конспект урока "Н и НН в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n_i_nn_v_narechiyah.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. НУ И  НАРЕЧИЕ! Одна и две буквы Н в наречиях на — О и -Е

Цели урока.

1. Повторить и закрепить правописание Н и НН в наречиях на — о и -е

2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Задачи урока.

Обучающие:

формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании н и нн в наречиях; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Н и НН в наречиях");

Развивающие:

развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.

Воспитательные:

формирование ключевых компетенций учащихся.

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, перфокарты, сигнальные карточки.

                                                 Ход урока

1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы

Формируемые УУД

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  1. Актуализация.

УУД   Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Учитель Ребята, работая на уроке, вы сами себя оцените в конце урока. Оценка будет соответствовать определенному наречию.

Актуализация

Этап обобщения и систематизации изученного

- Запишите число.

- Тема нашего урока: Повторение по теме «Наречие».

- Нам предстоит большая работа. Сегодня мы должны повторить грамматические признаки наречий и орфографические правила правописания наречий. Будьте внимательны, сосредоточенны, и тогда вы сможете справиться с предстоящей работой.

Вчера я вам сказала, что учебник для меня ассоциируется с лестницей, которая ведёт нас к знаниям. На протяжении изучения курса русского языка большое внимание мы уделяем не только пунктуации и синтаксису, что немаловажно, но и учимся разбираться в частях речи.

Соответственно, любая часть речи становится для нас определённым пунктом, в который необходимо прибыть в назначенное время. Для того чтобы осилить этот маршрут, мы постепенно добираемся от одной станции к другой. Иначе можно сказать, что станция – это то или иное правило, которое необходимо усвоить и научиться применять на практике.

На протяжении продолжительного времени вы стремительно двигались по просторам морфологии и орфографии в большой город, который называется Наречие. Передвигаясь от одной станции к другой, мы сможем повторить правила и орфограммы, связанные с этой частью речи.

И самая первая станция, на которой нам необходимо задержаться,

 Станция «Теоретическая».

- От какого слова происходит название этой станции?

- Конечно же, теория! Суть задания, которое вам нужно выполнить, продолжить начатое высказывание. Я начинаю говорить какой-либо факт о наречиях, а вы продолжаете мою мысль.

  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает (признак действия).
  2. Наречия отвечают на вопросы: … (как? Когда? Где? Куда? Зачем? С какой целью? В какой степени?).
  3. В предложении наречия чаще всего бывают… (Обстоятельствами).
  4. По значению наречия можно разделить на два разряда: … (обстоятельственные и определительные).
  5. Продолжите цепочку. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, … (место, причину и цель).
  6. Определительные наречия обозначают … (меру и степень, качество действия).
  7. Обстоятельственные наречия, обозначающие место, отвечают на вопросы … (где? Куда? Откуда?).
  8. У наречий имеются две степени сравнения: ... (сравнительная и превосходная).
  9. Сравнительная форма наречий имеет две формы … (простую и составную).
  10. Превосходная степень наречий имеет, как правило, … (составную форму).
  11. Не с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1- слово не употребляется без НЕ-; 2-наречие с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ- или близким по значению словом)
  12. НЕ с наречиями на -О и -Е пишется раздельно, если: … (1 -есть противопоставление с союзом А; 2 - к наречию относятся слова ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, СОВСЕМ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ, НИКОГДА НЕ.)
  13.  В наречиях на — о  и  е пишется Н (столько н, сколько в прилагателных и причастиях, от которых они образованы)

Учитель Ребята, вы отлично справились с теорией. И мы незаметно подобрались к следующей станции, которая называется «Морфологическая».

Сейчас я попрошу вас обратить внимание на  текст №1.(на листочках) Давайте его прочитаем.

На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.

Задание: Найдите в тексте наречия и сделайте морфологический разбор.

ВЫСОКО – наречие.

  1. Стоит (где?) высоко; обстоят-е наречие, обознач. Место.
  2. Неизм.
  3. Стоит где? Высоко.

НЕУТОМИМО – наречие.

  1. Звенят (как?) неутомимо; обстоят.нареч. образа действия.
  2. Неизм.
  3. Звенят как? Неутомимо.

ГРОМЧЕ – наречие.

  1. Звенят (как?) громче; обстоят. Нареч. Образа действия.
  2. Неизм.
  3. Звенят как? Громче.

УДИВИТЕЛЬНО – наречие.

  1. Сливается (как?) удивительно; обстоят. Нареч. Образа действия.
  2. Неизм.
  3. Сливается как? Удивительно.

Молодцы! И на этот раз мы уже примчались на следующую станцию.

 Станция «Этимологическая»

Учитель

 Вы  на этой станции работаете с этимологическим словарем и находите   происхождение наречий по словарю   (работа в группах) — устно 

 Дотла – слияние предлога до с формой род. пад. ед.ч. от тьло- «почва,

пол».

Впредь– собств. – русск., возникло из сращения предл. В с формой вин.п.ед.ч. сущ. Предь, значит «вперед, на будущее».

