Главные вкладки

    Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Захарчук Диана Вячеславовна

    Урок в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" по ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tire_8_klass_dlya_sayta.pptx1.86 МБ
    Файл otkrytyy_urok_tire_8_klass.docx28.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тридцатое ноября Классная работа

    Слайд 2

    Определите тип сказуемого в предложениях Дверь была приоткрыта. а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое ; в) составное именное сказуемое. Утки начинают купаться. а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое; в) составное именное сказуемое. Куда-то попрятались все птицы. а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое; в) составное именное сказуемое . Болота лежали перед нами пустынные и зловещие. а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое; в) составное именное сказуемое. Вода всё ещё не могла успокоиться. а) простое глагольное сказуемое; б) составное глагольное сказуемое; в) составное именное сказуемое

    Слайд 3

    Лингвистическая разминка. На утре( н,нн )ей з...ре скалы окрашивают(?) ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич (?) неватый оттенок . НН А тся н ежно-розовые 0 чн

    Слайд 4

    Оттенок разновидность одного и того же цвета. Сущ. Им.п . Сущ. Им.п .

    Слайд 5

    1.Венера самая яркая звезда ночного неба. 2.Её глаза как яркие звездочки.

    Слайд 6

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Слайд 7

    Цели урока: Познакомиться с условиями постановки тире Научиться ставить тире Находить в тексте предложения соответствующей конструкции

    Слайд 8

    Книга — лучший друг человека . Шестью шесть — тридцать шесть . Длина Волги — 3688 километров Охранят ь природу — любить родину . Наша задача — хорошо учиться. Ходить босиком — большое удовольствие. Чтение — вот лучшее учение. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное . Сущ. им.п – сущ. и м. п. Числит. – числит. Сущ им.п . – числит. Инфинит . – инфинит . Сущ им.п . – инфинит . инфин . – сущ. и м.п . - это, - вот - значит

    Слайд 9

    1 группа

    Слайд 11

    2 группа 1 Поле КАК разноцветный ковёр. 2 Лес БУДТО стена. 3 Твои глаза ЧТО озёра. 4 Ты между сестёр СЛОВНО белая ворона. 5 6 Дома города ТОЧНО груды грязного снега. У тебя брошка ВРОДЕ КАК пчёлка.

    Слайд 13

    3 группа

    Слайд 15

    4 группа

    Слайд 17

    5 группа

    Слайд 20

    История возникновения тире Книга – кладезь мудрости и источник знаний. Количество страниц в книге – девятьсот пятьдесят шесть. Пять лет – совершенно ничтожный срок в жизни книги. Семью семь – сорок девять. Любить чтение – обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. Истинное назначение человека – жить, а не существовать. Читать и не понимать – это то же, что совсем не читать. Чита Читать вечером книги – моё любимое зан я тие. моё любимое занятие. Им.п . Им.п . Сущ. – Сущ. Числит. – сущ . Н.ф . глаг. – сущ. Числит. – Числит. Перед указат. частицами это, вот. Н.ф . глаг. – Н.ф . глаг. Сущ. – Н.ф . глаг. Сущ. – числит.

    Слайд 21

    Труд как блестящая сталь. О решенном говорить только путать . Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. Бедность не порок. Сердце наше вечная тайна для нас самих. Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку . Искусство это мышление в образах .

    Слайд 22

    - Труд как блестящая сталь. + О решенном говорить только путать . + Беседовать с писателями других веков значит путешествовать. - Бедность не порок. + Сердце наше вечная тайна для нас самих. + Знать много языков значит иметь много ключей к одному замку . + Искусство это мышление в образах .

