Экологический урок русского языка в 5 классе. Имя существительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Новикова Галина Александровна

Данный урок предлагает знакомство с темой "Имя существительное" на основе экологических заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Смирновская СОШ

Работу выполнила:

Новикова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

607717

Нижегородская область

Шатковский район

село Смирново

улица Советская, д. 40

Тел: 8 (831) 90 48 844

E-mail: smirnovo_shool@mail.ru 

с. Смирново

2015 год

Пояснительная записка

        В последнее время экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Тревожная обстановка и в нашей Нижегородской области. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках, экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.

         Предмет русский язык  обладает нравственно-экологическим потенциалом, однако для систематического осуществления экологической работы только учебника недостаточно, следует включать дополнительный материал, используя различные задания на экологическую тему.

        Экологическое образование и воспитание может проходить через интегрированные уроки, фрагменты текстов с последующим анализом, сочинения, словарные слова, кроссворды, диктанты, стихотворения,  упражнения экологического характера.  Главная цель учителя при использовании материалов на экологическую тему – не только проверить знания учащихся по русскому языку, но и пробудить их чувства, мысли, побудить их задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

       На примере данного урока русского языка можно увидеть, как у детей формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Цели урока:

  1. Образовательные:
  • Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи: его морфологических признаках и роли в предложении;
  • Научить опознавать существительное среди других частей речи;
  • Повторить склонение имен существительных и пунктограмму «тире между подлежащим и сказуемым»;
  • Через дифференцированные задания вовлечь каждого ученика в активный образовательный процесс.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать экологически грамотного человека;
  • Через содержание урока подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за все, что его окружает;
  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.
  1. Развивающие:
  • Развивать умение мыслить, находить способы решения экологических проблем;
  • Развивать умение работать самостоятельно;
  • Развивать способности к самоконтролю действий для достижения поставленной цели.

Оборудование:

  1. Толковый словарь С. И. Ожегова
  2. Этимологический словарь русского языка Л. Т. Федоровой
  3. Весы и надписи «природа», «человек»
  4. Книга «Осенняя рапсодия» В. Винидиктовой
  5. Творческие работы учащихся «Лингвокультурологический портрет слова «Ель» (оформленный в тетради или презентация)
  6. Индивидуальные карточки со стихотворениями Марка Львовского
  7. Карточки с картинками для составления «Жалобной книги природы»
  8. Карточки для выполнения тестовых заданий
  9. Карточки для домашней работы с фенологическими рассказами
  10. Презентация

Ход урока

( 2 урока проводятся как один спаренный урок)

  1. Оргмомент.
  2. Постановка проблемного вопроса с повторением теоретических сведений

-- Ребята, сегодня у нас не простой урок. Изучая новую тему по учебнику, мы поговорим еще об одной очень важной проблеме, касающейся всего человечества. Что это за проблема, мы узнаем, разгадав кроссворд.

1. Разгадывание кроссворда. Слайд 2 (каждое слово – по клику мыши)

Кроссворд «Экология»

  1. Раздел лингвистики, изучающий произношение
  2. Раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и правила их постановки
  3. Раздел лингвистики, изучающий звуки речи
  4. Раздел лингвистики, изучающий слова и их лексические значения
  5. Раздел лингвистики, изучающий строение слова
  6. Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов
  7. Раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения
  8. Раздел лингвистики, изучающий части речи

-- Молодцы, все изученные разделы лингвистики повторили. Какое ключевое слово у нас получилось?

                         (экология )

-- Ребята, а кто из вас знает, что такое экология?

                       (ответы детей)

2. Работа со словарями. Слайд 3 (чистая доска)

-- А теперь обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Прочитайте словарную статью «Экология»

           (1) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к  другу и к окружающей их среде. 2) Состояние организмов, населяющих общую территорию, их отношения друг к другу и к окружающей среде.)

-- Сколько значений имеет это слово?

-- Какое это слово – однозначное или многозначное?

-- Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова.

             (Слово экология произошло от греческих слов ЭЙКОС – дом, ЛОГОС – учение. Значит экология – учение о доме. Природа – это общий дом для растений, животных и людей. Наука экология помогает нам не только понять природу, но и учит, как ее беречь.)

