Урок в 6 классе на тему"Одна и две н в суффиксах отымённых прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок получения новых знаний и способов действий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odna_i_dve_n_v_sufiksah_otmyonnyh_prilagatelnyh.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Н-НН в суффиксах отымённых прилагательных»

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

Воспитательные:воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

Развивающие:обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий        

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Задачи урока:

  1. сформулировать  правило правописания Н-НН в именах прилагательных, выявить  слова исключения из правила;
  2. научиться применять правило правописания Н-НН в именах прилагательных на  практике;

Организация начала занятия

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать  вас на уроке русского языка! Улыбнемся друг другу, мысленно пожелаем удачи. Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» ( Слайд 1)

Проверка домашнего задания.

Вы должны были выполнить  домадва задания. (1. Написать сказку, найти стихотворение об имени прилагательном и его грамматических признаках. 2. Работа с толковым  словарем

Как вы справились с первым задание, я посмотрю, когда возьму тетради на проверку.

Подготовка к изучению нового материала

Словарная работа

У.Дома вы выяснили с помощью словаря значение  ОТКРЫТИЕ.

Поделитесь с нами своей находкой.

Д.: Открытие – это… (вновь установленное, найденное)

У.: Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

Д.: Наверно, нелегко.

У.: Какими качествами должен обладать человек,чтобы сделать открытие?

Д.: Смелые, умные, трудолюбивые.

У.: А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Д.: Да, хотели бы.

У.: Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность: сделать открытие для себя. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.

Работа с  текстом.

У: У каждого на столе лежит текст№1   (+слайд 2  с текстом)

Лес зимой.

        Удивителен лес зимой!  Деревья одеты в тёплые серебря…ые шубки.  Всё сверкает алмазной россыпью. В ясный морозный день небо очень синее.  Величестве…ые

ели тянутся к небу своими снежными вершинами.  

        Лес зимой не безжизне…ый, а живой.  На снежном ковре  много  звери…ых следов.  Вот мелькнул заячий хвостик, а за ним побежала по ледя…ому насту лиса.  Хвост у неё обмёрз, каждая волосинка покрылась стекля…ым чехольчиком.  Вот под снегом видны мыши…ые норки, в снежной постели устраиваются на дли…ую ночь птицы.  Всю зиму лежит в берлоге   со…ый медведь.

         В ветре…ый  день лес резко меняется.  Бушуют метели и превращают его в необыкнове…ыйкаме…ый замок.

        Вход туда закрыт.

  1. Прочитайте название текста. Определите по названию тему текста.
  2. Чтение текста.

О чём данный текст?

Какова основная мысль?

К какому стилю речи отнесём?

Какие языковые средства присутствуют в тексте? Приведите примеры.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, а какое задание вы могли бы предложить для работы с текстом? ( Вставить пропущенные буквы в слова.)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, в столбик выпишите слова с пропущенными буквами.

 - Вставьте пропущенные буквы.

(Вставляют буквы в тексте на слайде)

Я думаю, что вам интересно узнать, правильно ли выполнено задание.

- У всех задание выполнено правильно?  Проверим. (слайд)

  • серебряные
  • величественные
  • безжизненный
  • звериных
  • ледяному
  • стеклянным
  • мышиные
  • длинную
  • сонный
  • ветреный
  • необыкновенный

каменный

-Сверьте с написанным в тетради.

- Что объединяет выписанные слова?

Обратите внимание: от какой части речи образованы данные прилагательные?

На какие две группы можно разделить данные слова?

- Правописание каких букв нужно объяснить?

- В какой морфеме?

-Исходя из того, о чём мы с вами сейчас говорили,сформулируйте лингвистическую проблему, которую нам предстоит решить в течение урока?       ( Слайд с формулировкой вопроса)

Определение темы урока.

Дети  формулируют тему. (Правописание н – нн в суффиксах имен прилагательных) (слайд с темой)

Запись в тетрадь тему урока.        

Сформулируйте цель нашего урока.

