урок русского языка в 5 классе "Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Хидиятова Ильсия Юлаевна

Урок изучения новой темы, соответсвует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beglye_glasnye.docx27.22 КБ
Файл beglye_glasnye.pptx313.64 КБ

Предварительный просмотр:

        Беглые гласные.

Цели:

Образовательные:

  • продолжить формирование представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;
  • дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;
  • введение в активный словарь обучающихся термина «беглые гласные».

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;
  • развивать интерес к языку и речевому творчеству.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной природе, родной земле, её обитателям;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).
  • Воспитывать  умение  дружить.

Оборудование: презентация, толковый словарь, карточки для исследовательской работы.

Ход урока.

Ӏ. Мобилизующий этап.

1. Приветствие. Знакомство. Запись даты.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, давайте начнем урок с проверки домашнего задания.  

-Скажите, пожалуйста, что вам было задано?   (упр. 424.)

- Назовите мне однокоренные  слова к слову друг из этого упражнения.

Друзьями,  дружба,         друг, дружка, дружно. Какие чередующиеся согласные вы отметили?          ж//г//з.

-А теперь скажите мне, пожалуйста, вы можете вспомнить еще несколько пословиц  о дружбе?  ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Для милого дружка и сережку из ушка.)

- А не составить ли нам предложения о дружбе!  ( 1 или 2 читают).

- Итак , ребята, взгляните на все эти пословицы и скажите мне,  как их можно обобщить?          К какому выводу можно прийти?

- Давайте будем сегодня работать, дружно, слажено.

3.  Работа с фразеологизмом.

Ребята, предлагаю продолжить урок   фразеологизмом.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, запомнить навсегда.

- А давайте узнаем, откуда взялся этот фразеологизм. ( Отвечает         заранее подготовленный ученик.)

- Надеюсь, на то, что вы сегодня зарубите у себя на носу все, что узнаете на уроке.

4. Синтаксическая разминка:

А)  - Листья осины дрожат на ветру.

Прочитайте предложение, выпишите глагол – сказу        емое,  к нему однокоренные слова.

Дрожь, дрогнуть, вздрагивать.

- Какие чередования вы заме        тили?        г//ж,  О//а.

(Чередования гласных и согласных в корне).

Б)          Игра «найди пару».

Таскать              готовлю

Кормить         блистать

Ездить            тащить

Готовиться     кормлю

Осмотреть     езжу

Блестеть         осматривать        

Назовите чередования. Ск//щ, в//вл,  м//мл, д//ж,   и//е, о//а.

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные.         Зарубите это на носу!                 

II. Целеполагание.

1. Определение темы, самостоятельно учениками.

- А теперь обратите внимание на доску.         Прочитайте слова, что вы заметили в склонении  этих существительных?

Лоб- лба

Пень –пня

Сынок-  сынка

- Являются ли они однокоренными? Нет, они изменили форму.

Гласные в этих словах убежали.                  Как мы их назовем? Как будет звучать наша тема?         Беглые гласные. Запишите тему.

2. Постановка цели.

Какие вопросы можно поставить к теме нашего урока « Беглые гласные»?

- Почему они убежали?

- Какие гласные могут убегать?

- в каких частях слова можно  наблюдать  беглые гласные?

3. Исследовательская работа в группах.

- Давайте попытаемся найти         ответы на них самостоятельно.         Для этого предлагаю поработать в группах.

- Каждой группе я раздам  план исследовательской работы.         Используя учебники , ответьте на вопросы по плану.         Заранее выберите того, кто будет озвучивать результат вашей работы.

1 зона:    Пользуясь материалом  из книги «Занимательно о русском языке» , обратитесь к  истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы:

 -Прочитайте самостоятельно статью

-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

- Поясните, что произошло.

2 зона:  Какие гласные могут убежать?

 План работы:

1.Сравните слова Зоркий - зрение,

                            полдень -полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают.

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

3-я зона:  В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

1.Рассмотрите примеры правила

2.Ответьте на вопрос:  «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры  из учебника, дополните их  своими собственными.

4. Рез. исследования.

-Итак, пришло время прослушать результаты ваших исследовательских работ.

-Ваши ответы должны быть  последовательными, для этого у вас есть план, д/б с примерами.   А начать ответ нужно с поставленного вопроса.         Например, почему убежали гласные?  

- Будьте внимательны, слушайте сообщения других групп.  Ответы можете дополнять, исправлять, пояснять.

- Мы смогли найти ответы на поставленные нами вопросы к уроку?         Да!

Молодцы!

- Кто желает обобщить         все ответы?         Молодец!

III. Закрепление нового материала.

1. Работа с учебником. 