3. Обучение логическому мышлению

-- Ребята, посмотрите на эти весы. Как вы думаете, зачем они нужны нам сегодня на уроке?

              (ответы детей)

-- На одной чаше весов находится природа, а на другой – человек. В последнее время вторая чаша весов стала перевешивать первую, и природе приходится очень туго. Поэтому экологические проблемы с каждым годом становятся все актуальнее.

  1. Знакомство с новой темой.

1.Объявление темы.  Клик по слайду 3

-- Сегодня на уроке у нас две темы: «Имя существительное как часть речи» и «Экология». Запишем их в тетради.

Число.

Классная работа.

Имя существительное как часть речи.

Экология.

2.Работа с учебником.

( Русский язык 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов., Л.А Тростенцова. М.: «Просвещение» 2010 г.)

Стр. 189 – материал для наблюдений. Слайд 4

Чтение текста вслух.

img149.bmp

3. Беседа по прочитанному.

-- В тексте названы различные предметы огромного и разнообразного мира, в котором мы живем. Назовите их. К какой части речи они относятся?

               (имена существительные)

-- Как вы узнали, что это имена существительные?

               (обозначают предмет и отвечают на вопросы кто?, что?)

-- Почему герои этого рассказа видели мир по-своему?

               (Они живут в своей среде. Они к ней привыкли и не знают, как выглядят другие места)

-- А если героев рассказа поменять местами, чтобы они увидели мир во всем его многообразии?

                (Этого нельзя делать. Ведь животные и растения приспособлены к своей среде обитания. Они не смогут выжить в непривычной для них среде.)

-- А что значит мир для человека?

                (то что он увидел из окна)

-- Ребята, пока равновесие на наших весах не нарушено. Посмотрим, что будет дальше.

  1. Тренировочные упражнения по теме урока.

1.Работа со стихотворением В.П. Винидиктовой «В дома опять приходят елки» Слайд 5 (стихотворение; клик – картинки; клик – стихотворение)

img150.bmp

Экологический аспект.

-- О чем это стихотворение?

-- Ежегодно к Новому году вырубается не один гектар елей и сосен. Можно ли эту проблему назвать экологической?

-- Какая чаша весов перевесила?

-- Какое решение могли бы предложить вы?

Лингвистический аспект

-- Вспомните, какие существительные относятся к 1 склонению, какие ко второму, а какие к третьему?

-- Выпишите из стихотворения имена существительные, распределяя их по типам склонения. Все существительные ставьте в форму им. п.   ед. ч.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Елка, слеза, минута, утрата, потеря, доля, звезда, игрушка, мишура, гирлянда, игра, иголка, песня, детвора

Запах, миг, ковер, дождь, украшение, сугроб, сожаленье, хоровод

Ветвь, горечь, боль

2. Теоретический материал. Слайд 6 (чистая доска)

-- А сейчас сделайте вывод, что такое имя существительное.

-- Проверьте себя по учебнику на стр.191.

-- Перескажите правило наизусть.

3. Представление творческих работ учащихся «Лингвокультурологический портрет слова ЕЛЬ» Клик по слайду 6

  • Лексическое значение слова (Толковый словарь С.И. Ожегова)
  • Происхождение слова (Этимологический словарь)
  • Родственники слова (Словообразовательный словарь)
  • Пословицы со словом
  • Песни со словом
  • Стихи со словом
  • Слово в моем творчестве

4.Физкультминутка Слайд 7

« Мы в лесу»

Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули —
(Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу
. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят.
(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем,
(Приседания.)
Крылья сложили назад
. (Встали, спрятали руки за спину.)

5. Индивидуальные задания на карточках.  Слайд 8 (картинки)

Работа со стихотворениями Марка Львовского. Стихотворения подобраны для каждого учащегося индивидуально. Задания одинаковые для всех.

Задания: Слайд 9 (задания)

  1. Определите тему и основную мысль стихотворения.
  2. Оцените ситуацию, описанную в стихотворении, с точки зрения экологического равновесия.
  3. Найдите все существительные: в 1 строфе определите их падеж и число; во 2 строфе определите синтаксическую роль существительных.