У: -Что мы должны сделать, чтобы узнать, когда в суффиксах прилагательных пишется одна Н, а когда – две?   (Сформулировать правило)

Исследование лингвистического материала  

РАБОТА В ГРУППАХ

 СЛАЙД

Спишите, проведите исследование, проанализировав по схеме

1группа

Серебряные, ледяному

2 группа

Звериные, мышиные

3 группа

Длинную, сонный, каменный

4 группа

Величественные, безжизненный, необыкновенный

Вывод по итогам групповой работы

Сделаем вывод: оформим его в виде таблицы (алгоритма).

Представитель из каждой группы и записывает суффиксы в колонки

Н                                                    НН

- в каких суффиксах прилагательных пишется одна Н?

(ин,ан,ян)

- например….

- в каких суффиксах прилагательных пишется две Н?

(енн,онн, )

- например….

Наше исследование продолжается. Попробуем выяснить, как образуются прилагательные ДЛИННУЮ, СОННУЮ, КАМЕННЫЙ?

Работа у доски

Можно выписать все 3 прилагательных.   Сонный  

Сколько букв н в прилагательном?

От слова  какой части речи образовано данное прилагательное? СОН.

Выделите основу. Что общего у данных существительных?

На какую букву оканчивается?

С помощью какой морфемы образовано это слово?  (суффикса Н)

Формулирование правила

Слайд  

Ученик, пользуясь схемой (на слайде) проговаривает правило.

Физминутка

Обратите внимание!

Со всеми  выписанными словами из текста мы работали?

(СТЕКЛЯННЫЙ, ВЕТРЕНЫЙ)

Можем ли мы, пользуясь правилом, объяснить правописание слова СТЕКЛЯННЫЙ, ВЕТРЕНЫЙ?  (нет)

Как называются слова, которые «не подчиняются» правилам? (слова-исключения)

Что  надо сделать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?

Следует заметить, что слов- исключений из данного правила несколько, но вы назовёте мне их сами.

Воспользуйтесь текстом №2, (у каждого на столе) выпишите те слова, которые не подчиняются правилу.

Деревянные  иконы  делали ручными инструментами  или  вытачивали   на  станке. Станок был ручным или  водяным (работающим за счёт  давления  речной воды  лишь в ветреную погоду). Иконы сначала просушивали, а затем покрывали  слоем  льняного масла.   Они становилась похожи на глиняные. Затем их покрывали оловянным порошком, и   лики святых светились, будто  стеклянные.

Запишем слова на доске.

Закрепление.

Составить сказку, рассказ, мини- сочинение, используя хотя бы 1-2 слова на изученную тему.

1 группа:   «Осень».

2 группа: «Скоро зима».

3-  «Подарок маме».

4 -   Опишите картину.

- О значении какого слова в начале урока вы говорили?  (ОТКРЫТИЕ)

- Какое открытие каждый из вас сделал на уроке?

Рефлексия деятельности.

Выразите свои впечатления от урока.

Продолжите предложения:

Я узнал…..

Мне понравилось ……………….

Я открыл для себя …………………..

Было интересно ……………………

Или

Я задаю вопрос, вы отвечает «ДА» или нет»

Урок сегодня был удачный?
Не прошёл для вас он зря?
Вы все очень постарались?
Вам понравилось, друзья?

Домашнее задание:

  1. Упражнение  225
  2. Найти 2 четверостишья, в которых есть слова на изученную тему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическач разработка урока в 7классе по теме: "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени"

Урок "Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен" строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф...

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме «Правописание н-нн в суффиксах отымённых прилагательных»

Цели урока: Образовательные: продолжить формирование навыка написания одного и двух Н в  прилагательных;Развивающие: обогащать словарный запас учащихся,развивать монологическую речь за счет ...

Мастер-класс "Моё открытие Китая" (Урок по теме "Одна и две Н в суффиксах прилагательных", 6 класс)

Мастер-класс для изучения темы "Н и НН в суффиксах прилагательных", урок русскоо  языка в 6 классе. Изучение на основе культуры Китая....