СПП с придаточным изъяснительным в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Мухаметхалиева Лаззат Женисовна

Конспект урока в 9 классе "СПП с придаточным изъяснительным", урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цели урока:

I. Познавательные: 

  • повторить опознавательные признаки СПП;
  • проверить знания о разных видах сложных предложений;
  • познакомиться со строением и значением СПП с придаточными изъяснительными;
  • понять способы отличия СПП с придаточными изъяснительными от СПП других видов.

II. Практические: 

  • совершенствовать умение давать синтаксическую характеристику СПП по его схеме;
  • отличать СПП с придаточными изъяснительными от  других СПП;
  • конструировать СПП по данному началу (заданной модели);

Задачи урока:

Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном изъяснительном. Научиться строить СПП с придаточными изъяснительными.

Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Находить закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.

Воспитывающая – гуманистическая направленность обучения. Организация активной мыслительной деятельности учащихся на основе мудрых изречений о смысле жизни.

Тип урока – комбинированный.

Форма проведения урока – работа с компьютерной поддержкой.

Оборудование урока: 

  • карточки с дидактическим материалом «Синтаксическое домино»;
  • компьютер;
  • проектор;
  • экран.
  • презентация к уроку

Ход урока.

  1. Орг. момент. Оформление работ в тетрадях (тема не записывается).
  2. Вступительное слово учителя.

Стадия вызова

Лингвистический эксперимент.

- Прослушайте предложения.  Какие из них можно  считать законченными: Школьники работают. Они дружны. Им весело. / Школьники видели. Они думали. Им хотелось. Они уверены.

Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Вопросы в заключение проверки: почему эти предложения нельзя считать законченными? Какие вопросы от каждого из сказуемых здесь напрашиваются? Какие придаточные можно присоединить к главному?

(В ходе совместного обсуждения устанавливается, что сказуемые требуют пояснения, или изъяснения)

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные изъяснительные)

Сообщается тема урока в процессе ее совместного поиска и записывается в тетради.

  1. Определение целей ЗХУ:

Знаем – хотим узнать – узнали (на доске пишет учитель)

Учитель добавляет цель:

-научиться  быть оптимистами по жизни…

  1. Знакомство с эпиграфом урока (он записан на слайде)

- спишите эпиграф, расставьте знаки препинания.

- Есть ли в этом предложении изъяснительные придаточные?

Жизненная мудрость заключается в том,

что надо учиться радоваться всему,

 что тебя окружает, радоваться жизни,

 какой бы тяжёлой она ни была.

5.  Знакомство со словарными словами ОПТИМИСТ и ПЕССИМИСТ (работа с электронным ассоциативным словарем)

6. Актуализация прежних знаний

1)Инд-но – у доски   (1 человек): расставить знаки препинания в СПП, выделить графически предикативные части, определить вид придаточных

И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

На дне лесного оврага, куда мы пришли, бежал по каменистому руслу ручей.

Самое прекрасное в мире то, что создано трудом, умной головой.

2) фронтально- синтаксическое лото – теоретический опрос о видах сложных предложений и видах придаточного в СПП

  1. Изучение новой  темы:

Углубление теоретических знаний. Заполнение таблицы по материалам учебника (стр.78-79)

К чему относится, что поясняет

Чем прикрепляется

Где находится по отношению к главному

К словам со значением мысли, речи, чувства.

Союзными словами: как, где, зачем, когда, что, что, сколько;

 союзами: что, как, будто, чтобы и частицей ЛИ.

Свободное  (до, после, внутри главного предложения)

7.Соедините половинки предложений. Определите вид придаточных. Начертите схемы.

1. Люблю                                                                    1. Что тебе интересно

2. Что было вчера                                                       2. Когда сосна шумит

3. Ты делаешь только то                                            3. Как где-то               опустилась стая уток

4. Слышно было                                                         4. То и будет сегодня

  1. Тренаж.

Отработка умения видеть главную и зависимую части СПП, расставлять знаки препинания, ставить вопрос от главного предложения к придаточному

Работа с учебником – упр. 116, стр. 80 ( по вариантам)

  1. Конструирование предложений с придаточными изъяснительными.

Чтение притчи об осле  (учитель)

ПРИТЧА ОБ ОСЛЕ

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками – ведь вытащить осла из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: “Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его  засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю”.

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали работать.

-Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Учитель:

О чем эта притча? Как вы ее поняли? Запишите свой ответ в виде предложений с придаточными изъяснительными. А за основу возьмите следующие конструкции:

Я убеждён в том, …

Я считаю, …

Я согласен с тем, …

Могу с уверенностью сказать, …

Мне интересна мысль, …

  1. Подведение итогов урока

Что узнали нового? (заполняется последняя колонка таблицы)

Достигли  мы поставленных целей?

  1.  Домашнее задание
  1. Выполнить упражнение
  2. Написать мини-сочинение: «Что такое оптимизм?»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 9 класс

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ...

Конспект урока "СПП с придаточными изъяснительными" 9 класс

--------------------------------------------------------СПП с придаточными изъяснительнымиЦели: закрепить умение определять структуру СПП; расстав­лять знаки препинания; закреплять навыки правописания...

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными(9 класс).

Цель:   углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить находить придаточные изъяснительные, повторить правописание подчинительных союзов; развивать навыки синтаксического ...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными", 9 класс...

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными 9 класс

Презентация для  урока в  9 классе по  теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"....