Наружу – собств. – русск., образовалось путем слияния на и вин. пад., ед.ч.

сущ. руж – «внешность», «вид».

Учитель Следующая станция, на которую мы прибыли называется «Синтаксическая»

Всё своё внимание мы направляем на текст №2.

Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните наречия как члены предложения.

У нас давно когда-то жила кошка. Она удивительно искусно ловила мышей и никогда их не ела. И совершенно по-человечески знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы.
Она являлась с мышью в зубах и, призывно мурлыкая, терлась о ноги. Потом, подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. Затем она бросала мышь и равнодушно уходила.

     У нас давно (обстоятельство) когда-то (обстоятельство) жила кошка. Она удивительно (обстоятельство) искусно (обстоятельство) ловила мышей и никогда (обстоятельство) их не ела. И совершенно (обстоятельство) по-человечески (обстоятельство) знала, что, поймав мышь, сделала дело, заслуживающее похвалы. (1 запятая разделяет главное и придаточное, 2 и 3 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Она являлась с мышью в зубах и, призывно (часть обстоятельства, выраж. дееприч. оборотом) мурлыкая, терлась о ноги. (Две запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом) Потом (обстоятельство), подняв хвост, обходила нас, и каждый должен был ее погладить и похвалить. (1 и 2 запятые выделяют обстоятельство, выраж. дееприч. оборотом, 3 запятая – разделяет два простых предложения в ложносочиненном)
Затем
(обстоятельство) она бросала мышь и равнодушно (обстоятельство) уходила

.Физкультминутка.

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

Следующая станция, которая с нетерпением ждёт нашего прибытия,«Фразеологическая». Здесь мы с вами поиграем.

Лото «Замените наречия фразеологизмами»

Сильно краснеть – до корней волос; крепко спит – как убитый; быстро бежать – во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать – во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать – как свои пять пальцев; тесно – яблоку негде упасть; темно – хоть глаз выколи; мало – кот наплакал, раз, два и обчелся; рано – чуть свет, ни свет, ни заря; близко – рукой подать; плохо – из рук вон плохо, никуда не годится.

Остановка на этой станции оказалась совсем небольшой. И мы успешно добрались до  станции    «Словообразовательная».

                                       Попробуем разобраться

                                      (запись на листочках - перфокарта)

Море взволнова(н,нн)о.

Море взволнова(н,нн)о  шумело.

Лицо девочки было взволнова(н,нн)о.    

Учитель. И вот мы добралиь до станции «Орфоэпическая»

Прочитайте  правильно: (запись на доске)

Пиши красивее,

Сядь удобнее,

Вытри дочиста,

Уехать надолго.

Орфоэпический бой.

Ученика «сражаются» с коварным врагом всех частей речи, в том числе и наречия – ударением (работа на карточках или у доски). Побеждает тот ученик, который допустит меньше  ошибок.

Издавна, наспех, без умолку, исподволь, попросту, впереди, спереди, донизу, допоздна, наверное, надолго, неподалеку, тесно, мастерски, задолго, набело, одновременно, мельком , досуха, дочиста, запросто, изредка, сызнова, добела, засветло, затемно, сполна, иссиня, начисто, издалека, донага, дотемна, наскоро, наново.

Минутка отдыха

Два ученика показывают инсценировку «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- В седьмом.

- А дружно вы живете в своем классе?

- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…

- Жутко дружно, ужасно весело? А учитесь хорошо?

- Нормально. Особенно девчонки. Их учительница в пух и прах хвалит…

- Да… болезнь у тебя серьезная, у тебя больной язык, тут и врач не

поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

Врач дает рецепт – учебник грамматики русского языка.

Учитель

  • В чем ошибки нашего героя?

И снова поиграем! Игра «Крестики — нолики» (всем раздаются карточки)

х — нн          0 — н

1                     2                          3

х                        0                          0

4                     5                           6

  х                      0                           х

7                       8                       9

    0                      х                       0

Слова для игры:

Уверенно, пасмурно, культурно, рассеянно, сумрачно, мужественно, искусно, совершенно, зелено.

Домашнее задание:     выписать  из художественной  литературы   5 предложений с наречиями с н  -  нн

Рефлексия, оценки.

УУД  Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Учитель.

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

  • Скажите наречиями, как вы сегодня  чувствовали себя на уроке.
  • Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Конспект урока + презентация по теме: "Правописание наречий. Дефис в наречиях".

Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий....

Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...

Конспект Урока русского языка "Разряды наречий"

Современный урок в стиле социальной сети ВК...

Урокан ц1е: Долахь а, юкъара а ц1ердешнаш.

Урокан ц1е: Долахь а, юкъара а ц1ердешнаш....

Урокан ц1е: « Аружа»-исторически хиллачийн буха т1ехь язйина поэма.

Урокан ц1е: « Аружа»-исторически  хиллачийн  буха  т1ехь  язйина  поэма....