Дымит высокая труба

Дымит высокая труба,
То с чистым воздухом борьба,
Идёт отрава, жёлтый дым,
Ложится облаком густым.

Болеют дети, старики,
Молчат трусливо мужики,
Начальству ведь всегда видней,
Кто у руля, тот всех умней!

Из пушки бы по той трубе,
Легко дышать тебе и мне,
Но дым удушливый идёт,
И всё живое он убьёт!

Обними берёзку

Обними берёзку,
Руки протяни,
И тогда наступят,
Золотые дни!

Есть в берёзке сила,
Таинство природы,
И она развеет,
Все твои невзгоды.

Обними берёзку,
Рядом с ней постой,
Обретёшь здоровье,
Радость и покой!

Я знал одно местечко

Я знал одно местечко,
Там были лес и речка,
Туда я ездил отдыхать,
Своё здоровье поправлять.

Ловил я рыбу, окуней,
Прошло немало светлых дней,
Я приезжал удить с друзьями,
Лес меня радовал грибами.

Но я приехал как-то раз,
А там работает «КамАЗ»,
Пропали лес и речка,
Прощай, моё местечко!

Лес рубят, птицы не летят

Лес рубят, птицы не летят,
А красоты все ждут, хотят,
И гибнут лёгкие планеты,
Лишь пни останутся при этом.

Кругом вороны, воробьи,
Исчезнут вовсе соловьи,
И целый мир пропал, исчез,
Там, где стоял когда-то лес.

Курящая урна

Его просил я не курить,
Чтобы здоровью не вредить,
Он бросил в урну сигарету,
Я благодарен был за это.
Забыл, однако, погасить,
И урна начала курить,
И чтобы не было мне худо,
Был вынужден уйти оттуда.
Вот времена теперь настали,
Меня курильщики достали!

Ромашки нашего двора

Ромашки нашего двора,
Я поливать любил с утра,
Они цвели, они росли,
И память детства берегли.

Жаль, во дворе их больше нет,
Гараж там выстроил сосед,
Ромашки больше не цветут,
А горы мусора растут!

Когда горят леса

Когда горят леса,
То все ждут чудеса,
Что дождик вдруг пойдёт,
И всё само пройдёт.

Но дождика всё нет,
Жара за много лет,
И торф горит, трава,
Стоит в дыму Москва.

И в масках москвичи,
Что делать, хоть кричи,
И ветер не помог,
И душно, всюду смог.

Мы хотим природу обмануть

Мы хотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,
Просто мы не слышим, как кричит,
Язвами на теле прорастает,
За собой живущих увлекает!

Вандалы на природе

Сегодня воскресение,
Хорошая погода,
Компании гуляют,
И гадят на природе.

И дымом сигаретным,
Бесплатно угощают,
В помойку, в пепелище,
Природу превращают.

Леса уничтожают,
И губят всё на свете,
Среди таких вандалов,
Есть, к сожаленью, дети.

Странный эколог

Плывут по озеру бычки,
Окурки сигарет,
За ними двигались куски,
Промасленных газет.

«Опять сливает кто-то грязь»,
Сказали рыбаки,
И рыба гибнет от того,
Исчезли судаки.

Один эколог заявил:
«Что делают, придурки!»,
И бросил в озеро пакет,
А в нём его окурки!

Сама природа лечит

Сама природа лечит
На воздухе тебя,
Поедем на рыбалку,
Возьми с собой меня.

Какие там красоты,
Пером не описать,
Немного подучиться,
Художником бы стать.

Я посижу у речки,
И наловлю лещей,
Без всякого лекарства,
Я стану здоровей!

Бычки среди цветов

Кто на природе раз бывал,
Тот видел грустные следы,
От непогашенных костров,
И до пакетов от еды.

Поел, и сразу убери,
Не оставляй в траве лежать,
Иначе скоро лес и луг
В отходах будет не узнать!

Среди цветов лежат бычки,
Но не телят, а сигарет,
Вам это нравится, друзья?
В ответ мы слышим громко, нет!

Прощай, корабельная роща

Леса нещадно рубят,
Поёт бензопила,
Зато у бизнесменов,
Налад идут дела.

На шишкинской картине,
Прощальные деньки,
От рощи корабельной,
Остались лишь пеньки.