- Найдите тему, Выполняем упражнение 25 + еще 400, на странице 5        х5.

Кт0         Меня понял, Какое упр., на какой стр.? (425 упр. Стр. 25.)

- Выполняем устно. По очереди.

2. Словарная работа.

- Слово вихор, вихрь.         Ученик подготовленный отвечает.

- составьте  словосочетания со словом ЛИСТОК в разных лексических значениях. (        отвечают по желанию 2-3  трое).

3. Динамическая пауза.

- Мы немного поработали, можно и отдохнуть. ( физминутку).

4. Найди лишнее слово. Слово в кот. Нет беглого гласного.

    1) а) подсылать, б) сломать, в) срывать, г) угля.

   2) а)сбивать, б) успех, в) чехол, г) ветер.

5. А теперь поработаем у доски. 

- Помогите вернуть беглые гласные. Изменяем форму слова.

Окно – окон

Мне – меня

Платка - платок

Сбить - собью

 Чехол - чехла

Надрывать – надорву.

В какой морфеме беглая гласная, какая?

Слова какой части речи?

IV.  Самоконтроль и  закрепление урока.

         Чтобы знания были впрок,

         Кратко повторим урок.

 Прошу вас  продолжить мои фразы по изученной теме:

-Итак, гласные убегают, потому что………?

- Обычно убегают такие  гласные как, ……..?

-  Беглые гласные обычно встречаются…….?

V. Рефлексия.

Урок подошел к концу. Проанализируем свою работу на уроке.

 Свое мнение об уроке опираясь на начало фраз из рефлексивного экрана.

 По цепочке.

- сегодня я узнал(а)……

-Было интересно…..

- Было трудно…..

- Я понял(а)…..

- Теперь я могу…

-  Я научился (ась)….

- У меня получилось…

- Меня удивило…..

VI. Оценивание.

Самооценка по таблице.

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился проверять чередующиеся звуки и  беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился  распознавать чередующиеся  гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

        Домашняя работа.

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Упр. 426, 428.

2. Упр. 430. Попробовать придумать конец сказки.

3. Просклонять слова МЕШОЧЕК, КЛЮЧИК и объяснить правописание гласной в суффиксах –ЕК; -ИК.

        Урок окончен, до свидания.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Для милого дружка и сережку из ушка.

Слайд 2

Крепко –накрепко. Запомнить навсегда. Зарубить на носу.

Слайд 3

Листья осины дрожат на ветру.

Слайд 4

дрожат Дро ж ь Дро г нуть Вздр а гивать г//ж - о//а

Слайд 5

Найди пару. Та ск ать гото вл юсь Кор м ить осм а тривать Ез д ить кор мл ю Бл е стеть бл и стать Гото в иться та щ ить Осм о треть ез ж у с к //щ, м//мл, д//ж, е// и, в // вл , о//а.

Слайд 6

Зарубите на носу! Чередуются не только согласные, но и гласные .

Слайд 7

Беглые гласные

Слайд 8

Цели урока. Почему они убежали? Какие гласные могут убегать? В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

Слайд 9

Работа с учебником . Упражнение 425, стр. 25.

Слайд 10

Вихор. В ихр а . Клок, прядь торчащих волос. Причесать вихр ы …….

Слайд 11

Вихрь. Вихр я . Буря мглою небо кроет; Вихр и снежные крутя,….

Слайд 12

Найди четвертую лишнюю . а)подсылать б)срывать в)сломать г)угля а)сбивать б) успех в)чехол г)ветер.

Слайд 13

Верни беглую гласную Окно окон Мне меня Платка платок сбить собью Чехла чехол Надрывать надорву.

Слайд 14

Зарубить на носу !

Слайд 15

Сегодня я узнал (а)… Было интересно….. Я понял(а), что …… Теперь я могу……. Я приобрел(- рела )…….. Я научился (-ась)….. Я смог (-ла)……. Меня удивило…..

Слайд 16

Самооценка. знак результат ? Научился находить беглые гласные, но понял не все. Поставлю знак ? ! Научился находить беглые гласные в разных частях слова, но не уверен, что смогу отличить беглые гласные от чередующихся гласных. Скажу о себе: « Я работал хорошо!» !!! Понял все, смогу объяснить товарищу. Скажу себе : «Молодец!»

Слайд 17

Ваши оценки . ? - «3» ! – «4» !!! – «5»

Слайд 18

Домашняя работа 1. Упр. № 426, 428. 2. Упр. № 430, прочитать, написать продолжение сказки. 3. Просклонять слова КЛЮЧИК , МЕШОЧЕК – найти особенность правописания гласных в суффиксах – ИК, - ЕК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».

Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".

Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым  путем наблюдения за словами....