Статья
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Апевалина Елена Николаевна

Статья о разработке уроков русского языка в 5 классе в системе Moodle.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apevalina.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Апевалина Е.Н.

учитель русского языка и литературы МБУ «Школа №56»

Разработка  уроков русского языка   для  детей с ОВЗ в системе Moodle

Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать. 
Андре Моруа

Дистанционный урок  – это здорово? – спросят одни

 Дистанционный урок  – это здорово. – скажут равнодушно другие.

Дистанционный урок  – это здорово! – воскликнут третьи.  

        Какой знак поставите вы в конце предложения? Предлагаю пока поставить многоточие.

        В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание. Именно поэтому важно четко определиться с самого начала с понятиями. Что такое - дистанционное обучение? Понятно, что это обучение на расстоянии, когда учитель и учащиеся разделены пространством. Но что под этим понимается? Дистанционное обучение - это одна из форм обучения, а информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.

         На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения,  с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Таким условием и является дистанционное обучение, цель которого создание условий детям-инвалидам для получения качественного образования в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием Internet-технологий. Дистанционное обучение позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, способствует созданию без барьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, - их успешной социализации и интеграции в общество.

        Дистанционный курс разработан в виртуальной обучающей среде Moodle,  в соответствии с программой курса  русский язык для общеобразовательных учреждений, модифицирован по количеству часов и содержанию для очно-дистанционной формы обучения детей с ОВЗ. Каждый дистанционный урок в среде Moodle содержит: формируемые УУД на уроке, инструктивные элементы, информационный блок.

        Задача предметного курса  - сформировать у учащихся представление о русском языке, имеющем систему норм,  отражающем жизнь при помощи слова; показать, что русский язык – это наука со своими законами развития, в основе которой лежат традиции и новаторства.

        К.Д.Ушинский говорил: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – первоначальная задача обучения». Исходя из этого, мы и разрабатывали концепцию создания курса. Весь дистанционный курс русского языка в 5 классе мы представили как «Весёлые уроки Радионяни». Данная форма уроков обусловлена возрастными и психологическими особенностями.

        Модули - уроки составлены на основе КТП для 5 класса в соответствии с фгос.  Дистанционный курс  в виртуальной обучающей среде Moodle  содержит пояснительную записку, панель инструментов визуального редактора и инструкцию по работе в системе.  Учебные материалы  сопровождаются необходимыми пояснениями и инструкциями.

        Курс разбит на разделы в соответствии с КТП. В начале каждого урока вступительное слово учителя с целями и задачами, обязательна мотивация. Основной элемент в системе «Глоссарий», в данном курсе «Узелок на память». «Узелок на память» позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Курс разбит на разделы в соответствии с КТП. Внутри каждого раздела используются элементы «Задание», «Лекция», «Тесты», «Рабочая тетрадь», «Камера хранения», «Словари». Используются  внешние ресурсы и дополнительные материалы.

        Обязательны паузы. Задача учителя - обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья. Нам стоит задуматься о том, что ребенок, который сидит перед монитором компьютера, подвергается дополнительному негативному воздействию на здоровье. Мы не можем полностью защитить ребенка, но у нас есть возможность провести с ним небольшую зарядку для глаз, которая отнимет от урока не более 3-5 минут. Если ребенок устал, он может прервать урок и продолжить его в другое время.
        Дистанционные уроки  более личностно-ориентированы на учащегося и его состояние здоровья с учётом заболевания, предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию, постановку цели и задач обучения. Методы дистанционного обучения, базируются на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.  Каждый ребенок работает в своем темпе, в зависимости от индивидуальных особенностей, способностей и потребностей.

        Усиление самостоятельности при дистанционных методах обучения выводит на формирование метапредметных умений, являющихся одними из результатов ФГОС. ФГОС для детей с ОВЗ ничем не отличаются от ФГОС для здоровых детей. «Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в своей основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося» Достижения всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях оцениваются по одним и тем же критериям, что и результаты здоровых детей.

        Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться детям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

      Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. К. Д. Ушинский основной заповедью воспитания считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении.  Действительно, дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства поможет ситуация успеха. Технологически эта помощь осуществляется в психологической атмосфере радости и одобрения: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность обращений, доброжелательная мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон.

        В последнее время всё более возрастает значение инклюзивного образования. Инклюзия наравне с коррекционным образованием становится реальностью образовательного процесса и находится в России в стадии становления. Предлагаемый дистанционный курс особенно актуален в настоящее время, когда осуществляется введение ФГОС  (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).

        Дистанционный курс имеет ряд преимуществ в организации учебного процесса:

доступность курса в любой момент времени. Электронные технологии дают возможность ученику работать над курсом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Для участников курса электронные задания и лекции доступны в любой момент, и обучающиеся в значительной степени самостоятельно решают, в каком темпе им проходить этот курс; более гибкая организация учебного процесса; мультимедийность. Помимо традиционной текстовой и графической информации, в дистанционное образование предполагает использование в процессе образования всех средства мультимедиа: анимации, видео, звука и цвета. Это обеспечивает наглядность преподаваемого материала и позволяет задействовать большинство механизмов.

         Каждый дистанционный урок, проводится  согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.

Учебный процесс для детей с ОВЗ, обучающихся на дому проходит не изолированно, а основан на интеграции очного и дистанционного обучения. К каждому из них приходит учитель, помогающий справиться с возникшими проблемами и трудностями

        В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей, и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков. Такая форма обучения  востребована  в социуме, констатируется в недавно утвержденных ФГОС начального  общего образования для детей с ОВЗ и дистанционное обучение успешно обеспечивает социализацию  этих детей, дает возможность получить полноценное образование и выбрать дальнейший путь.

Дистанционный урок  – это здорово? – спросят одни

 Дистанционный урок  – это здорово. – скажут равнодушно другие.

Дистанционный урок  – это здорово! – воскликнут третьи.  

Какой знак поставите вы в конце предложения? Предлагаю  каждому сделать свой выбор. Какое высказывание ближе вам. Если первое – хлопните в ладоши один раз, второе – два раза, третье – три раза.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....