На вырубку заявки,
Дельцы не долго ждут,
Чиновники лесхоза,
За взятки их дают.

Леса России губят,
Куда идёт процесс?
Пройдёт ещё немного,
Исчезнет русский лес!

Наносят вред они лесам

Сидят компании в лесу,
Едят шашлык и колбасу,
Бутылки водки в ряд стоят,
Для развлечения ребят!

А мат такой стоит кругом,
В прикуску вместе с шашлыком,
Плюс непотушенный костёр,
И неприличный разговор.

Отряды этих дикарей,
Приводят маленьких детей,
И рядом с ними курят, пьют,
Дурной пример им подают!

Они ушли, остался хлам,
Повсюду мусор, стыд и срам,
Пакеты, банки тут и там,
Наносят вред они лесам!

Такая странная любовь

Что же происходит,
В море и в лесах,
Мы природу любим,
Только на словах!

В озере отходы,
В речке плыл мазут,
За кусты посмотришь,
Свалки там и тут!

И природа гибнет,
И горят леса,
И одна надежда,
Лишь на чудеса!

-- При проверке заслушать 5 – 6 человек.

6. Работа по развитию речи учащихся. 

Творческое задание: составление «Жалобной книга природы» Слайд 10

-- Представьте себе, что вы … птица, цветок, дерево, животное и т.д. ( на карточках изображено то, кем должны представить себя дети).

На кого бы вы могли пожаловаться?

-- Составьте 1-2 предложения-жалобу в общество защиты животных и растений и 1-2 предложения – решение вашей проблемы. Если в ваших предложениях будут обращения, не забывайте о знаках препинания:

        Клик по слайду 10

На карточке в записанном предложении поставьте недостающий знак препинания. Подчеркните в этом предложении грамматическую основу. Ответьте на вопрос: какую синтаксическую роль могут выполнять имена существительные?

Пример выполнения задания:

Я – черемуха.

Жалоба. Каждый год весной люди обламывают мои самые густые ветки, подержат в вазе неделю и выкидывают.

Решение. Люди, купите духи с ароматом черемухи и наслаждайтесь им круглый год.

       (Из карточек, на которых работали ученики, составляется «Жалобная книга природы»)

7. Работа с учебником. Слайд 11 (чистая доска)

Упражнение 168 – прочитать текст

img152.bmp

Устные задания:

-- О чем этот текст? Как его можно озаглавить?

-- Можно ли разделить такие понятия как любовь к родной стране и любовь к природе?

-- Если человек любит природу, родину, как он будет к ним относиться?

Если бы все люди так поступали, какая чаша весов перевесила бы?

Письменные задания:

-- Спишите текст, деля его на абзацы. Расставьте пропущенные запятые. Подчеркните дополнения, выраженные именами существительными в именительном падеже.

8.Физкультминутка Клик по слайду 11

«Удивляемся природе»


Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе.
(Потягивания—руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растёт.

          (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,  сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать   да пониже приседать.
(Приседания.)
У забора всем на диво  пышно разрослась крапива.

                     (Потягивания — руки в стороны.)
Мы её не будем трогать —  обожглись уже немного.

                 (Потягивания — руки вперёд.)
Все полили мы из лейки    и садимся на скамейки.
(Дети садятся.)

9. Тестовые задания. Слайд 12 (чистая доска)

Три варианта по уровню сложности. Виды заданий одинаковые, тексты разные (отрывки из книги В. Танасийчуку «Экология в картинках»).

1 вариант (для сильных учащихся)

Отчего погибли киты (отрывок)

   (1)По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. (2)Но вредят они с каждым годом все сильнее. (3)Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. (4)Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. (5)Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.

   (6)Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище? (7)Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.

   (8)Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. (9)Для этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.

Задания:

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста?
  2. Из последнего предложения выпишите существительное 1 склонения.
  3. Каким членом предложения является слово ПРИРОДЕ (1 предл.)?
  4. Напишите 2-3 однокоренных слова к существительному ЗЕМЛЯ.
  5. Выпишите из текста все существительные среднего рода.
  6. Определите падеж всех существительных в 1 предложении.

