Презентация "Экология языка"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Кириенко Надежда Викторовна

Презентация может быть использована на уроке русского языка по теме "Язык и общество", на элективном или факультативном занятии по русскому языку в 9-11 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ekologiya_yazyka.ppt48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология языка: Современное состояние, Проблемы, Пути выхода.

Слайд 2

Эколингвистика – это одно из молодых перспективных научных направлений языкознания, сформировавшееся на стыке социального, психологического и философского направлений в лингвистике.

Слайд 3

Новая наука Впервые понятия «экология» и «язык» объединил американский лингвист Э.Хауген, автора доклада «Экология языка», в 1970 г. применивший понятие экологии к языку. Эколингвистика изучает взаимодействие между языком, человеком и его окружающей средой, влияние внешней среды через человека и социум на язык, языка на нравственный и духовный уровень общества. Внешняя среда язык нравственность

Слайд 4

Перспективные направления эколинглвистики: лингвистическое разнообразие (причины, формы, функции и последствия); исчезающие языки (спасение малых и исчезающих языков); соотношение между биологическим и лингвистическим/культурным многообразием; Экокритическое направление: поиск экологичных и неэкологичных элементов языковой структуры (грамматика); Экокритический дискурсивный анализ: тексты, затрагивающие проблемы окружающей среды; идеологии (антропоцентризм и др.) в дискурсе; обучение экограмотности (знания о всеобщей взаимосвязи в мире).

Слайд 5

Сравните пословицы и поговорки. Какие традиции, обычаи, нравы русского народа отражены в коротких словесных формулах? Счастье и труд рядом живут То же бы слово, да не так бы молвить Людей не суди, на себя погляди С миру по нитке – голому рубаха Вдруг не станешь друг Тому тяжело, кто помнит зло С кем поведешься, на того дети и похожи. Семь раз налей, один раз – заешь. Новый лох – лучше старых трёх. Много будешь знать - не дадут состариться. Русский в гору не пойдет, русский в гору побежит

Слайд 6

К. Г. Паустовский сказал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о …, но и о … . Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Он вредоносен по самой своей сути, потому что безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Слайд 7

К. Г. Паустовский сказал: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне , но и о его гражданской ценности.

Слайд 8

Экология языка и речи теснейшим образом связана с экологией духовной культуры, экологией культурно-исторических традиций. Экологический кризис языка: -оскудение речевого общения на русском языке, деградация ораторского искусства, -загрязнение языка газет и журналов Кризис нравственности: - - -

Слайд 9

О каком кризисе идёт речь? «Непоправимый вред нанесли детские сады и ясли, где дитя брошено в коллектив кричащих сверстников, не умеющих ни слушать, ни говорить. Не формируется, не развивается важнейший вид речевой деятельности - аудирование, слушание с пониманием. В результате - школьник не умеет слушать объяснения учителя. Выросло поколение с недоразвитыми навыками аудирования родной речи. Наблюдается снижение способности связывать слуховой и зрительный образ, слово и понятие. На фоне роста наукоёмких отраслей производства во всём мире разрушается образовательный потенциал народа нашего.» ( В.Журавлев )

Слайд 10

О каком кризисе идёт речь? «Длительное нарушение экологического равновесия духовной и языковой культуры привели к тотальному кризису нашего общества: политическому, социальному, экономическому, идеологическому и, собственно, экологическому кризису природной среды. Порочная экосистема породила нравственный кризис личности. Ущербные, духовно опустошённые личности, утратившие или так и не обретшие нравственные ориентиры, порождают преступность, беззаконие, вседозволенность во всех сферах деятельности.» ( В.Журавлев )

Слайд 11

В. Костомаров писал: «Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться- язык в этом виноват или что-то другое. Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. Он приспосабливается к потребностям общества. Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей – то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. Если у нас главное – как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. За что его поносить? Он отражает состояние общества. Так что не язык надо сейчас исправлять.»

Слайд 12

Домашнее задание: «В чём смысл высказывания В. Кюхельбекера «Язык – это душа народа»? Языковые примеры, доказывающие чудовищное состояние нравственности, падение духовности в современном нам русском обществе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"

Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...