Мастер-класс по русскому языку "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект занятия содержит необходимые сведения для педагога при изучении темы "Правописание приставок ПРЕ и ПРИ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.lyubeznova_yu.v.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Методика формирования лингвистических знаний с применением стратегии чтения с остановками
Любезнова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Школа №35»
Пояснительная записка:
Занятие на лингвистическую тему «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ» опирается на использование стратегии чтении с остановками в процессе объяснения нового материала.
Предварительно учитель разделяет текст на небольшие фрагменты, которые формируют следующие этапы занятия:
-вызов (цель – заинтересовать текстом, поставить конкретные задачи);
-реализация смысла (ознакомление с текстом);
-рефлексия (осмысление прочитанного или прослушанного текста, формирование и закрепление лингвистических знаний).
Рекомендации по применению на занятии стратегии чтении с остановками:
1.Чтение должно быть простым и выразительным.
2.При чтении максимально следует передать тему и идейный замысел произведения.
3. Необходимо заинтересовать слушателей.
4. Развивать критическое мышление посредством вдумчивого и выразительного чтения вслух.
Целью данной стратегии является формирование лингвистических знаний посредством осознанного вдумчивого чтения вслух.
Целевая группа: педагоги и ученики 6 класса.
Задачи мастер-класса:
-показать эффективность стратегии чтения с остановками при объяснении материала лингвистического характера;
-развитие у учащихся интереса к осознанному и вдумчивому чтению.
Этапы мастер-класса:
- Ориентировочно - мотивационный – ориентирование на цель урока с помощью приема ассоциации.
- Актуализация субъектного опыта участников – организация процесса обучения на основе осознанного восприятия изучаемого материала; формирование ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта участников.
- Целеполагание – определение основной цели занятия.
- Освоение новых знаний - чтение лингвистической сказки про приставки ПРЕ и ПРИ, используя стратегию чтения с остановками.
- Применение на практике полученных знаний - письменное упражнение творческого характера с целью повышения качества овладения новым лингвистическим материалом.
- Рефлексивный этап - анализ своих чувств, переживаний, действий.
Ход мастер-класса
Этапы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность мастера | Деятельность участников |
1.Ориентировочно-мотивационный этап. | Ориентирование на цель урока с помощью приема ассоциации. | СКАЗКА. -Какие ассоциации возникают у вас при этом слове? | Ответы участников (волшебство, герои, добро и зло и др.). |
2.Актуализация субъектного опыта участников. | Организация процесса обучения на основе осознанного восприятия изучаемого материала; формирование ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта участников. | -В какой цвет мы можем окрасить слово «СКАЗКА»? -желтый – радостная сказка; -оранжевый – дружелюбная, гостеприимная; -зеленый – приносящая удовольствие; -красный – настороженность. -Как вы думаете, возможно ли с помощью сказки объяснить правило русского языка «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ»? | Ответы участников – желтый, красный, зеленый, оранжевый. |
3.Целеполагание | Определение основной цели занятия. | -Какова наша цель занятия? | Ответы участников: Узнать, в каких случаях пишется ПРИ, а в каких – ПРЕ. |
4.Освоение новых знаний. | Чтение лингвистической сказки про приставки ПРЕ и ПРИ, используя стратегию чтения с остановками. | Жили-были в волшебной стране Грамматике две сестрички – приставки ПРЕ и ПРИ. Старшая ПРЕ была прекрасна лицом и душой, умная – преумная, добрая-предобрая, а младшая сестра ПРИ была настоящей рукодельницей: могла легко пуговицу пришить, обед приготовить, обои приклеить, всегда была готова прийти на помощь. -Какие были сестры? Дружные? Трудолюбивые? Но однажды заспорили сестренки между собой, кто из них самая красивая, милая и трудолюбивая. «Я самая-самая, - утверждала сестра ПРИ. – Я люблю конкретность, и поэтому кое-кому придется прикусить свой язычок». «А я самая мягкая и добрая, - отвечала ПРЕ, - но если захочу, то могу тотчас прекратить эти разговоры». После этого спора сестры перестали разговаривать друг с другом, и настали в стране Грамматике пасмурные дни. -Как вы думаете, что будет дальше? Как будут дальше развиваться события? Как помирить сестер? Обратились тогда жители страны Грамматики самостоятельные части речи к королеве Правописание с просьбой помирить сестер. Мудрая правительница рассудила так: «Чтобы не было поводов для ссор, пусть приставка ПРИ придает словам следующие значения: (вместе с учениками составляем дерево предсказаний): - присоединить, приставить – присоединения; -приблизить, пригибать – приближения; - пришкольный, прибрежный - пространственная близость; -придумать, пришить – доведение действия до конца; - приоткрыть, присесть – совершение действия не в полном объеме. А приставка ПРЕ пусть придает словам следующие значения: - пребольшой, преумный, предобрый – высокая степень качества, можно заменить «очень», «весьма»; -преувеличить, преумножить – высокая степень действия; -преступать, превращать – близко к значению приставки ПЕРЕ». -Как вы думаете, каков финал текста? Чем закончится сказка? Помирились сестры? Когда сестры узнали, что нет поводов для ссор, тогда они помирились и стали жить-поживать да добра наживать в волшебной стране Грамматике. Вопросы: -Как можно назвать эту сказку? -Почему этот текст мы можем назвать сказкой? Какие приметы вы увидели? -Какое правило по русскому языку отражено в этой сказке? | Участники внимательно слушают сказку и отвечают на вопросы. Сестры ПРИ и ПРЕ были добрыми, умными и трудолюбивыми. Жаль, что сестры поссорились, но думаем, что их кто-то помирит и объяснит, что не нужно ругаться по пустякам. Составляют «Дерево предсказаний» Финал сказки – добрый, все помирятся и будут счастливы. «Две сестры», «Приставки ПРЕ и ПРИ» и др. Зачин сказочный («Жили – были»), концовка как в сказке («Стали жить-поживать да добра наживать»), волшебные приставки, волшебная страна. В сказке отражено правило «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». |
5.Применение на практике полученных знаний. | Письменное упражнение творческого характера с целью повышения качества овладения новым лингвистическим материалом. | Домашнее задание: попробуйте сочинить небольшую миниатюру, используя лингвистические знания на тему: «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». | -Каков объем миниатюры? |
6.Рефлексивный этап. | Анализ своих чувств, переживаний, действий. | Ответьте на вопросы: 1.Общение на уроке было интересным, познавательным, игровым, скучным, веселым… 2. После урока мне захотелось… | Ответы участников |
Прогнозируемый результат
Предметные результаты:
Развитие устной и письменной речи; создание устных монологических высказываний; формирование лингвистических знаний, развитие интереса к осознанному и вдумчивому чтению.
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к процессу обучения, способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование уважительного отношения к участникам мастер-класса.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели обучения; развивать интересы познавательной деятельности; умение вести дискуссию на основе учебного сотрудничества.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Список использованных источников:
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
- Львова С.И. Русской речи чудеса. – М.: ИНОС, 2002.
- Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. – Новосибирск: Наука, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"
Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....
Презентация к мастер-классу по изготовлению русской традиционной куклы "Благополучница"
Презентация сопровождает проведение мероприятия по русской традиционной кукле "Благополучница" и служит наглядным пособием по ее изготовлению....
Мастер-класс Интегрированное преподавание русского и английского языка
Знакомство с технологией разработки и проведения интегрированных уроков на примере конкретного урока, в рамках обобщения и распространения педагогического опыта...
Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»
Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...
Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»
Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца. ...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...