Разработка урока на тему «Однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Султанова Альмира Рависовна

Обобщающий урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Однородные члены предложения»

Цели  урока:

 -  обобщение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;
- повторение сведений о значении союзов;
-формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах и при однородных членах с обобщающими словами.

Ход урока.
I. Орг. момент
. Слайд1.

II. Постановка цели (цель формулируют учащиеся).

Слайд 2. Систематизировать  и обобщить  знания об однородных членах предложения и пунктуации при них.

- Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?
Обобщим знания об однородных членах, вспомним пунктуацию при них.

 

III. Орфографическая зоркость.

Начнём  работу со словарной работы (слайд 3).

Галерея,  комиссия,  пьеса,  иллюстрированный, талантливый, как будто,  гениальный, поражать,  воплотить,  пьедестал, преданность, восхищаться.

IV. Повторение изученного.

А теперь непосредственно перейдем к повторению однородных членов.

 Работа С учебником. – стр. 132. Контрольные вопросы и задания.

1.Какие члены предложения называются однородными? (Слайд 4. «Повторим»)

2.Какими способами выражается однородность?  (Сочинительной связью  или только интонационно)

3. Какие союзы служат для выражения однородности?  (Сочинительные союзы).

4. Перечислите соединительные, противительные и разделительные союзы. (Слайд 5.)

(Соедин. с. – И, ДА, НИ – НИ, НЕ ТОЛЬКО …, НО И, КАК …ТАК И:

Противит. с. – А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ;

Разделит. с. – ИЛИ, ЛИБО, ТО… ТО, НЕ ТО… НЕ ТО, ТО ЛИ …ТО ЛИ )

5. Какие определения являются однородными, а какие – неоднородными? (Слайд 6.)

(Однородными называются определения, которые характеризуют предмет с одной стороны. Они произносятся с перечислительной интонацией. )

6. Какие слова называются обобщающими? (Слайд 7.)  

   (Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в 1 смысловую группу.  Они являются теми же членами предложения, что и однородные. )

7. Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Слайд 8. Знаки препинания при однородных членах.

Запятая ставится (схемы)

Запятая не ставится (схемы)

V. Закрепление  пройденного. (Слайд 9. Критерии оценки.)

 Слайд 10. Знаки препинания при обобщающих словах. (схемы)

Слайд 11. Разминка. Расставь знаки препинания, составь схемы предложений с однородными членами.

1.Русский лес хорош зимой и летом.

2. Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.

3. Трава земля крыши домов всё было покрыто белым налётом инея.

Слайд 12. Разминка и рядом схемы.

1.Русский лес хорош зимой и летом.  

2. Мороз крепчал и щипал уши , лицо и руки.

3. Трава,  земля , крыши домов всё было покрыто белым налётом инея.

Слайд 13. Задание №1. Перепишите предложения. Найдите в  них однородные члены, подчеркните их, расставьте знаки препинания, составь схемы.

1.Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны  в пойме.

2.Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.

3. В пруду водились караси лещи окуни.

Слайд 14. Задание № 1 с ответами.

1.Жёлтым и красным огнём полыхают вязы и клёны  в пойме.

2.Прощально и трогательно кричит пароход на перекате.

3. В пруду водились караси,  лещи , окуни.

Слайд 15.  Задание № 2. На месте пропуска вставьте подходящие по смыслу союзы КАК – ТАК И, НЕ ТОЛЬКО – НО И, НЕ СТОЛЬКО – НО И, ЕСЛИ НЕ – ТО.

1.Игра оказалась непростой и заинтересовала ……. детей ……..взрослых.

2. …….дыхание …….питание из воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.

3. …..через неделю ……немного позже я вам верну эту книгу.

Слайд 16. Задание № 2 с ответами.

1.Игра оказалась непростой и заинтересовала не только  детей, но и взрослых.

2. Как дыхание, так и  питание из  воздуха на свету – необходимые процессы в жизни растения.

3.  Если не через неделю, то  немного  позже  я вам верну эту книгу.

Слайд 17. Задание № 3. Дополните предложения однородными членами.

