Конспект урока для 9 кл
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Синтаксический разбор ССП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sint._razbor_ssp_9_kl.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

     Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства  дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся:  регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной  – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока  урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2.Фронтальный опрос

- Какие предложения  называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

- С помощью каких союзов соединяются предикативные части  ССП?

- Какое  значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

- Какие знаки препинания ставятся  в ССП?

III. Сообщение темы урока.

1 . Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое предложение:

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение:

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

http://raal100.narod.ru/olderfiles/4/Razbor_prostogo_predlozheniya.png

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся, распростр., осложн.однород.подл.

2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:

http://raal100.narod.ru/olderfiles/4/Razbor_slozhnogo_predlozheniya.png

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что,   сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что,   СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали,распр., не осложн.

Пунктуационный разбор предложения 

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания.

2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив,1 (которая посмирнее),2 Пьер влез на лошадь,3 схватился за гриву,4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и,5 чувствуя,6 (что очки его спадают)7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев),8 поскакал за генералом,9 возбуждая улыбки штабных,10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

 

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

- 1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

- 6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

- 7 – запятая  не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

- 3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

- 5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

- 9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

- 10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.выполнить упражнение

V. Итог урока.

Домашнее задание. §     , упр..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...