Связь предложений в тексте
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Егорова С. Н.

Урок в 5 классе по учебнику Е. И. Никитиной по теме "Связь предложений в тексте" направлен на углубление знаний о тексте, определение отличительных признаков последовотельной и параллельной типов связей с подбором заданий, направленных на усвоение знаний русских национальных традиций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._svyaz_predlozheniy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 34»

Урок по русскому языку

(5 класс).

Связь предложений в тексте

 (Творческий проект использования слайдов по данной теме)

Выполнила Егорова С.Н.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей № 34»

Новокузнецк, 2019

Связь предложений в тексте.

Цели: 

  1. Углубить знания об особенностях текста.
  2. Познакомить учащихся с параллельной и последовательной связью предложений в тексте, определить отличительные признаки данных типов связи.
  3. Развивать творческие способности учащихся (составлять текст по опорным словам; продолжать повествование.)
  4. Прививать любовь к русским национальным традициям.

Оборудование: слай – презентация, таблицы-схемы “Последовательная и параллельная связь в тексте”, “Ромашка”, сундучок.

Ход урока.

1. Игра «Лингвистический сундучок».

(Из сундучка ребята достают карточки)

Формы речи - устная, письменная.

Диалог – разговор 2-х лиц.

Монолог – речь одного лица.

Реплика – слово каждого участника диалога.

Текст – сочетание предложений по смыслу и грамматически.

Тема – то, о чем (о ком) говорится в нем.

Идея – основная мысль, то к чему он призывает, учит, ради чего он написан.

2. Языковая разминка (Способ выражения сравнения - творительный сравнения).

А) Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «Зеленый шум».

Идет – гудет Зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

И молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса:

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен…

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

Идет – гудет Зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

На слайде стихотворение. Найдите творительный сравнения.

Б) Словарная работа

«Зеленый шум» - народ называет пробуждение природы.

В) Творческая мастерская

Ребята показывают свои рисунки и читают строки стихотворений.

Облаком волнистым

Пыль встает вдали.

Конный или пеший –

Не видать в пыли!

3. Новый материал.

1. Работа с текстами (сравнение).

1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.

1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.

- Можно ли изменить порядок предложений в тексте или исключить одно какое-либо предложение из 1 и 2 текста?

http://festival.1september.ru/articles/525823/img1.gif

В I тексте?

Во II тексте?

Нет

Да

- Почему? Связаны предложения с предыдущим?

-  Кто догадался, какой текст мы отнесем к последовательной связи и к параллельной

http://festival.1september.ru/articles/525823/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/525823/img3.gif

- Сделаем вывод.

Обратите внимание на схему-помощницу.

http://festival.1september.ru/articles/525823/img4.gif

4. Закрепление.

1. Работа с учебником (Упр № 61 устно)

 

2. Стр 42. Упр № 72. (Лесные жители готовились к зиме…)

3. Текст «Матрешка».

 - сообщение о матрешках (Обратим своё внимание на текст “матрёшка”(тексты на партах у детей)

Мы продолжаем сегодня говорить о русских традициях.

Ребята, а вы знаете, кто такая матрёшка? (разные ответы детей)

А ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.

“Отвернись злом, повернись добром”.

Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.

А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне верили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.

Из чего же делали кукол?

http://festival.1september.ru/articles/525823/img5.gif

(Заранее подготовленные уч – ся рассказывают о куклах)

Итак, возвращаемся к нашей матрёшке, она тоже имела некую особенность.

А вот какую, давайте прочитаем).

- работа с текстом

В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч?  Матреша.

К празднику решил отец сделать своей доч?ке  куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял  кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а  по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как  угольки, гу…ки – как пламя. Сарафан раскрасил под цвет реки,  а передничек – зеленого цвета.

И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала  и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.

С  тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в  национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.

- орфографическая дуэль

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию, вы убиты.

К доске выходят два ученика

2 ученика секунданта проверяют

(слова на доске)

______

На время

Доч?, доч?ке, выр…зал, гу…ки, разл…телась, дог…далась, с с..кретом.

Как связаны предложения в этом тексте?

4. Творческая работа «Русская берёзка».

А сейчас выполним творческую работу с элементом занимательности. (По опорным словам записать мини-текст, определить тип связи предложений в тексте)

(славяне любили берёзки, она по сей день является символом России, из бересты по сей день, изготавливаются предметы домашней утвари: ведра, корзинки, а в старину незаменимы были берёзовые лапти.)

Игра “Ромашка”

http://festival.1september.ru/articles/525823/img6.gif

5. Работа с учебником.

Упражнение № 63, 66, 77,76.

6. Домашнее задание (упражнение № 68).

Приложение № 1

1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.

1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.

Приложение №2

 В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч?  Матреша.

 К празднику решил отец сделать своей доч?ке  куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял  кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а  по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как  угольки, гу…ки – как пламя.

 Сарафан раскрасил под цвет реки,  а передничек – зеленого цвета.

И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала  и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.

 С  тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в  национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.

Приложение № 1

1. Жил – был царь. 2. У царя был сад. 3. В том саду росла яблоня. 4. На яблоне висела золотая клетка. 5. В той клетке жила золотая птица.

1. В одном городе жили коротышки. 2. Их называли так потому, что они были очень маленькие. 3. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. 4. У каждого из малышей бал домик.

Приложение №2

 В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч?  Матреша.

 К празднику решил отец сделать своей доч?ке  куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял  кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а  по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как  угольки, гу…ки – как пламя.

 Сарафан раскрасил под цвет реки,  а передничек – зеленого цвета.

И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала  и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.

 С  тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в  национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.

Ещё в Древней Руси были такие разновидности кукол, которые первоначально использовались как элемент обряда. Они служили людям оберегом. Её брали в руки, 3 раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали.

“Отвернись злом, повернись добром”.

Куклы прописывались в русской избе на всю жизнь.

А вот как игрушка кукла появилась у славян примерно 1000 лет назад, у такой игрушки была и обучающая функция. Крестьяне верили, чем больше ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье. Чем красивее куклы, тем, красивее будет хозяйка куклы. Игрушками не разбрасывались, их берегли в корзинах, ларчиках. По красоте куклы судили и о хозяйке.

Из чего же делали кукол?

http://festival.1september.ru/articles/525823/img5.gif

В стародавние времена жил мастер по дереву Иван, и была у него доч?  Матреша.

К празднику решил отец сделать своей доч?ке  куклу – игрушку. Он выр…зал из куска дерева продолговатый бочонок в форме головы. Взял  кисть, краски и стал его раскрашивать. На голове нарисовал алый платочек, а  по краям платочка – голубые цветочки; глазки – как  угольки, гу…ки – как пламя. Сарафан раскрасил под цвет реки,  а передничек – зеленого цвета.

И стала матрешка играть своей нарядной красивой куклой. Играла, играла и... случайно уронила ее. Кукла упала  и разл…телась на две части. Из одной большой куклы вылетела другая поменьше. Дог…далась девочка, в чем дело и стала разбирать подарок.

С  тех пор кукла – игрушка с секретом стала называться матрешкой и превратилась в  национальный русский сувенир, который с удовольствием покупают русские туристы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"

На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают  виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно...

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Средства связи предложений в тексте

Данная разработка содержит рабочий лист для ученика и материалы для учителя....

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте»

Компетентностно-ориентированные задания по теме «Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте». В каждом задании содержится стимул, задачная формулировка, источники информации, модельн...

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...