Урок русского языка в 5 классе. Тема: Синтаксис и пунктуация.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_prezent_5_kl.pptx307.89 КБ
Файл sintaksis.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ю, Т, Л, Ъ С ч… деса А параш…т об… езд Ь У крос … н… винка А счас … ливый

Слайд 2

Блиц-опрос часть речи, обозначающая предмет; падеж , отвечающий на вопрос кто?; неизменяемая часть речи , отвечающая на вопросы как? где? когда?; название падежа, который отвечает на вопрос кем?; слова , противоположные по значению; часть слова , в которой заключено значение всех родственных слов; морфема , стоящая между корнем и окончанием; самый распространенный союз; звук , который мы слышим на конце слова груз .

Слайд 3

Синтаксис

Слайд 4

Синтаксис. Пунктуация.

Слайд 5

Синтаксис. Пунктуация. Цели: углубить знания о синтаксисе и пунктуации; научиться различать словосочетание и предложение, расставлять знаки препинания.

Слайд 6

листва, золотой, словно, в, вода, закружиться, на, звезда, пруд, бабочки, легкая, лететь, розоватый, стая, с, замираньем

Слайд 7

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду

Слайд 8

И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 9

Пришла осень и без красок и кисти перекрасила все листья. 1. пришла осень 2. пришла и перекрасила 3. перекрасила без красок 4. без красок и кисти 5. перекрасила без кисти 6. перекрасила 7. все листья

Слайд 10

Осенний ветер быстро срывал с деревьев пожелтевшие листья.

Слайд 11

Проверка 1. осенний ветер 2. быстро срывал 3. срывал с деревьев 4. пожелтевшие листья

Слайд 12

Дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко

Слайд 13

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…



Предварительный просмотр:

  5 класс . Русский язык.

Тема: Синтаксис. Пунктуация.

Цели:
деятельностная: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;
по достижению личностных результатов: развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью(устной и письменной),формирование ценностных ориентиров, формирование границ собственного знания и незнания; 
по достижению метапредметных результатов: развитие способности извлекать информацию из разных источников, умения адекватного понимания информации, умения строить устные высказывания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы,аргументировать свою точку зрения
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий
по достижению предметных результатов: формирование понятия Синтаксис, Пунктуация.
Учить различать словосочетание и предложение. Прививать интерес к процессу учения.. 
ХОД УРОКА 
1.Этап мотивации. 
Учитель организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей
Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку
2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы. Целеполагание.
Здравствуйте, дорогие ребята ! Начинаем наш урок с минутки орфографии
СЛАЙД  №1
Учитель: Буквы пришли на бал. Объявили вальс. Помогите словам найти свою пару, чтобы получился красивый танец.
Ю, Т, Л, Ъ  С У А  Ь   крос… н…винка   счас…ливый ч…деса     параш…т    об…езд 

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Стране Русского языка. На прошлых уроках мы с удовольствием повторяли орфографию, морфологию, фонетику, орфоэпию, лексику. И сегодня мы будем повторять следующие разделы языкознания. А как они называются, вы напишите сами, если правильно ответите на все вопросы по повторению.

2. Повторение в форме блиц- опроса (записывается первая буква слова- ответа):

  • часть речи, обозначающая предмет?
  •  падеж, отвечающий на вопрос кто?;
  •  неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда?;
  •  название падежа, который отвечает на вопрос кем?;
  •  слова, противоположные по значению?
  •  часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов?
  •  морфема, стоящая между корнем и окончанием?
  •  самый распространенный союз?
  •  звук, который мы слышим на конце слова груз?

Какое же слово получилось?- синтаксис

III. Изучение нового материала.

Мы начинаем изучать раздел, который называется синтаксис и пунктуация.

Что обозначает слово «пунктуация» и «синтаксис»?

Почему вам сложно ответить на вопрос?

Где можно найти значение слов «синтаксис» и «пунктуация?».( Можно найти в интернете, спросить у товарища, родителей, учителя или найти в книге или словаре). ( 2ученика находят значение слова синтаксис и пунктуация в толковом словаре, остальные читают в учебнике).

1. Наблюдение над языковым материалом:

(Слайд 2) На слайде записаны слова: листва, словно, золотой, в, вода, закружиться, на, звезда, пруд, бабочки, легкая, лететь, розоватый, стая, с, замираньем.

- Понятно ли вам слово каждое в отдельности? (Каждое слово обозначает предмет, признак, действие..)

- А что неясно? – (Неясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов)

- А можно ли связать эти слова? Какие слова могут сочетаться? (Например, легкая стая).

- А золотой и звезда? Что здесь не так? (по смыслу они сочетаются. А грамматически – нет. Чтобы они стали сочетаться, нужно изменить грамматические формы слова. Звезда (какая?) золотая).

- Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.

- А какие не могут сочетаться? (союзы и предлоги лишь помогают строить словосочетания и предложения.)

- Что нужно сделать, чтобы эти слова выразили какую-то мысль? (составить предложение, связав слова между собой)

- Запишите предложение, объясните правописание окончаний существительных и прилагательных (на доске)

Закружилась листва золотая. Стая бабочек летит над прудом.

- . А теперь посмотрим, какие предложения составил поэт С. Есенин из данных слов ( стр. 56)

(Слайд 3) Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на луну.

- Какую картину нарисовал Есенин с помощью этих слов? (Осень.)

- Можно ли сказать, что это текст? (Да, его можно озаглавить. Поэт с любовью описывает осень.)

(Слайд 4)- Посмотрите на картину И. Левитана «Золотая осень». Что изобразил художник на ней?

- Давайте прочитаем сочинение ученика по картине «Золотая осень». (п. 25, с. 57).

Какие ошибки допустил ученик? (Пропущены знаки препинания).

- Сколько предложений в тексте? Как вы это определили?

- Давайте прочитаем диалог. (с. 58)

- Какие знаки препинания вы знаете? Зачем они нужны ?

Физминутка.

- 4.Первичное закрепление нового знания.
Работа в парах. -упр.125 (1-е предложение)
-Выпишите по 1 словосочетанию-1 человек- у доски
5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой.
-А мы продолжаем вашу полезную работу.
Перед вами текст. Работа с текстом. (Текст записан на доске)
Ос…нь. Все д…ревья кустарники стали ж…лтыми. Под н…гамии перешёптывают(?)ся лист…я. Как кр…сиво.
- О чем текст?
- Назовите олицетворение.
- Сколько предложений в тексте?
- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и исправляя знаки препинания.
ПРОВЕРКА
6.Рефлексия деятельности.
Итак, мы обещали сделать урок полезным
- мы узнали разделы…
-Синтаксис изучает…(словосочетание, предложение, текст)
-Пунктуация изучает…(знаки препинания)
-Синтаксис и Пунктуация-  …(разделы науки о языке)
-Мы научились … (правильно составлять словосочетание, предложение, текст)

Дополнить любое из высказываний:

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…
7.Домашнее задание: §24-25, упр.122 или 123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация

Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...

Урок русского языка: "Обобщение по теме "Синтаксис. Пунктуация".

Цель:  Обобщить знания по теме "Синтаксис. Пунктуация".Задачи: 1. Закрепление знаний учащихся об особенностях простого и сложного предложения.2. Закрепление навыков синтаксического раз...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...