Урок развития речи в 8 классе «Правила написания письма»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Привалова Елена Сергеевна

В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с другом. Именно поэтому на уроках развития речи я большое внимание уделяю этому жанру.В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с другом. Именно поэтому на уроках развития речи я большое внимание уделяю этому жанру.В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с другом. Именно поэтому на уроках развития речи я большое внимание уделяю этому жанру.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx39.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                  Привалова Елена Сергеевна,                                                                                                                  учитель   русского языка и литературы                                                                                                                 МОБУ СОШ № 35 г. Таганрога

                                               

                                           

Урок развития речи в 8 классе

«Правила написания письма»                                         

 

                                                     

Аннотация: В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с другом. Именно поэтому на уроках развития речи я большое внимание уделяю этому жанру.

        Тема: Правила написания письма. 8 класс.

        Цель  урока: познакомить с правилами написания письма.

         Задачи:

         - обучающие: повторение знаков препинания при обращении,  закрепление полученных знаний на практике;  расширение  словарного запаса за счет устных ответов, составления синквейна, знакомство с образцами писем великих писателей;

         - развивающие:  развитие критического мышления, развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, умения анализировать, синтезировать и  обобщать;

        -воспитательные:  воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку; воспитание чувства такта, умения слушать учителя и одноклассника.

           Тип урока:   урок развития речи.

         Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, творческая.

          Необходимое техническое оборудование:  компьютеры, проектор, экран.

                  Методы: эвристический, проблемный, исследовательский, практический.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

        - Ребята, тема сегодняшнего урока «Правила написания письма». Назовите, какие ассоциации вызывает у вас слово «письмо»? (Конверт, бумага, перо, ручка, марка и т.д.) Владение языком предполагает умение писать письма. Правда, сегодня мы их редко пишем: есть телефоны, Интернет-связь. То ли дело прежде! Сколько души вкладывали в каждую строчку письма, какую память о себе оставляли. В некоторых письмах дышит история. Их авторами были люди, творившие нашу культуру, науку, политику. Для нас драгоценно каждое их слово, даже самое незначительное. И самым дорогим становится письмо, когда в нем кипят мысли и чувства человека, - тогда оно превращается в зеркало души.

  1.  Повторение материала: знаки препинания в предложениях с обращением. Задание: записать предложения, расставив знаки препинания (предложения демонстрируются на экране без знаков препинания).
  1. Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде.
  2. Живи счастливо, любезнейший Поэт. (Из письма И.И.Пущина А.С.Пушкину в Михайловское, Москва, 1825 г., февраль 18-го).
  3. Аля, родная, прости, что так редко и мало пишу тебе, настолько реже и меньше, чем хотел бы, что кажется, будто не пишу совсем. (Б.Пастернак Ариадне Эфрон, 5декабря 1950 г.).
  4. Дорогой Борис Леонидович! Горячо благодарю Вас за присланные стихи, за Ваше отношение ко мне, право, мной вовсе не заслуженное. (В. Шаламов  Б.Пастернаку, Озерки, 27 декабря 1953 г.).

- Это строчки из писем, возникших из различных потребностей: деловое письмо, адресованное лучшему другу А.С.Пушкину; дружеское послание поэта Б.Пастернака к дочери М.Цветаевой; благодарственное и поздравительное письмо старшему коллеге.

Проверка работы: Прочитать предложения со знаками препинания, объяснить их постановку. (На экране демонстрируются предложения со знаками препинания).

  1. Новый материал
  1. Историческая справка (Сообщение учащегося):

        - Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции.

         Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен.

        Эпистолярный жанр возник во времена античности. Эпистолярное наследие Цицерона огромно: до нас дошло около 800 его писем. Он же вводит троякую классификацию писем: по их тону – интимные и предназначенные для публичных чтений; по отношению автора письма к адресату – официальные и личные; по содержанию – простые уведомления, дружеские, шутливые и не строгие, серьезные и грустные.

        На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты. Законов построения письма придерживались. Широкую известность получила переписка Иоанна Грозного с А.М. Курбским в 1564 г., послания протопопа Аввакума в 17 веке.

        Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке. В это время появляются сборники образцов эпистолярного стиля: "Приклады, како пишутся комплементы разные", "Письмовник" Н.Г. Курганова. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью, чтение их вызывает только улыбку.

        Образец письма XVIII века:

        «Моя госпожа! Я пред долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».

        Эпистолярный жанр давно стал отдельным литературным направлением. Им пользовались Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Фонвизин, Державин.

        Особого пика эпистолярный жанр достиг в XVIII—XIX столетиях, когда практически все общение происходило посредством писем. Переписка порой становилась памятником культуры.

