Программа элективного курса по русскому языку для 5 класса "Текстоведение". По УМК С.И.Львовой
элективный курс по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку"Текстоведение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2011 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 34 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.  

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:

  • освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
  • умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
  • интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  • обеспечение языкового развития  обучающихся
  • овладение ими речевой деятельностью

Основные формы работы:

Устные формы

Письменные формы

Формы контроля

Выразительное чтение.

Закрепление знаний при помощи различных тренировочных упражнений.

Составление аргументированного анализа содержания  текста.

Тренировочные упражнения.

Написание творческих работ.

Анализ языковых средств, используемых в тексте.

Орфографический и пунктуационный анализ текста.

Тестирование.

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ.  СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста. Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.

Точность и логичность речи.

Ключевые слова текста. Структурные особенности текста. Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. *Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм).

Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка. Правильность устного высказывания. Основные требования к устной речи: правильное произношение, ударение; четкая дикция; правильная, выразительная интонация. Интонация как средство точной передачи смысловой стороны устной речи. Интонационная правильность устной речи как условие речевого общения. Правильность письменного высказывания. Основные требования к письменной речи: соблюдение орфографических и пунктуационных норм, аккуратный и разборчивый почерк.

Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту. Истоки богатства и выразительности родной речи: фонетическая и интонационная система русского языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слов и т. д.

Уместность речи как соответствие ее целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация (обобщение). Уместность интонационная (тон, темп речи, громкость, голоса). Уместность стилевая (выбор языковых средств с учетом речевой ситуации и стиля речи). 

Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Сочетание типов речи в тексте.

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во ч.

Формы и методы работы

Сроки

Предпо-лагаемые сроки выпол-нения

Факти-ческие сроки выпол-нения

1

Устная и письменная формы речи.

1

2

Речь диалогическая и монологическая.

1

3

Понятие о связном тексте.

1

3

Текстоведение  как раздел лингвистики. Текст и его признаки.

1

4

Тема и основная мысль текста. Средства грамматической связи предложений в тексте.

1

5

Заголовок, отражение в нем темы и основной мысли связного речевого  высказывания.

1

6

Строение текста и развитие основной мысли. Смысловые части текста.

1

7

Простой и сложный план.

1

8

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

1

9

Выразительно- изобразительные средства речи.

1

.

10

Общее понятие о стилях речи.

1

11

Разговорный стиль.

1

12

Научный стиль.

1

13

Художественный стиль.

1

14

Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Употребление языковых средств  в текстах разных типов.

1

15

Строение текста-повествования.  Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании.

1

16

Сочинение-рассказ по данному началу.

1

17

Строение текста-описания. Виды описаний. Научное и художественное описание.

1

18

Описание внешности.

1

19

Сочинение по картине.

1

20

Описание животного.

1

21

Редактирование и рецензирование сочинений.

1

22-23

Изложение и его виды.

2

24

Редактирование и рецензирование изложений.

1

25

Описание природы.

1

26

Описание места.

1

27

Изложение «Золотой луг» или

сочинение «Мой любимый цветок».

1

28

Редактирование и рецензирование сочинений

1

29

Описание предмета.

1

30

Сочинение «Моя любимая игрушка».

1

31

Редактирование и рецензирование сочинений.

1

32

Строение текста-рассуждения Сочинение «Берегите родную природу».

1

33

Способы развития основной мысли в тексте-рассуждении. Сочинение«Будущее моего села».

1

34

Повторение  изученного по текстоведению

1

Итого:

34

Литература, необходимая для овладения курса.

Учебники

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5класс. Часть 1-3: Учебник для общеобразовательных учреждений изд. Мнемозина-2011

Для учителя:

Обязательная

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.
  • Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;
  • Е.А.Владовская. Поурочные разработки по русскому языку.: к учебнику С.Г.Бархударова, - М: Издательство «Экзамен», 2008.

Дополнительная

  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
  • Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

Для учащихся:

  • Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
  • Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
  • Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
  • Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
  • Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005
  • Прохватилина Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...