Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
    рабочая программа по русскому языку по теме

    Кузьмина Светлана Анатольевна

    Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_5-9_rya_gotovaya.doc154 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования администрации

    Чебулинского муниципального района

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрено

    на заседании педагогического совета

    протокол №________

    от «_____»_________2018 г.

    Согласовано:

    Заместитель директора по УВР:

    _____________О.Н. Шемякина

    «_______»_________2018г.

    Утверждаю:

    директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная

    школа»

    _________________ Ю.В.Захарова

    «_______»____________2018 г.

    Приказ №____________

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного предмета «Русский язык»

    уровня основного общего образования

    5-9 классы

    Составитель: Кузьмина С.А., учитель

    высшей квалификационной категории

    с. Усть-Серта

    2018

     Рабочая программа учебного предмета  «Русский язык» предметной области «Родной язык и родная литература»  составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с  требованиями  к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

               Программа соответствует учебно-методическому комплекту «Русский язык.  5 – 9 классы»  (авторы В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, И.И.Никитина).  

             На изучение предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 5 часов в неделю,  170 ч в год; в 6 классе – 6 часов в неделю, 204 часа в год; в 7 классе – 4 часа в неделю, 136 часов в год, в 8-9 классе – по 3 часа в неделю, по 102 часа в каждом классе.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

    Личностные результаты:

    1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

    10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты:

    1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

    5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    8) смысловое чтение;

    9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

    10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

    11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

    12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

    Предметные результаты:

    1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

    • создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
    • развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
    • овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
    • понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
    • умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
    • выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
    • умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);

    2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:

    • осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
    • соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
    • стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

    3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:

    • распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
    • уместное использование фразеологических оборотов в речи;
    • корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
    • использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;

    4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:

    • идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
    • распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
    • распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
    • распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
    • распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;

    5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:

    • проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
    • проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
    • анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
    • определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
    • определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
    • деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
    • умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
    • проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
    • характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
    • опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
    • умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
    • определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
    • определение грамматической основы предложения;
    • распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
    • распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
    • опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
    • определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
    • определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
    • 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
    • умение использовать словари (в том числе - мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
    • пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
    • пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
    • использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
    • использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
    • использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;

    7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

    • поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
    • освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
    • применение правильного переноса слов;
    • применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
    • соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
    • выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
    • нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
    • соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте;

    Выпускник научится:

    • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
    • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
    • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
    • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
    • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
    • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
    • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
    • использовать знание алфавита при поиске информации;
    • различать значимые и незначимые единицы языка;
    • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
    • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
    • членить слова на слоги и правильно их переносить;
    • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
    • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
    • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
    • проводить лексический анализ слова;
    • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
    • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
    • проводить морфологический анализ слова;
    • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
    • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
    • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
    • находить грамматическую основу предложения;
    • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
    • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
    • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
    • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
    • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
    • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
    • использовать орфографические словари.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
    • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
    • опознавать различные выразительные средства языка;
    • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
    • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
    • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
    • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
    • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
    • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Содержание программы учебного предмета

    Речь. Речевая деятельность

    Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

    Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

    Специфика художественного текста.

    Анализ текста.

    Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

    Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

    Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

    Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

    Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

    Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

    Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

    Культура речи

    Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

    Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

    Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

    Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

    Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

    Общие сведения о языке

    Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.

    Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.

    Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

    Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.

    Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

    Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

    Выдающиеся отечественные лингвисты.

    Фонетика, орфоэпия и графика

    Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

    Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

    Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

    Связь фонетики с графикой и орфографией.

    Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

    Применение знаний по фонетике в практике правописания.

    Морфемика и словообразование

    Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

    Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

    Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

    Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

    Лексикология и фразеология

    Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

    Понятие об этимологии.

    Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

    Морфология

    Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

    Морфологический анализ слова.

    Омонимия слов разных частей речи.

    Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

    Применение знаний по морфологии в практике правописания.

    Синтаксис

    Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

    Способы передачи чужой речи.

    Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

    Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

    Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

    Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

    Правописание: орфография и пунктуация

    Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.

    Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

    Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

    Тематическое планирование с указанием количества часов,

    отводимых на изучение каждой темы

    5 класс

    п/п

    Название темы

    Общее количество

    часов

    1

    Введение

    2

    2

    Вводный курс. Орфография

    8

    3

    Морфология и орфография

    23

    4

    Синтаксис и пунктуация

    36

    5

    Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия

    21

    6

    Морфемика. Словообразование. Орфография

    46

    7

    Лексика

    26

    8

    Повторение изученного

    8

    170

    6 класс

    п/п

    Название темы

    Общее количество

    часов

    1

    Русский язык – один из богатейших языков мира

    1

    2

    Повторим изученное в 5 классе

    10

    3

    Грамматика. Морфология.Части речи

    3

    4

    Самостоятельные части речи

    169

    5

    Повторим изученное

    21

    204

    7 класс

    Тема

    Общее количество часов

    1

    Введение

    1

    2

    Повторение изученного в 5-6 классах

    10

    3

    Причастие

    41

    4

    Деепричастие

    17

    5

    Переход слов из одной части речи в другие

    1

    6

    Предлог

    13

    7

    Союз

    17

    8

    Частица

    18

    9

    Междометие

    7

    10

    Повторение

    11

    136

    8 класс

    п/п

    Название темы

    Общее количество часов

    1.

     Русский язык  в современном мире

     1

    2.

    Повторение изученного в 7классе

    9

    3.

    Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение

    13

    4.

     Двусоставные предложения. Главные члены предложения

    8

    5.

     Второстепенные члены предложения

    12

    6.

     Односоставные предложения

    15

     

    7.

    Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

     12

    8.

    Предложения с обособленными членами

    20

    9.

    Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями  

    3

    10.

    Предложения с обращениями  

    4

    11.

    Слова-предложения. Междометия

    2

    12.

    Повторение изученного в 8 классе

    3

    102

    9 класс

    п/п

    Название темы

    Общее количество

    часов

    1

    Вводный урок

    2

    2

    Повторение изученного в 8 классе

     4

    3

    Основные виды сложных предложений

     4

    4

    Сложносочиненные предложения

     12

    5

    Сложноподчиненные предложения

     32

    6

    Сложные бессоюзные предложения

     14

    7

    Сложные предложения с разными видами связи

     12

    8

    Способы передачи чужой речи

     11

    9

    Роль языка в жизни общества

     3

    10

    Систематизация и обобщение изученного

     9

    102


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой

    Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

    Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

    В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...

    Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской

    Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...

    Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой

    Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...

    рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения

    состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...

    рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения

    содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...