  1. - Давайте познакомимся с образцами писем великих русских писателей. (Чтение учениками образцов писем, которые демонстрируются на экране)

 Пушкин Александр Сергеевич (1799 - 1837), женился в 1831 г. на московской красавице Наталии Николаевне Гончаровой, родители которой, разорившиеся дворяне, не сразу дали согласие на брак с Пушкиным, закончившийся гибельной для него дуэлью с поклонником Наталии Николаевны, Дантесом. Приводимые письма относятся к периоду острой влюбленности 1830 г.

 Москва, в марте 1830 г.

« Сегодня - годовщина того дня, когда я вас впервые увидел; этот день... в моей жизни...

 Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие. Вдали от Вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться. Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам».

24 августа.

« Ты не угадаешь мой ангел, откуда я тебе пишу: из Павловска…

 Ты видишь, моя женка, что слава твоя распространяется по всем уздам. Довольна ли ты?

 Я веду себя хорошо, и тебе не за что на меня дуться. Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко».

Толстой Лев Николаевич (1828—1910).В сентябре 1862 состоялась свадьба Толстого с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью врача Московской дворцовой конторы.

«Сижу один в комнате во всём верху; читал сейчас твоё письмо и не могу описать всю нежность, до слёз нежность, которую к тебе чувствую, и не только теперь, но всякую минуту дня. Душенька моя, самая лучшая на свете! Ради Бога, не переставай писать мне письма. Без тебя мне не то что грустно, страшно, хотя и это бывает, но главное — я мёртвый, не живой человек. И слишком уж тебя люблю в твоём отсутствии. Так, что глупо. Прощай, милая, голубчик».

Письмо Л.Н.Толстого жене, 1867 год, июнь.

  1. Словарная работа.

Адресат - кому пишут. Адресант - кто пишет

Клише - словесная формула, речевой штамп

P.S. - постскриптум (лат.), после написанного

VALE- будь здоров (лат.), прощай!

  1. Правила написания письма. (Учитель читает, ученики кратко записывают традиционные правила)
  1. Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.
  2. Важную роль играет умение найти верный тон своего письма, который согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем:

        а) нужно сообразоваться, во-первых, с возрастом; во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старым людям;

        б) с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем;

        в) мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме.

3. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного.

4. Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.

5. Если кто-нибудь берет обязательство передать письмо, то он обязан передать его нераспечатанным. Похитить тайну письма, распечатать его – низко и недостойно честного человека.

6. Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично. Как говорить невнятно, что называется, бормотать себе под нос. Очень невежливо и даже грубо ставить вместо подписи одну лишь букву.

7. Кто подписывается так, что невозможно разобрать его фамилию, тот походит на человека, прячущего лицо под маской. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или черточками.

8. Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.

9. Письма пишут на хорошей бумаге.

                   4. Проверка записи в тетрадях. (Примерная запись демонстрируется на экране):

        Правила написания писем:

  1. Пиши ясно, просто, сжато.
  2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
  3. Не пиши дурного.
  4. Не отправляй во гневе.
  5. Не читай чужих писем.
  6. Пиши четко.
  7. Ставь число и подпись.
  8. Не задерживай ответа.
  9. Пиши на хорошей бумаге.

     Еще несколько советов:

  • Поздравляй родных и друзей в дни рождения и другие праздники.
  • Не стесняйся выразить чувства любви, нежности уважения, доверия.
  • Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
  • Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «   Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
  • Если ты случайно забыл написать о чем-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P. S. , что означает  «после написанного».
  • Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», « Найдешь ошибку – прими за улыбку».

            5. План письма. Учитель читает и обсуждает вместе с классом традиционный план письма.

  1. Обращение.
  2. Приступ начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.
  3. Изложение о предметах, интересующих адресата.
  4. Заключение состоит из изъявления чувств  преданности, почтения и прочего и собственной подписи.

Вопросы для обсуждения:

- С чем связано именно такое строение письма?

- Можно ли отступать от этого плана, при каких условиях?

- Какие пункты этого плана изменились, сократились, стали необязательными с течением времени?

        Основные компоненты письма

        1. Начало (дата, место, обращение к адресату

        2. Основная часть:

         - деловая или личная информация;

         - предмет разговора;

         - просьбы, пожелания.

        3.Конец (подпись: дата и местонахождение).

         6.  Языковое оформление письма. - Для доброжелательного обращения важно находить хорошие слова(материал демонстрируется на экране):

 1. Принятые условные эпистолярные формулы-обращения, приветствия:

 непринуждённая форма обращения (между знакомыми или близкими): Мой дорогой мальчик! – Дорогой Александр Николаевич! – Милый дружище Степан! – Дорогой друг;

 официальные формы обращения: Господин редактор! – Глубокоуважаемая Марина Михайловна!

