Метапредметные задания открытого типа
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Занина Елена Владимировна

При разработке открытых заданий учителю бывает сложно отвлечься от собственных представлений получаемых учениками результатов. Лучшее задание – то, решение которого неизвестно учителю заранее, но интересно и посильно для выполнения учеником. Предчувствие оригинальных ответов учеников - важный субъективный критерий качества открытого задания (А.В. Хуторской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ

1) ЗАДАНИЕ КОГНИТИВНОГО (ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО) ТИПА: «Откуда берутся орфографические правила?» (русский язык, 5  класс)

ВЕРСИЯ.

Почему мы пишем не так, как слышим? Почему в русском языке возникают орфографические правила?

ИССЛЕДОВАНИЕ.

1) Подберите слова с проверяемыми гласными и согласными в корне слова

2) Подберите слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова

3) Понаблюдайте, что происходит со словами в корнях при произношении и написании, когда мы изменяем их формы, образовываем от них другие однокоренные слова

4) Какие трудности возникли бы при написании слов, если бы мы писали и говорили одинаково?

РАЗНОНАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 

1) Проведите опрос среди одноклассников и учителей на тему «Зачем нужны орфографические правила?»

2) Найдите различные точки зрения по этой проблеме в научной литературе.

ПРИНЦИП.

Какие закономерности вы увидели в возникновении орфографических правил в языке?

ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ.

Какие существенные отличия вы обнаруживаете в написании и произношении слова?

ФЕНОМЕН.

Как вы считаете, есть ли на сегодняшний день в русском языке орфографические правила, которые можно реформировать?

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.

Составьте перечень слов-исключений из правил, которые уже можно убрать из этого списка и присвоить им фонетический принцип правописания («как слышим, так и пишем»)

ВОПРОС.

Составьте свой воображаемый диалог с ученым-лингвистом, в котором выясните все о возникновении орфографических правил в русском языке?

2) ЗАДАНИЯ КОГНИТИВНОГО (ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО) ТИПА: «Какие исторические процессы происходили в русском языке?»

ВЕРСИЯ. Что означает выражение довлеет дневи злоба его?

ИССЛЕДОВАНИЕ.

1. Выясните значение непонятных слов, используя толковый словарь русского языка В.И. Даля. Из какого устаревшего языка пришли эти слова?

2. Сделайте предположение, откуда в русский язык пришло это выражение?

3. Подберите современные однокоренные слова к словам выражения.

4. Переведите фразу на язык современного русского языка. Объясните смысл выражения.

5. Подберите другие выражения, в состав которых входит устаревшая лексика и которые  мы используем в современном русском языке.

6. Сделайте предположение, почему в современном русском языке сохраняются выражения, в состав которых входит устаревшая лексика.

РАЗНОНАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Согласитесь или опровергните мысль, заключенную в данном выражении. Аргументируйте свой ответ примерами из произведений художественной литературы или из личного опыта.

ПРИНЦИП. Какие закономерности вы видите в сохранении устаревшей лексики в современном русском языке?

ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ.

Найдите в современных словах, образованных от устаревших (из выражения), фонетические, морфемные признаки старославянизмов.

ФЕНОМЕН. Какие языковые исторические процессы отразились в словах выражения? (чередования, палатализация, полногласие-неполногласие, падение редуцированных гласных)

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Составьте словообразовательную цепочку «устаревшее слово – современное слово». Сформулируйте и запишите языковые процессы, которые вы обнаружили в словах выражения.

ВОПРОС. Сформулируйте основные проблемы, которые вам необходимо было решить, чтобы выполнить это задание?

3) ЗАДАНИЯ КРЕАТИВНОГО ТИПА: «Что такое метафора?»  (литература, 5 класс)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

Учащимся предлагается список нескольких пословиц из русского и других языков. Необходимо найти русские и нерусские пословицы, установить, какие из них подходят друг другу по смыслу:

После драки кулаками не машут; сначала подумай, потом начинай; друзья познаются в беде; свежая рыба – хорошая рыба; один в поле не воин; кто много начинает, очень мало осуществляет; глупые руки марают стол и стены; за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь; дожди образуют реки; насильно мил не будешь.

ОБРАЗ. Придумайте иллюстрацию (рисунок) к понравившемуся вам высказыванию.

СИМВОЛ. Зашифруйте несколько пословиц в образах-символах.

КОНСТРУКЦИЯ. Смоделируйте детскую игрушку, в которой бы заключалась идея понравившейся вам пословицы.

МОДЕЛЬ. Многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка не корми, он все равно в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет». Как вы думаете, почему  пословицы из разных языков отличаются по содержанию, но имеют очень похожий смысл, на основе какого языкового явления строятся подобные высказывания? Составь свою схему (графическую, словесную), отражающую процесс возникновения в языке пословиц, поговорок.

ИДЕЯ. Придумайте и запишите как можно больше своих пословиц, составьте диалог двух друзей, используя некоторые из них.

4) ЗАДАНИЯ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА: «Как научиться грамотно писать?» (русский язык, 5 класс)

ЦЕЛЬ. Научиться грамотно писать.

ПЛАН. Разработай свой личный план, позволяющий тебе за определенный промежуток времени стать абсолютно грамотным и не сомневаться в написании тех или иных слов, в постановке знаков препинания и т.п.

ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА. Проведи самоанализ запланированных дел и мероприятий, какие из них  для тебя могут представлять особую сложность?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Составь презентацию на тему «Как научиться грамотно писать?»  

ПРАВИЛА. Сформулируй для себя определенные правила, позволяющие достичь заданной цели.

5) ЗАДАНИЯ ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА: «Как научиться писать рецензию на прочитанный текст?» (литература, 8 класс)

ЦЕЛЬ. Самостоятельно научиться писать рецензию на прочитанное художественное произведение.

ПЛАН. Разработай свой личный план, позволяющий тебе за один месяц научиться писать рецензию на прочитанное произведение?

ОЦЕНКА, САМООЦЕНКА. Ознакомься с работами своих ровесников, с работами литературных критиков,  выполненными в жанре рецензии. Соотнеси свои результаты с данными. Оцени себя. Попроси оценить свои работы одноклассников.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Составь презентацию на тему «Структура сочинения-рецензии».

ПРАВИЛА. Составь руководство к действию «Как научиться писать рецензию на прочитанный текст?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация "Метапредметные задания" с примерами к урокам немецкого языка

Презентация  и доклад на тему "Метапредметные задания" с примерами к урокам немецкого языка....

Метапредметные задания для разработки проектов с учетом требований ФГОС

метапредметные задания разработаны для выполнения проектов, учащимися 8-11 классов. Здесь представлен и сценарий урока по технологии "Бюджет семьи", разработанный с учетом требований ФГОС....

Метапредметные задания

Задания требующие знания не только по биологии....

Метапредметное задание

Решение таких заданий требует от обучающихся самостоятельного поиска решения проблемы и пополнения уже имеющихся  знаний...

Метапредметные задания для контроля уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся

Российские учащиеся, участвуя в международных конкурсах, показывают низкий уровень сформированности практических знаний. Обладая достаточной теоретической базой, они не в состоянии применить ее для ре...

Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.

В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...