2 вариант (для средних учащихся)

Морские коровы и красная книга (отрывок)

     (1) Больше ста видов разных зверей и птиц истребили люди. (2)На одних слишком усердно охотились. (3)Другим не оставили даже клочка леса или степи, где они могли бы жить. (4)Третьих выловили хищники, привезенные людьми. (5)Немало исчезло и растений. (6)В конце концов люди поняли: если не помочь природе, их будет гибнуть все больше. (7)Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу. (8)В нее записаны все животные и растения, которым угрожает гибель. (9)Красная книга запрещает наносить им какой-то вред, а людей, которые это делают, могут даже посадить в тюрьму.

Задания:

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста?
  2. Из последнего предложения выпишите существительное 1 склонения.
  3. Каким членом предложения является слово ЛЮДИ (1 предл.)?
  4. Напишите 2 однокоренных слова к существительному КНИГА.
  5. Выпишите из текста все существительные среднего рода.
  6. Определите падеж всех существительных в 1 предложении.

3 вариант (для слабых учащихся)

Что такое кислый дождь (отрывок)

  (1) Время, в котором мы живет – особенное. (2)Никогда раньше не были люди такими могущественными, как сейчас. (3)Они посылают ракеты на Луну и на Марс, перегораживают реки, устраивают искусственные моря и во всех концах Земли возводят заводы, электростанции, города. (4)Нередко эти стройки сильно влияют на природу, меняют ее. (5)А ведь главное правило экологии говорит: В ПРИРОДЕ ВСЕ СВЯЗАНО ДРУГ С ДРУГОМ. (6)И всюду, где люди о нем не думают, природа сама напоминает им это правило.

Задания:

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста?
  2. Из последнего предложения выпишите существительное 1 склонения.
  3. Каким членом предложения является слово СТРОЙКИ (4 предл.)?
  4. Напишите 1 однокоренное слово к существительному ПРИРОДА .
  5. Выпишите из текста все существительные среднего рода (1 предл. и 5 предл.).
  6. Определите падеж  существительного ВРЕМЯ в 1 предложении.

10. Беседа по текстам: Клик для каждого текста по слайду 12

-- Перескажите свой текст.

-- Какие проблемы затронуты в данном отрывке?

-- Можно ли их считать глобальными?

        (Если ученики не знают слова «глобальный», выяснить его значение по Толковому словарю С.И. Ожегова)

11.Игра «Берендеи» Слайд 13

-- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Берендеи». А вы знаете, кто такие берендеи?

Берендеями в старину называли племя, которое жило в лесу. Естественно этот народ знал все законы леса. Сейчас берендеем называют того, кто любит природу, кто живет с ней в согласии, бережет ее.

-- Посмотрим, какие вы знатоки природы. Перед вами на карточках рассказ, в котором допущено много ошибок, но не орфографических и пунктуационных, а ошибок фактических природных. Здесь написано то, чего не может быть на самом деле.

Прочитаем рассказ, найдем эти ошибки. Исправим их устно. Если вы найдете все ошибки, вы можете называться гордым именем «берендей»

Фенологический рассказ на тему «Осень»

     Катя начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось ей не будет конца. И вот оно наступило - первое воскресенье после летних каникул. Проснулась Катя, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях, видно, готовился в дорогу. Катя с дедушкой вышли из дома и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Кати глаза зоркие. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катя захватила с собой ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катя земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращалась Катя домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки:

1. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне - июле.

2. Люпин отцветает в июле.

3. Головастиков в сентябре уже не бывает.

4. Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля.

5. Рожь в конце сентября уже должна быть убрана.

6. Белые журавли  обитают в тундре.

7. Ласточки летают высоко - к хорошей погоде, а не к дождю.

                (Комментарии по работе с текстом – по ситуации)

  1. Обобщение.

--Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на уроке?

-- Какую лингвистическую тему мы изучили? Что такое имя существительное?

--О чем еще говорили? Что такое экология?

-- Экологическое равновесие в окружающем мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек. Всегда помните об этом, ребята, и берегите природу!

  1. Домашнее задание

Экологическая работа по развитию речи ( 2 варианта).

