конспект урока "Учимся понимать текст"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

работа с текстом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_badmaeva_e.a.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Бадмаева Е.А.

Урок в 10 классе

Тема «Учимся понимать текст.»

Д.С.Лихачёв «Про зависть»

Цели урока:

  • ознакомление со способами и приемами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжение работы по многоаспектному анализу текста, видению смысловой целостности текста;
  • совершенствование умения анализировать текст публицистического стиля, текст-рассуждение, видеть смысловую целостность текста для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С.Лихачева «Про зависть»;
  • развитие умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создание условий для развития устной монологической речи, мышления;
  • способствование формированию позитивного отношения к окружающим, интереса к публицистике Д.С.Лихачева, подведение учащихся к осмыслению жизненной позиции.

Задачи:

  • формулирование основной проблемы текста и её комментирование; 
  • определение позиции автора и отражение её в сочинении; 
  • изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких аргументов;
  • обогащение словарного запаса учащихся публицистической лексикой.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, текст Д.С.Лихачева «Про зависть» (Приложение 1), рабочий лист урока (Приложение 2)

Ход урока

1.«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни  один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а  «вы знаете, куда держите путь?  Что вас ждёт впереди? 

-Что является самой сложной частью ЕГЭ?

(Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения  было сложной задачей для большинства выпускников.)

На основе чего мы пишем сочинение-рассуждение?

      Значит над чем мы будем работать с вами?    (над анализом текста)

      Запишем тему урока «Учимся понимать текст»

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.)

Вспомним план написания сочинения. Слайд  1

Какие задачи нам предстоит решить?
Это:
– формулирование основной проблемы текста и её комментирование;
– определение позиции автора и отражение её в сочинении; 
– изложение собственного мнения по проблеме с привлечением аргументов.

 «Вызов интереса».

- В начале урока я предлагаю вам посмотреть видеоролик. О чём он? Почему этот человечек проколол шарик?

-Как вы думаете, о чём будет исходный текст, который будем анализировать?

-Значит, сегодня мы с вами будем говорить о зависти.

 2.  Работа с текстом  Д.С.Лихачева  Письмо пятнадцатое «Про зависть».

-Кто нибудь знает, кто такой Д.С.Лихачёв? Слайд 2


– Итак, возвращаемся к теме урока. Обратите внимание на заголовок письма: «Про зависть». Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «зависть», «завидовать»? (
Слайд 3).

http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/borg_2.jpg

Заглянем в словарь.

– В «Толковом словаре русского языка» Ожегова дается такое определение зависти: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого» (Слайд 4). 
Запишем в тетрадь это определение.

Прочитайте высказывания выдающихся людей (Слайд 5):

1.Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).
2.Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций)
3. Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
4. Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)
5.Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)

6. Зависть – враг счастливых. (Эпиктет) 
7. Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. (Св. Григорий Богослов)

Запишите понравившееся высказывание.

– Чему завидуем? Что может стать объектом зависти? (Объектом зависти может стать все, что угодно.)

-Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. 
-Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу. 
-Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя. 
-Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику. 
В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников. 

Вывод (делают учащиеся): Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья. Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает, прежде всего, тот, кто завидует.

  • Давайте сравним слово «зависть» и глагол «зависеть»?. Какой смысл имеет слово «зависть» (Ударения на разные слоги и вроде бы смысл разный, а если подумать, то суть-то одна и та же. Когда человек завидует, согласитесь, он как бы начинает зависать на объекте зависти, а если пойти дальше, то потом и зависеть от желаемого).

                    Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва. 
– А сейчас узнаем, как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны?

3.Определяем и комментируем тему, проблематику и идею текста.

– Какие варианты названия вы могли бы предложить? (др. не может быть, так как в заглавии автор указывает тему). 
– Итак, тема указана в заглавии «Про зависть»
– Что волнует автора? Какова проблематика текста?

Что такое Основная проблема?— это та,

  •     которая стала объектом раздумий автора,
  •         над которой он в основном размышляет,
  •      к которой он неоднократно возвращается.

