Статья .Реализация вариативного модуля на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

В статье раскрыта сущность модульного обучения, построение модуля. Представлен опыт работы по апробации вариативного модуля "От диалога к монологу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Путинцева

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3 г. Салехард

Реализация технологии модульного обучения  на уроках русского языка

Аннотация. В статье раскрыта сущность модульного обучения , построение модуля. Представлен опыт работы по апробации вариативного модуля «От диалога к монологу».

Ключевые слова: личностно- ориентированное обучение, самоорганизация, самооценка, целевая программа действий.

       Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые обеспечивали бы повышение качества учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовили бы к самостоятельному овладению необходимой информацией.

Именно такой является технология модульного обучения, описанная в работах П.И.Третьякова, И.Б.Сенновского.

При помощи модульного обучения достигается личностно- ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний.

Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, систем задач и упражнений, конструирование дидактических материалов и система контроля и оценки учебных достижений.

Работа по модульной технологии дает возможность развивать у учащихся навыки внимательного чтения, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное, вычленять противоречия, формулировать проблемы, аргументировать, доказывать, исследовать, участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику, обращаться со словарем, справочником и другими источниками информации, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Сущность модульного обучения состоит в том, что «обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей».

Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заключается его отличие от других систем обучения.

         Построение модуля начинается всегда с интегрирующей цели. Затем даётся задание для входного контроля, цель которого – установить готовность учащихся к работе. Определяются все частные дидактические цели и создаются учебные элементы, включающие в себя целевую установку, алгоритмы действий учащихся и проверочное задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений. Наполняется содержанием предпоследний элемент модуля – осмысление проделанной работы, обобщающее ход выполнения заданий. Составляется задания для выходного контроля (экспертный контроль), их смысл заключается в выявлении степени овладения содержанием модуля.   На выполнение модуля учащимся даётся определённое время.

         В ноябре  2016 года в МБОУ «СОШ№3»  проводилась апробация модуля по русскому языку «От диалога к монологу» для учащихся 5 классов, который является частью региональной апробационной программы, разработанной авторским коллективом под руководством А.Б. Воронцова, к.п.н., генерального директора образовательного холдинга «Развивающее образование» (2016-2017 учебный год). Материалы апробации разработаны на основе практико-ориентированных педагогических технологий и направлены на достижение качественного результата. Цели апробации данного модуля – определение качественного уровня разработанных учебно-методических материалов; оценка результативности их применения для учебных занятий, выявление целесообразности введения его в практику преподавания русского языка в 5 классе.

Ожидаемые предметные результаты: навык правильного пунктуационного оформления предложений с обращениями, диалогом, прямой речью; формирование умения находить в тексте прямую речь и слова автора; развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; использование полученных знаний при различных ситуациях общения; обогащение словарного запаса.

Универсальные учебные действия: развитие способности к самооценке; умение оформлять свои мысли в устной форме; поиск путей решения учебной задачи и ее самостоятельное выполнение; соотнесение цели и результатов своей деятельности; умение работать в группе, представлять собственные результаты и результаты работы в паре и группе.

Апробация проводилась во внеурочное время на группе учащихся из 15 человек 5-х классов в течение 17 часов.

Работа  была построена следующим образом:

1.Учащиеся  проходили стартовую диагностику;

2.Определялся индивидуальный учебный маршрут;

3.Выдавался комплект учебных материалов для работы в классе и дома

4.В конце учебного модуля проводилась итоговая диагностическая работа

Работа над модулем началась со стартовой диагностики, задачей которой было:

   зафиксировать стартовые возможности ученика в освоении раздела учебной программы. Стартовая программа включала темы «Текст» и «Предложение». Работа состояла из 15 заданий 3 уровней , объединенных в блоки.

Обработка результатов стартовой диагностики выявила затруднения, которые испытывают обучающиеся при работе с текстами, и позволила определить их индивидуальный уровень.

Модуль сопровождался учебно-методическим обеспечением: материалами для учащихся и для учителя.

Тетрадь для самостоятельной работы

1.Записная книжка , в которой подобраны правила, необходимые для усвоения материала: диалог, реплика, обращение, звательный падеж, сведения из этимологического словаря.

       2.Подобраны интересные, шуточные тексты-задания по темам: отрывки из произведений УНТ, басен Крылова, сказок Пушкина, детских и зарубежных писателей. Учащиеся имеют возможность провести (САМОКОНТРОЛЬ), проверить себя по ответам, которые находятся в приложении . Если учащийся справился с заданием, то он переходит к следующему заданию; если ещё есть затруднения, то продолжает выполнять задания по этой же теме.

3.Понравился раздел « Незнакомые слова и выражения» Именно из этого раздела дети получили  много знаний.

           Наиболее эффективными формами работы считаю творческие задания : восстановление, дописывание, создание собственного текста, работа над проектом .

Было создано пять творческих групп для работы над проектом «Пересказ басен Эзопа с включением диалогов».

Работая над проектом, обучающиеся самостоятельно распределили роли, выявили мораль, инсценировали басню и сами проводили видеосъемку.

Итогом работы стал урок-презентация, где учащиеся защищали свои работы.

      Данный модуль предполагает большую самостоятельную работу учащихся, что соответствует требованиям современного образования, основная задача которого - перевести учащегося в режим саморазвития. Реализация модуля «От диалога к монологу» даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность.

      Таким образом, при модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. При использовании модулей осуществляется индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности обучаемого, как самостоятельность и коллективизм.

Библиография

1.Купренас, И.А. Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский) на уроках русского языка// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: материалы первой областной научно – практической конференции /Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под.ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010. – с. 96 -105.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 – х томах. – Т.1. М.: НИИ школьных технологий. – 2006. – с. 442 – 449.

3.Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Лингвистические модули на уроках русского языка для формирования языковедческой компетенции учащихся"

В данной работе представлена система использования лингвистических модулей на уроках русского языка и на занятиях по подготовке выпускников к итоговой аттестации. Лингвистические модули – один из прие...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Выступление на тему "Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка" для слушателей МРИО  Использование ИКТ на уроках родного языка.  24.01.14 г....

Статья «Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»

Педагогические технологии в области здоровьесбережения, как правило, ориентированы на  внеурочные модули.  Однако перегруженность сегодняшнего школьника, активно вовлечённого в дополни...

Учебные модули на уроках русского языка

Использование педагогических технологий на уроках русского языка - необходимое условие обеспечения качества образования. Среди личностно-ориентированных технологий особое место занимает модульная. Дан...

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Статья "Пути реализации коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы"

Статья о формировании коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....