1.Мчится поезд мимо _ _ _ _,  _ _ _ _, _ _ _ _ .

2. При постройке дома работали ________ , _________ , ___________ , _________ .

3. В зоопарке мы любовались _ _ _ _ , _ _ _ _ , _ _ _ _ , _ _ _ _ .

Слова для справок: лес, поле, луг; каменщик, плотник, маляр, штукатур; обезьяна, лев, медведь, тигр.

Слайд 18. Задание № 3 с ответами.

1.Мчится поезд мимо  леса, поля, луга.

2. При постройке дома работали каменщик, плотник, маляр, штукатур.

3. В зоопарке мы любовались обезьяной, львом, медведем, тигром.

Слайд 19. Задание № 4. Запишите текст, ставя слова в скобках в том же падеже, что и обобщающие слова. Расставить знаки препинания.

 Общение с окружающим миром (природа, искусство, живые люди) обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем (и молодые, и пожилые, и дети). Без контактов без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость но и существовать вообще.                                   (С. Бардин)

Слайд 20. Задание № 4 с ответами.

Общение с окружающим миром :  природой , искусством, живыми  людьми –  обогащает и облагораживает человека. Общение необходимо всем : и молодым, и пожилым, и детям.  Без контактов,  без встреч и впечатлений невозможно не только ощущать радость,  но и существовать вообще.                                   (С. Бардин)

Слайд  21. Задание № 5. Из данных предложений образуйте и запишите предложения с однородными членами, соединив их союзами.

1.По сторонам дороги тянулись поля. По сторонам дороги тянулись луга.

2. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные.

3. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся.

4. Поля опустели. Луга опустели.

Слайд  22. Задание № 5 с ответами.

1.По сторонам дороги тянулись поля и  луга.

2. Осенью дни короткие и пасмурные.

3. Разноцветные листья летят и  кружатся над поляной.

4. Поля и  луга опустели.  

Слайд 23. Задание № 6. В каких предложениях определения однородные, в каких – неоднородные? Докажи, объясни знаки препинания.

1.Между деревьями мелькали белые синие красные рубахи.

2.Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

3.Русский белорусский украинский языки составляют группу восточноевропейских языков.

4. Мне подарили большую иллюстрированную книгу.

 

Слайд 24.  Задание № 6 с ответами.

1.Между деревьями мелькали белые,  синие, красные рубахи.

2.Мимо станции промчался длинный товарный поезд.

3.Русский,  белорусский , украинский языки составляют группу восточноевропейских языков.

4. Мне подарили большую иллюстрированную книгу.

 ( В 1, 3 предл-х – однор.опр-я, во 2, 4 – неоднор. опр-я)

Слайд 25. Задание № 7. По данным схемам составьте предложения.

 Слайд 26.  Рефлексия.

 1.О чем говорили сегодня на уроке?

2.Чему научились?

3. Что понравилось на уроке?

4.Достигли ли вы цели урока?

5.Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание. Слайд 27. Составить текст на тему: «Зимний лес», используя однородные члены предложения.

Слайд 28. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах"

Данная презентация включает в себя тренировочные задания, образцы их выполнения, материалы для анализа и формулирования выводов по теме урока....

Урок по теме "Однородные члены предложения". 8 класс.

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)Город: МагнитогорскОУ №  31Учитель: Юсупова Светлана СергеевнаКласс: 8Тема учебного занятия: Однородные член...

Урок по теме: "Однородные члены предложения"

1) сформировать пунктуационную грамотность; развивать навык правильной постановки знаков  препинания при однородных членах предложения; 2) повторить и закрепить знания учащихся о слово...

Урок на тему "Однородные члены предложения" 8 класс в ТДМ

Технологическая карта урока  по теме "Однородные члены предложения" 8 класс. Тип урока - открытие нового знания. Расписаны универсальные учебные действия учащихся в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения"

Урок проводился по учебно-методическому комплексу под редакцией Л.З.Шакировой. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строилось на задани...

«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»

laquo;Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»...