– Постарайтесь сформулировать проблему. 
(В Письме пятнадцатом «Про зависть» Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека.)
(Запись в тетрадях)

Что мы должны определить после проблемы?

4. Комментарий проблемы текста. 
Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. 
– Какие вопросы можно осветить в комментарии? . 

Почему автор предпочёл именно эту проблему? 
Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни? 
К какой категории относится избранная автором проблема? 
Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя? 
Как характеризует автора выбор данной проблемы?

– Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва. Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

А) К какой категории можно отнести проблему?( нравственная) 
– Дадим определение проблемы (важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная) 
– Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? 


(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это
серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)

Б) Зависть присуща всем людям или только некоторым? 
В) В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?  (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).

5. Как можно охарактеризовать идею текста? 
Найдите в тексте гланую мысль?

Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. (Запись в тетради)

-К чему призывает нас Лихачев? 
«Человек познай самого себя», – вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую эти таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли я свободно о независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать самому чужим. (Запись в тетрадях)

Итак, тема, проблематика и идея текста определены. Что следует после этого?Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?

6. Определяем позицию автора 

Побеседуем по вопросам 
1.
В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля. 
(Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата) 
2
. Каков жанр? Докажите. (Жанр проблемный очерк, где главное – отношение к данному вопросу) 
3
. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки. (Проблемный очерк строится по типу рассуждения) 
4.
Какова роль вступления в форме риторических вопросов? (В роли вступления в тексте «работает» цепочка риторических вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за риторическими вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы в повелительном наклонении, побуждает к действию, прибегает к сравнению) 
5.
Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные или неполные?? (сложноподчиненные и бессоюзные предложен.) 
6.
Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова? (Выражению авторской позиции служит книжная лексика.) 
7.
 Какие части речи доминируют в тексте? (Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающие прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет.)
9.
Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора?
(Наиболее ярко используется
анафора – повторяющиеся слова и словосочетания в начале предложения и абзаца;  оценочные эпитеты: «ужасное чувство», «болезненное чувство».Метафора «обжигающая опасность зависти» .

  (Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни.. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного «я», чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей). 
(Запись в тетради.)

 7. Аргументация собственного мнения по проблеме. 
 Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество.

– Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом не велись завоевательные войны (из истории).
В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?Какие фильмы, телевизионные передачи знаете? 
- А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее;

 «Капитанская дочка»: недовольство у Швабрина против Гринева;

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: зависть Грушницкого Печорину, который готов совершить откровенное убийство, не зарядив его пистолет;

Л.Н.Толстой «Война и мир»: зависть безродного Долохова Пьеру Безухову;

И.С.Тургенев «Отцы и дети»: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова – пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.). 

–  Помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно.

8. Вывод. 
 – Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

  •    Просмотр видеородика «Окно»
  • А вам я хочу выразить пожелание словами Омар Хайяма: слайд 6
  • Не завидуй тому, кто силён и богат,
  • За рассветом всегда наступает закат,
  • С этой жизнью короткою, равною вздоху,
  • Обращайся как с данной тебе напрокат.

3. Рефлексия.

– О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения

Мне понравилось на уроке, что я …

Я ощущал себя на уроке …

После урока я задумаюсь о
4. Домашнее задание. 
– Написать сочинение – рассуждение по данному тексту, используя эскизы, которые вы сделали в классе и клише.

5. Подведение итогов. Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, и поставил вам высокую оценку.

Спасибо за урок! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе. Тема Учимся понимать текст"

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (часть С, ЕГЭ)...

факультатив по русскому языку "Учимся строить и понимать текст". Подготовка ОГЭ

Подготовка к ОГЭ, части С.15.1, 15.2, 15.3рабочая программа по элективному курсу...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. По рассказу К. Ушинского "Орёл и кошка"

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Зарайск.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Два капитана.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Муром.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

конспект урока русского языка "Учимся понимать текст"

конспект урока русского языка "Учимся понимать текст" 5 класс...