    Слайд 23

    Прочитайте текст. Поставьте тире, где оно необходимо БАЙКАЛ Байкал неповторимое творение природы. Глубина его тысяча шестьсот двадцать метров. Такой водоем ценность мирового значения. Его надо беречь. Поэтому еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году было принято правительством специальное постановление по сохранению бассейна озера Байкал. Реки, питающие Байкал, расчищаются от затонувшей древесины, а берега от завалов и захламлений. Площадь водоохранной зоны десятки тысяч квадратных километров. Велика научная ценность Байкала . Это озеро природный музей. На территории бассейна озера Байкал есть государственные лесопарки, заповедники и заказники. Байкал наша национальная гордость. Уберечь его от экологической катастрофы дело чести всех россиян.

    Слайд 24

    Прочитайте текст. Поставьте тире, где оно необходимо БАЙКАЛ Байкал неповторимое творение природы. Глубина его тысяча шестьсот двадцать метров. Такой водоем ценность мирового значения. Его надо беречь. Поэтому еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году было принято правительством специальное постановление по сохранению бассейна озера Байкал. Реки, питающие Байкал, расчищаются от затонувшей древесины, а берега от завалов и захламлений. Площадь водоохранной зоны десятки тысяч квадратных километров. Велика научная ценность Байкала . Это озеро природный музей. На территории бассейна озера Байкал есть государственные лесопарки, заповедники и заказники. Байкал наша национальная гордость. Уберечь его от экологической катастрофы дело чести всех россиян.

    Слайд 25

    Домашнее задание Написать мини-сочинение «Книга – кладезь мудрости и источник знаний » (70 слов). Можно устный развернутый ответ (не менее 10 фраз) Работа по карточкам. http://languageru.ucoz.ru/6-3-4.html



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    ФИО учителя: Захарчук Диана Вячеславовна

    Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

    Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: открытие способов постановки тире между подлежащими и сказуемым.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1. Самоопределение к деятельности Орг. момент

    Здравствуйте, ребята. Ян Амос Коменский говорил: Считай  несчастным тот  день  или  тот час, в который  ты  не усвоил  ничего  нового и  ничего не  прибавил к своему  образованию».

    Мы сегодня сделаем важное для нас открытие. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Откройте тетради и запишите дату.

    Подготовка класса к работе.

    Личностные:

    самоопределение,

    Регулятивные:

    Целеполагание;

    Коммуникативные:

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

    1. Главные члены предложения – это...

    2. Подлежащее – это...

    4. Подлежащее чаще всего выражается...

    5. Сказуемое – это главный член предложения, который...

    6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

    7. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых...

    8. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

    9. Составное именное сказуемое – это…

    Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

    Дверь была приоткрыта.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Утки начинают купаться.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Куда-то попрятались все птицы.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое.

    Вода всё ещё не могла успокоиться.

    а) простое глагольное сказуемое;

    б) составное глагольное сказуемое;

    в) составное именное сказуемое

    Лингвистическая разминка.

    На утренн... з...ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т...на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

    - Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

    - Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

    - Укажите вид сказуемого.

    Создание проблемной ситуации.

    - Ребята, а что такое оттенок?

    Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

    - Подчеркните грамматическую основу.

    - Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

    - Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

    Запишем еще 2 предложения:

    1.Венера самая яркая звезда ночного неба.

    2.Её глаза как яркие звездочки.

    - Сравните эти предложения.

    -Как вы думаете, нужно ли ставить тире в этих предложениях? (в первом да, а во втором - ….?

    - Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь

    Отвечают на вопросы, выполняют задание.

    Определяют задачи урока

    Личностные:

    нравственно-этическое оценивание.

    Регулятивные:

    целеполагание

    Познавательные:

    применение методов информационного поиска,

    анализ.

    Регулятивные: саморегуляция.

    Коммуникативные:

    построение речевого суждения.

    1. Постановка учебной задачи

    Определите цели урока.

    На доске незаконченные предложения:

    1. Познакомиться с… (условиями постановки тире)
    2. Научиться ставить …(тире)
    3. Находить в тексте предложения…(соответствующей конструкции)

    Составлять предложения… ( в которых необходимо тире).

    Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

    Выявляют место и причину затруднения.

    Соотносят свои действия с используемым способом действия

    Личностные:

    смыслообразование

    Регулятивные: 

    планирование

    Познавательные:

    структурирование знаний,

    анализ, синтез, сравнение, рассуждение.

    Коммуникативные:

    разрешение конфликта,

    умение выражать свои мысли

    1. Построение проекта выхода из затруднения

     Итак, задачи обозначили, переходим к практике.

    Нам даны предложения, в которых нужно ставить тире. Давайте попробуем определить при каких условиях оно ставится.

    Книга лучший друг человека. (Сущ в им.п – сущ в им.п)

    Шестью шесть тридцать шесть. (числ. – числ)

    Длина Волги3688 километров (сущ – числ)

    Охранять природу любить родину.(инфин. – инфин.)

    Наша задача хорошо учиться. (сущ. - инфин)

    Ходить босиком —  большое удовольствие. (инфин – сущ)

    Чтение вот лучшее учение. (- вот, это)

    Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.( - значит).

    Но есть случаи, когда в подобных предложения тире не ставится. Ваша задача – определить, когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым и уметь объяснить причину.

    У вас на столах лежит карточка со словом. Образуйте группу с ребятами, имеющими карточку с таким же словом.

    Работаем в группах.

    1 группа:

    ОНА    учитель.  

    ОНИ  ученики.  

    Я  честный  человек.

    Бедность  НЕ  порок.  

    Сердце  НЕ  камень.

    2 группа:

    Поле  КАК  разноцветный  ковёр.

    Лес    БУДТО    стена.

    Твои  глаза  ЧТО  озёра.

    Ты  между  сестёр  СЛОВНО  белая  ворона.

    Дома  города  ТОЧНО  груды  грязного  снега.

    У  тебя  брошка  ВРОДЕ  КАК  пчёлка.

    3 группа:

    Андрей    И   мой  друг.  

    Апрель  ТОЖЕ  весенний  месяц.

    Март  ТОЛЬКО  начало  весны.

    Эти  слова  ЛИШЬ  предупреждение.

    4 группа:

    Литература,  ПО  СЛОВАМ  БЕЛИНСКОГО,  учебник  жизни.

    Весна, ВЕРОЯТНО, лучшее  время  года.

    Образование,  МОЙ  ДРУГ,  опора  жизни.

    Самообразование,  МОЙ  ДОРОГОЙ,  лучшее  учение.

    5 группа:

    Жизнь  прекрасна  и  удивительна.

    В  лесу  воздух   чист  и  свеж.

    Выдающийся  комик  Юрий    Никулин.

    Прекрасный  человек  Иван  Иванович.

    Простота  ЕСТЬ  необходимое  условие  прекрасного.

    Молодцы! Отлично поработали. Попробуем применить полученные знания на практике. На экране квадратики с предложениями, в которых стоит тире. Вам нужно определить, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Если вы выберете правильный вариант, квадратик пропадет, и вы сможете узнать историю возникновения знака ТИРЕ

    Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Обсуждают и выбирают оптимальный вариант.

    Личностные:

    нравственно-этическое оценивание.

    Регулятивные:

    прогнозирование, контроль, коррекция.

    Познавательные:

    выдвижение гипотез и их обоснование,

    структурирование знаний, классификация,  подведение под понятие.

    Коммуникативные:

    разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

    1. Физкультминутка

    - Ребята, наша физминутка с секретом. Если в предложениях, которые я произношу, надо ставить тире, то вы встаёте, если нет, то упражнения выполняете сидя! Посмотрим, кто самый внимательный.

    Раз – подняться, потянуться, (выполняют упражнения стоя)

    Два – нагнуться, разогнуться, (выполняют упражнения стоя)

    Три – в ладоши три хлопка,  (выполняют упражнение стоя)

    Головою три кивка. (Выполняют упражнение сидя)

    На четыре – руки шире,( выполняют упражнения стоя)

    Пять – руками помахать, ( выполняют упражнения стоя)

     А на шесть  надо тихо на место  сесть.