-- ребята, дома вы продолжите играть в берендеев. Вам необходимо найти все ошибки в текстах и написать новый исправленный рассказ. Затем нужно найти имена существительные и подчеркнуть их как члены предложения.

Фенологический рассказ на тему «Зима»

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись и первым делом посмотрели на термометр за окном - 4 градуса мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак - и в дорогу. Поезд привез нас к лесу в девять часов. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге. Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы возле просеки? «Это, наверное, следы ежа», - сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», - сказала Маша. «А что, ты не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петрик. Где-то сверху доносился равномерный стук - это дятел искал под корой личинок жуков-короедов. Неожиданно на ветке густой ели мы увидели какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал: «Это сойка!» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверно, это волк ловил мышей в сене», - сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

Ошибки:

1. Скворцы - перелетные птицы, зимой их не бывает.

2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку.

3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

5. Зимой высиживает яйца не сойка, а клест.

6. «Мышкует» в сене не волк, а лиса.

 

Фенологический рассказ на тему «Весна»

Еще в пятницу мы узнали от учительницы Анны Васильевны радостную весть - в воскресенье едем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у кассы вокзала. Сорок минут езды, и вот он - лес. Хорош лес в конце апреля! Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение небольшой желтой птички. «Это сойка, - закричал Петрик, - она только на днях прилетела из теплых краев».

На согретых солнцем косогорах появились первые цветы - мать-и-мачеха, желтые шарики одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. Цветет белыми звездами ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В воздухе одуряющий запах цветущей черемухи, сладковатый запах расцветающей липы. А вот и первые грибы появились - сморчки и строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве - черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. А вот стая белых аистов плавно кружится в голубом небе. Слышится мелодичный стук неутомимого труженика леса - большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки. Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север? Где юг? И как всегда подал голос всезнающий Петрик: «Я знаю! Южная сторона муравейника круче северной!» Но тут Анна Васильевна достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей - первый солист лесной оперы. В вагоне поезда Анна Васильевна сказала нам: «Завтра принесите в школу сочинение «Лес в апреле», но только не сделайте ошибок!»

Ошибки:

1. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий, неприятный,

2. Сойка - не летающая птица, она не желтая, а пестро-серая, с рябоватыми передними частями крыльев.

3. Сойка - оседлая птица, на зимовку не улетает.

4. Иван-да-марья зацветает в июне.

5. Иван-чай тоже зацветает в июне.

6. Липа цветет летом (июнь - июль).

7. Летние опята - в июне, июле, осенние - с конца августа.

8. Черные грузди появляются летом.

9. Стрижи прилетают в мае, в прохладную погоду они впадают в оцепенение.

10. Почки на дубах распускаются в конце мая.

11. У муравейника северная сторона круче южной.

 

  1. Рефлексия Слайд 13

-- Ребята, устали вы сегодня на уроке?  Какое у вас настроение? (цветограмма)

 

Литература и интернет-источники:

  1. Винидиктова В.П. Осенняя рапсодия. Арзамас, Арзамасская типография, 2008 г.
  2. Гузева Н. Ю.  Экологическое воспитание на уроках русского языка. Журнал «Педагогический вестник» № 1   2007 г.
  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.  Русский язык 5 класс. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010 г.
  4. Никитина Т.Г., Николаева Е.К. Большой словарь русских пословиц. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва. «Азбуковник», 2000 г.
  6. Танасийчук В. Экология в картинках. М.: Детская литература,     1989 г.
  7. Федорова Л.Т., Щеглова О.А.  Этимологический словарь русского языка. М.: «ЛадКом» 2010 г.
  8. http://lobodina.ucoz.ru/publ/fenologicheskie_i_ehkologicheskie_rasskazy_zagadki/1-1-0-7 (фенологические и экологические рассказы)
  9. http://pages.marsu.ru/sv1/ekolog/eko.html (экологические игры)
  10. http://marknet.narod.ru/eco/ (стихотворения Марка Львовского)
  11. http://image.yandex.ru/ (картинки)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя существительное как часть речи"

Рассмотреть имя существительное как часть речи. Проверить уровень усвоения  учащимися основных морфологических признаков имени существительного.  Изучение в самостоятельной исследовательской...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи"

Презентация составлена к уроку по учебникук Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...