Урок русского языка на тему "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Файрушина Нэля Евгеньевна

Урок русского языка на тему "Антонимы" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Ефремкино

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

                                                         

                               

                             Тема урока «Антонимы»

                                                                                                         

                                                                                                      Урок провела учитель

                                                                                                      первой категории

                                                                                                      МОБУ СОШ с. Ефремкино

                                                                                                       Файрушина Нэля Евгеньевна

                                                        Ефремкино-2018

            Урок русского языка в 5 классе «Антонимы»

.

      Образовательные цели:

Обеспечить в ходе урока усвоение знаний по теме.

Обеспечить формирование умения определять лексическое значение слова.

    Развивающие цели:

Развитие умения применять новые знания на практике.

Формирование умения анализировать и обобщать знания по теме «Антонимы».

      Воспитательные цели:

Воспитание осознанной потребности в знаниях.

Совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Место данного урока в теме: первый урок по теме.

Метод: комбинированный (словесно-наглядно-практический).

      1.   Ход урока.

1)Организационный момент.

Язык – и стар, и вечно нов,
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.

2)Объяснение нового через поиски.

- Ребята, мы продолжаем наш разговор о слове. (На доске записан текст)

Погода весной очень изменчива. Потоки теплого и холодного воздуха перемещаются с места на место, дует ветер. Ветер бывает теплый и холодный, сухой и влажный. Влажный ветер приносит осадки.

Открываем, дети, тетради, записываем число, классную работу и списываем данный текст.
- Какие значения некоторые слова имеют по отношению друг к другу? (Дети отвечают: противоположные).
- Давайте сформулируем тему урока.(
Слайд №2). Антонимы, записываем в тетрадях и на доске.

- Что будем говорить об антонимах? Какие бывают антонимы, для чего они нужны в речи?) (Слайд №3)

- Нам нужно убедиться в том, что для красоты и выразительности речи мы употребляем антонимы. Назовите все антонимы текста. (Теплый — холодный, сухой — влажный).
- Какую играют роль?
Помогают более убедительно и ярко доказать, что погода весной изменчива.
- Давайте проверим себя: правильно ли мы определили понятие антонимов (Учащиеся открывают учебники и читают правило об антонимах. Дети говорят, что это слова одной и той же части речи). (
Слайд №4)
Антоним — слово греческое (anti – «против», ovoma – «имя»).

 2. Физкультминутка (Слайд №5)

Скажу я слово «высоко» (дети поднимают руки вверх)
А ответишь «низко» (опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко» (протягивают  руки  вперед)
А ты ответишь «близко» (закрывают руками глаза)
Скажу я слово «потолок» (тянутся вверх)
А ты ответишь «пол» (приседают)
Скажу я слово «потерял» (трясут руками)
И скажешь ты «нашел» (хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты «храбрец».
Теперь «начало» я скажу,
Ну отвечай «конец» (хлопают в ладоши)

3. Слово учителя.

Антоним как и омоним не может существовать сам по себе, а только в антономической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. (Слайд №6,7,8,9,10).

Различают антонимы однокорневые (приехать – уехать, недолет – перелет) и разнокорневые (теплый – холодный, сильный — слабый). (Слайд №11).

Антонимы делают речь более точной и выразительной.

-Какие в тексте антонимы? (Разнокорневые)

-Подберите антонимы к слову приносит – уносит. (Это однокорневые)

-Прочитайте пословицы, объясните понравившуюся пословицу, прочитайте, что записали.
-Что это? (Антонимы). Какие? (
Слайд №12)

-Для чего в пословицах употребляются антонимы? (Чтобы более кратко и емко объяснить смысл пословицы. Пословицы нужно употреблять в речи. А знаете ли вы пословицы? Закончить пословицы (пословицы на экране).

-Вы любите загадки? Попробуйте отгадать. (Слайд №13)

4. Работа с текстом. Антонимы часто используются в поэтической речи. Прочитайте стихотворение поэта Генриха Сапгира «Яблоко».

Яблоко
Генрих Сапгир

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен, тем, что яблоко мало.
А цыпленок тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
Кислое, зачем оно?
Что вы? – шепчет червячок-
Сладкий у него бочок.

-Я считаю, что автор употребил 5 антонимичных пар. А как считаете вы?
-Какие это антонимы? Подберите антоним к слову яблоко. (Подобрать нельзя).

Вывод: не все слова русского языка имеют слова с противоположным значением.

Далее выполняем упражнения на закрепление из учебника.

5. Итоги:
-С чем познакомились? Чему научились?

Научились: находить в тексте, дополнять, строить предложения, используя антонимы.

(Ученики получают оценки за работу на уроке)

6. Домашнее задание: записать дома 6 антонимичных пар разных видов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...