    1. Первичное закрепление

    Самопроверка.

    1.

    -

    Труд как блестящая сталь.

    2.

    +

    О решенном говорить – только

    путать.

    3.

    +

    Беседовать с писателями других веков –

    значит путешествовать.

    4.

    -

    Бедность не порок.

    5.

    -

    Июнь лишь начало лета.

    6.

    -

    Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

    7.

    +

    Сердце наше – вечная тайна

    для нас самих.

    8.

    +

    Знать много языков – значит иметь много

     ключей к одному

    замку.

    9.

    +

    Искусство – это мышление в  образах.

    10.

    +

    Память - одно из важнейших свойств бытия.

    Самостоятельно выполняют задания нового типа,

    осуществляют их самопроверку, сравнивают с эталоном,

    выявляют и корректируют возможные ошибки,

    определяют способы действий, которые вызывают  у них затруднения и им предстоит их решить.

    Личностные:

    нравственно-этическое оценивание.

    Регулятивные:

    Контроль, коррекция, оценка.

    Познавательные:

    структурирование знаний, рассуждение,  доказательство.

    Коммуникативные:

    умение выражать свои мысли

    1. Включение в систему знаний и повторение.  

     

    Продолжаем изучать тему. У вас на карточках есть текст. Работаем с ним.

    1. Прочитайте текст.
    2. Поставьте где необходимо тире

    БАЙКАЛ

    Байкал – неповторимое творение природы. Глубина его – тысяча шестьсот двадцать метров.
    Такой водоем – ценность мирового значения. Его надо беречь. Поэтому еще в тысяча девятьсот шестьдесят девятом году было принято правительством специальное постановление по сохранению бассейна озера Байкал. Реки, питающие Байкал, расчищаются от затонувшей древесины, а берега – от завалов и захламлений. Площадь водоохранной зоны – десятки тысяч квадратных километров.
    Велика научная ценность Байкала.Это озеро – природный музей. На территории бассейна озера Байкал есть государственные лесопарки, заповедники и заказники.
    Байкал – наша национальная гордость. Уберечь его от экологической катастрофы – дело чести всех россиян.

    Взаимопроверка

    Выполняют работу самостоятельно, осуществляют самопроверку и взаимопроверку, сравнивают с данным аналогом, делают вывод

    Личностные:

    нравственно-этическое оценивание.

    Регулятивные:

    Контроль, коррекция.

    Познавательные:

    Анализ, синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование.

    Коммуникативные:

    умение выражать свои мысли, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, управление поведением партнера.

    1. Рефлексия деятельности

    Мини-тест.

    Итак, мы сегодня попробовали выступить в роли ученых и совершить открытие о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Предлагаю пройти тест и проверить, насколько хорошо вы усвоили тему и поставить себе оценку.

    Всем спасибо за урок. Надеюсь, в будущем вы станете настоящими учеными.

    Дз

    1. «Книга – кладезь мудрости и источник знаний»
    2. Работа по карточкам

    Учащиеся осуществляют само-оценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

    Дают ответы на вопросы

    Учащиеся выбирают домашнее задание.

    Личностные:

    нравственно-эти-ческое оценивание, осуществление личностного морального выбора.

    Регулятивные:

    оценка.

    Познавательные:

    рефлексия способов и условий действия.

    Коммуникативные:

    умение выражать свои мысли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

    Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

    Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

    РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

    урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

    урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

    Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

    Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

    План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

    Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

    Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

    Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

    Интерактивный тренажёр "Тире между подлежащим и сказуемым". 5-8 класс. ФГОС

    Интерактивный тренажер "Тире между подлежащим и сказуемым" предназначен для  осмысленного закрепления  знаний по теме, выработки навыков  пунктуации . Предлагается для 5 и 8  класс...