 2.Этикетные формулы, клише:

- Я знаю, какую смелость беру на себя, обращаясь к Вам… -  Не откажите в любезности… -  Если у Вас хватит времени и терпения прочесть это письмо… - Спешу тебя поздравить… -  Ты, мой друг, высказал мнение… 

 3.Типичные разговорные обороты, краткие конструкции, вопросительные, восклицательные предложения:  -  Какое ты мне хорошее письмо написал(а)! - Как ты учишься? - Как вы живёте? - Ах, да. Забыл написать  - Представляешь? -  Что у тебя новенького?

 4. Типичные обороты конца письма:

- Искренне Ваш…- До свидания…- До скорого…- Ваша Ева.- С уважением, Полина.- Я надеюсь, что прочитав моё письмо…

          7.  Ребята, на основании материала сегодняшнего урока назовите, какие типы писем бывают.

        Типы писем:

 1) официально-деловые (документы делового общения: переписка между организациями или организацией и частным лицом; письма юридические, коммерческие и т.д.);

 2) научные (профессионально ориентированные: переписка ученых, связанных не дружескими, а главным образом научными интересами; например, лингвистические письма, философские);

 3) публицистические (письма в редакции газет, “открытые” письма);

 4) художественные  (как факт художественной литературы);

 5) бытовые  (ограниченные сферой бытового общения);

 6) дружеские письма (любовные послания).

        IV. Рубрика «Это интересно».

  1. Кто знает, когда отмечают ДЕНЬ ПИСЕМ? (7 декабря)
  2. Самое короткое письмо написал Виктор Гюго книготорговцу, желая узнать, как расходится его новый роман «Отверженные». Он послал письмо, в котором содержался всего один знак: «?». Книготорговец ответил письмом тоже из одного знака: «!». Ведь роман продавался отменно.
  3. Самое древнее любовное послание было найдено в Иране. Его можно отнести к 2000 году до н.э. Влюбленный юноша по имени Гимиса просил о свидании девушку Дасбуай. Написание этого послания потребовало неимоверного терпения, а доставка — недюжинной силы, потому как вытесано оно было на камне весом свыше 16 кг!
  4. Самое долгое письмо доставили адресату спустя 286 лет. Мировой рекорд по длительности доставки корреспонденции адресату установила почтовая служба Германии. Письмо пришло по назначению с 286-летним опозданием. В этом письме, датированном 1718 годом, глава лютеранской церкви города Эйзенаха поручает духовенству близлежащего города Остхейм выбрать нового священнослужителя на место отбывшего в мир иной главы местной церковной  общины. Но по ошибке письмо было доставлено в другой Остхейм, расположенный недалеко от Франкфурта, где осело в городском архиве.
  5. Самым пишущим народом можно назвать финнов. Вот одна поразительная цифра, которая свидетельствует о многом: ежегодно под Рождество жители Суоми, отправляют 50 млн. открыток, то есть каждый среднестатистический финн рассылает десять поздравлений своим друзьям и знакомым.
  1. Творческая работа.

 – Ребята, в начале урока я просила вас назвать ассоциации, которые у вас возникают при слове «письмо», а сейчас прошу вас написать синквейн на эту тему. (На экране демонстрируется правило написания синквейна)

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  1. Заключительное слово учителя, домашнее задание.

- К сожалению, писать письма уже не модно. Электронная почта заменила нам не только перо и бумагу, но и изменила полностью наше отношение к понятию письма. Мы избегаем лишних слов, стараемся говорить по существу, а чувства, если их «кидать в сеть», теряют объем и эмоции. Писать красиво и от души — целое искусство. И я прошу вас написать письмо, представив, что прошло 10 лет, как вы окончили школу и уже взрослые пишите письмо своей учительнице.

Список литературы:

1.Они М.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. - С-Петербург: «Человек», 1999. − 125 с.

2.  Подгорная В.С. Сочинение…? Это интересно! Теория и практика написания сочинений в нетрадиционных жанрах.- С-Петербург: «Каро», 1998. − 27 с.

3. Школьная риторика 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003, - 159 c.

4.  Школьная риторика 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2ч.\Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баласс», 2003, - 141 c.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов – М.: Педагогика, 1984,- 423 с.

6. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М: Педагогика, 1984. − 669 с.

 7.Большой справочник школьника. 5-11 классы. -- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. − 839 с.

С.835.

8. Большая школьная энциклопедия. Литература. Красовский В.Е. и др. - М.: «Филологическое общество «СЛОВО», 1999.

Приложение 1.

 Синквейны, составленные учениками:

Письмо

Дружеское, деловое

Пишется, отправляется, читается

«Я к Вам пишу…»

Эпистолярный жанр.

