Урок русского языка в 6 классе по теме "Русский язык - один из развитых языков мира"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мансурова Елена Александровна

Цели урока: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы; уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок; воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников; развивать память, логическое мышление, речь..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya.6.1.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 6. Урок 1.

Тема: Вводный инструктаж по ТБ. Русский язык - один из развитых языков мира

Цели: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы; уметь объяснять понятие развитой язык, отличать от понятия развитый ребёнок; воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников; развивать память, логическое мышление, речь.

Ход урока

  1. Орг. момент. Тема и цели урока

-Подписываем тетради.

-Знакомимся с учебником: авторы, условные обозначения, знаки около слов, содержание, приложения (с. 164-184).

2. Вступительное слово учителя.

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча?

Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера.

Притча из «Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа».

«Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: «Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!»

«Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний». Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: «Эзоп, принеси нам поесть!».

Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.

– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!

Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.

– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.

В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.

Ксанф говорит: «Эзоп, подай нам похлёбки!»

Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:

– Да разве не сказал я тебе: «Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!»

Эзоп отвечает:

– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: «Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете». А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия, вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.

Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.

На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:

– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: «Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!»

Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: «Эзоп, принеси нам поесть!»

Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:

– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: «Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!

Эзоп отвечает:

– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?»

– Как Эзоп говорит о языке?

- В каком значении употребляется слово «язык»?

- А какое ещё значение есть у этого слова?

- А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки о языке?

3. Изучение нового материала.

1). Работа с учебником.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о нашем родном русском языке, о его развитии. Запишите в тетради тему нашего урока.

- Ребята, давайте прочитаем высказывание К. Паустовского о русском языке.

- Как вы поняли высказывание Паустовского?

- Скажите, кто из вас согласен с его высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Прочитайте задание к упражнению 1 на стр. 4.

- Как вы думаете, в чём же заключается богатство русского языка? Запишем этот ответ.

- Прочитаем слова, данные в рамочке.

- Как вы их понимаете?  Дайте их лексическое значение.

- Где нам найти ответ, если мы с вами затрудняемся в толковании слова?

- Давайте поработаем с толковым словарём и найдём значение слова РАЗВИТОЙ

1) Достигший высокой степени развития.

2) Духовно зрелый, просвещённый, культурный.

– В каком значении слово язык употребляется в названии темы? (Развитой – достигший высокой степени развития.)

– А в словосочетании развитый ребёнок? (Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

- Обратите внимание, как произносятся эти слова. В первом слове на какой слог падает ударение? Во втором?

2). Работа с пословицами и поговорками.

- Я предлагаю вам объединиться в пары и поработать с пословицами и поговорками. Обсудите их значение и запишите 2 понравившиеся в тетрадь:

1) Раны от меча заживают, а от языка остаются.

2) Без русского языка не сколотишь и сапога.

3) Русский язык - сила слабого!

4) Велик и могуч русский язык.

5) Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.

6) Язык до добра не доведёт.

- Какая из прочитанных пословиц вам понравилась больше?

3). Поддиктовка.

- Упр. 2 на стр. 4-5:

Русский язык необыкновенно богат. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

4). Работа над высказываниями великих людей.

- Сейчас я прочитаю вам высказывания великих людей о русском языке. Давайте послушаем и запишем одно из них.

1. Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого. /А. С. Пушкин/

2. Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. /А. Ф. Мерзляков/

3. Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. /А. С. Хомяков/

4. Перед вами громада — русский язык! /Николай Васильевич Гоголь/

5. Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. /А. И. Куприн/

4. Итог урока. Домашнее задание.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что далось легко?

- Что вызвало трудности?

Д/з: Упр. 3 с. 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

Методическая разработка урока с точки зрения системно-деятельностного подхода "Русский язык - один из развитых языков мира"

Данный урок разработан по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Предполагает использование УМК Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова "Русский язык"....

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Русский язык - один из развитых языков мира.

Презентация разработана и применялась на уроках русского языка в 6 классею Тема "Русский язык - один из развитых языков мира"...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...