урок "Практикум по словообразованию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Алексеева Юлия Викторовна

третий урок по теме "Словообразование" (программа Т.А.Ладыженской)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словообразование17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Практикум по словообразованию

Учитель Алексеева Юлия Викторовна

Предмет русский язык

Класс 6

Цель: отработка умения определять способ образования слова

Задачи: а) отработка умения определять способ образования слов

б) закрепление умения делать словообразовательный разбор

в) повторение орфографии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Проверка наличия домашней работы по колонке, раздать тетради.

№ 170 – проверка у доски (3 человека по 2 пары слов + 1 пример в каждое словообразовательное гнездо)

Повторение и проверка знаний

  1. Назовите способы образования слов
  2. Выполните словообразовательный разбор слов:

Устный ответ; работа у доски и в тетради:

  1. Настенный, небоскреб, перевоз
  2. Подоконник, самолет, перенос

Постановка цели

Способы словообразования бывают морфемные и неморфемные, причем неморфемный – всего один. Назовите его!

 Вспомнить морфемы, с помощью которых могут образовываться новые слова, найти неморфемный способ словообразования

Изучение нового материала

Карабас дал Буратино пять золотых (сущ).

В старину люди верили, что в доме живет домовой, в лесу – леший.

Спишите, выполните словообразовательный разбор выделенного слова.

Закрепление

Диктант: расположить, росточек, наездник, вырастить, резчик, узаконить, оживить, безветренный, бесчувственный, преподаватель, вытереть.

Записать слова в 3 колонки по способу образования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный

Расположить, вытереть, вырастить, бесчувственный, безветренный

Росточек,

резчик,

 преподаватель

Наездник

Узаконить

оживить

повторение

Диктант с орфографическим комментарием (по 3 слова):

росток, заросли, растущий

Отложить, прилагать усилия, отрасль

Редкий, низкий, чудо

Брошюра, жюри, шепот

Черствый, шорох, течет

Стрижет, гордецы, цыган

Циркуль, конституция, рассердиться

Являются ли однокоренными слова: пригорок, горушка, горемыка? Докажите свое мнение.

Итог урока (рефлексия, домашнее задание, подведение итогов)

Может ли быть образовано слово с помощью окончания? Назовите способы образования слов. Какие новые термины звучали сегодня на уроке?

Придумать и записать 4 предложения со словами, образованными переходом из одной части речи в другую, показать их способ образования (словосочетание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс по русскому языку в 9 классе "секреты русского словообразования"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты русского словообразования» для 9 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: о...

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....