Письма

Долгожданные, памятные

Приносят, тревожат, радуют

Своеобразная летопись времени

История.

 

Приложение 2

Выдержки из писем учеников 8 класса:

        Здравствуйте, уважаемая  Елена Сергеевна! Пишет Вам бывший ученик, выпускник 1999 года - Крылов Илья. Вы, наверно, уже не помните меня, ведь прошло уже 15 лет. А я вот недавно достал свой детский фотоальбом, стал смотреть фотографии, нашел снимки школьных лет и большую фотографию 5 «А» класса, где в центре помещен ваш снимок. Стал вспоминать те годы и решил написать Вам письмо, надеюсь,  Вам будет интересно узнать, как я живу. Начну все по порядку.

        …Вот уже почти восемь лет я живу в Нью-Йорке. После учебы решил остаться здесь, так как Америка – страна больших возможностей. Работаю в одной крупной фирме по разработке и поставке компьютеров в различные области народного хозяйства Америки и других стран, в том числе и  России. Свою страну я не забываю, так как каждый человек должен помнить, откуда он родом. Недавно наша фирма в рамках благотворительности отправила большую партию компьютеров  для детских домов в г. Таганрог. В этом есть и моя заслуга. И я рад, что хоть чем-то могу быть полезен  своему городу… Я доволен своей работой. Очень много путешествую, ведь по гороскопу я – стрелец, а все стрельцы много путешествуют и поздно женятся… Елена Сергеевна, может быть, я могу быть полезен нашей школе. С удовольствием помогу, чем смогу. До свидания. С самыми искренними пожеланиями – Крылов Илья.

                Здравствуйте, дорогая Елена Сергеевна! Прошло уже 15 лет, как мы с Вами расстались. Очень хочется рассказать Вам о нашей жизни. Каждый год с одноклассниками встречаемся, вспоминаем школьные дни и ваши уроки. Только теперь, спустя много лет, понимаем, сколько полезного Вы нам рассказывали о взрослой жизни. Вспоминаем, как смеялись над стихами о любви и дружбе, сейчас мы ими зачитываемся и понимаем их глубокий смысл. Мы выросли, у нас уже дети, и очень хочется, чтобы они стали умными и добрыми, такими, какими вы хотели видеть нас. Очень скучаем без ваших добрых советов…  До свидания. Ваша бывшая ученица – Иконописцева Аня.

        Здравствуйте, дорогая Елена Сергеевна! Пишет Вам  ваш бывший ученик – Едуш Иван. У нас сейчас весна: тепло, цветут каштаны, в парке вечером поют соловьи, в порту по-прежнему мальчишки ловят бычков.  Ночами из дальних степей дует теплый душистый вечер, и звезды нависают так близко, что кажется: протяни руку и дотронешься…

Письмо ученика 11 класса:

        Дорогая Елена Сергеевна! Вот и вспомнил я о Вас через 10 с лишним лет. Как живете? Помните ли меня?

        Я сейчас работаю искусствоведом в Эрмитаже в городе на Неве. Пишу книги о художниках и печатаю свои стихи. Случается, делаю заметки в журналах и газетах. Будет командировка, поеду в родной Таганрог, повидаюсь с друзьями. Мама и бабушка живут недалеко от меня, на Невском проспекте, ну а я – на Гороховой (той самой, знаменитой) улице. Вид из окна потрясающий!

        Часто езжу в Москву, в Подмосковье встречаться с друзьями. Недавно опять побывал в Абрамцево – знаменитом музее-заповеднике, где раньше был кружок художников: Репина, Врубеля, Васнецова, Коровина под руководством Саввы Мамонтова. Собирал информацию о Врубеле: ведь историкам о его судьбе почти ничего неизвестно. Какой трагический гений!         Приходилось бывать и за границей: в Испании, в Толедо, где жил и творил Эль Греко, в Андалузии – на родине Веласкеса и на Тибете – пристанище семьи Рерихов. Испания меня поразила своей первозданной красотой, внутренним драматизмом и страстной сдержанностью. Все эти качества, на мой взгляд, наиболее полно выражаются в народных танцах и в картинах Эль Греко. Тибет же по-восточному красочен и суров. Меня восхищали рассветы и закаты в горах. В прошлом году вышли в свет циклы моих стихов о путешествиях в дальних краях. Под впечатлениями этих поездок я взялся за кисти и краски.

        Елена Сергеевна, если у Вас будет возможность, приезжайте к нам в гости. С наилучшими пожеланиями, Ваш ученик Алеша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи, 6 класс. Написание этюда "Весна - это победа света, весны, зелени"

Сочинение-этюд, урок развития речи, котрый проводится в 6 классе....

Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.

Цели урока :·        Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.·        Развивать монологическую  речь учащихся...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...