особенностей.

        На начальном этапе изучения диалога школьниками достаточно рассмотреть состоявшиеся диалогические контакты двух лиц, и главным образом в простейших формах: высказывание – предложение одного лица плюс аналогичное высказывание другого. В дальнейшем знания о диалогах, полученные на примерах простейших ДЕ, помогут учащимся в овладении более сложными формами диалога.

        В современном русском языке можно выделить два основных функциональных корпуса ДЕ:

  1. ДЕ, основная функция которых состоит в установлении между собеседниками тождества-нетождества мнений по поводу вступления в диалогический контакт.
  2. ДЕ, основное назначение которых  - отразить, выразить тождество – нетождество мнений собеседников по поводу существа требующегося в данной ситуации диалогического контакта.

Получение школьниками сведений о единице диалогической речи и ее основных свойствах, синтаксических связях между репликами ДЕ, месте ДЕ в системе единиц языка и об их основных типах восполнит тот пробел в знаниях о языке, который сейчас существует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование "Названия, исчезнувшие из школьных учебников"

 В настоящее время названия веществ регламентируются правилами химической номенклатуры (от латинского nomenclatura — роспись имен). В химии номенклатурой называют систему правил, пользуясь которыми, к...

Школьные учебники химии Информация к размышлению

Как выбрать один учебник из множества существующих? У учителя химии нет времени внимательно изучить все учебники, которые включены в Федеральный перечень учебников. Реклама всегда показывает достоинст...

Математика за рамками школьного учебника.

Дополнительная образовательная программа дополнительного объединения «Математика за рамками школьного учебника».  Направленность:  социально – педагогическая.  Возраст детей –...

Инварианты логических структур текстовых задач в школьных учебниках по математике для 5–6-х классов

В настоящее время в перечень учебников и пособий, рекомендованных МО РФ, включены несколько комплектов учебников по математике для 5-6 классов, реализующих различные авторские концепции. Учитель...

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Презентация по немецкому языку для 9-го класса" Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник" автор: И. Л. Бим, Москва "Просвещение"

Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 9-м классе  при повторении темы " Die Zukunft beginnt schon jetzt. Wie steht\'s mit der Beruhfswahl?" к учебнику "Deutsch Акад...

Презентация по немецкому языку для 8-го класса по теме "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и другие, издательство "Просвещение"

Данная презентация может быть использована на уроке немецкого языка в 8-м классе при повторении темы "Schön war es im Sommer" к учебнику "Deutsch Академический школьный учебник", автор: И. Л. Бим и др...