Урок русского языка в 5 классе по теме "Доказательства в рассуждении"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Ганеева Елена Николаевна

Урок развития речи знакомит учащихся с композицией текста-рассуждения. На уроке учащиеся учатся строить текст- рассуждения, включая в него специальные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassuzhdenie.docx27.64 КБ
Файл Приложения к уроку13.18 КБ
Файл rassuzhdenie.pptx487.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 5 В класс

Тема

Доказательства в рассуждении

Тип урока

Урок развития речи

Цель урока

Познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова.

Планируемый результат

 Предметные: знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Рассуждение, доказательства, тезис, вывод.   Факт

Ресурсы:

Учебник, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в мини- группах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный этап

Знаете ли вы , какое слово на свете самое беспокойное, самое любознательное? Оно, как сказал сказочник Джанни Родари, «гуляет по всему свету, оно забирается во всё, что мы только с вами видим, слышим, трогаем. Оно заставляет людей, не только маленьких, но и взрослых, задавать массу полезных и нужных вопросов». Догадались, что это за слово?

- Конечно, это слово «ПОЧЕМУ»? 

В своих странствиях «почему» встретило другое слово «потому» и стали они вести удивительные   бесконечные разговоры. На вопросы ПОЧЕМУ отвечало ПОТОМУ. Скажите, а какой тип текста поможет нам в этом?

РАССУЖДЕНИЕ.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в картах урока

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний  (задания на повторение)

1. По заданной структуре определите тип текста:

А. Общее впечатление от предмета.

Детали предмета.

Б. Завязка.

Развитие событий.

Кульминация.

Развязка.

В. Тезис.

Доказательства.

Вывод.

-Сегодня нас интересует тип речи -  рассуждение и самый значимый этап в нем. Какой? ( Где будем использовать слово ПОТОМУ?) – Доказательства

- Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь… 

Слушают учителя, отвечают на вопросы в картах

Тема урока:

Цель урока:

- я научусь строить текст рассуждения

-я познакомлюсь….

-я узнаю….

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

- В каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? Приведите примеры.

- Какова основная задача этого текста?

-Рассуждение – это….. суждения, умозаключения, выводы.

-     Рассуждение – тип речи, представляющий собой разъяснение, подтверждение или доказательство какой-либо мысли.

Основные композиционные особенности рассуждения:

  1. тезис (главная мысль или проблемный вопрос);
  2. доказательство (аргументы, факты, доказывающие тезис);
  3. вывод

Приводят примеры, анализируют текст, отвечают на вопросы.

Записывают

Рассуждение – суждение, выводы, умозаключения

Композиция рассуждения:

1) тезис

2) доказательства (аргументы, факты)

3) вывод

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

Построение проекта выхода из затруднения

Учебная задача

Работа с текстом Т.Мальцева

Прочитайте текст. Дополните композицию текста-рассуждения:

  1. Тезис…  (Молодому человеку следует преодолеть четыре «надо»).
  2. Аргумент №1 …  (Надо знать).
  3. Аргумент №2 … (Надо уметь).
  4. Аргумент №3 … (Надо желать).
  5. Аргумент №4 … (Надо действовать).
  6. Вывод …  (…………).

А какие слова помогают нам составить текст рассуждения?

 

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Находят (устно) композиционные части рассуждения

Слова-помощники записывают

I.ТЕЗИС.

   Докажем это.

   Это можно доказать так (следующим образом).

   Почему?

   И вот почему.

   Это объясняется следующим.

II.ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

1.Во-первых,…   Например,…

2.Во-вторых,…   К примеру,…

3.В-третьих,…    Допустим,…

III. ВЫВОД. Итак, …

      Обобщим всё сказанное.

      Таким образом, …

      Следовательно, …

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Динамическая пауза

Нужно собрать текст рассуждения

Работа с доказательствами

«Открытие нового знания»

Ребята, к нам на урок сегодня заглянул литературный герой – Незнайка. Он очень любил что-то доказывать. Давайте послушаем диалог с его друзьями.

Следовательно, почему доказательства Незнайки не убедительны?

Т.к. они неправильны, не подкреплены научными сведениями

Подбор доказательств – нелегкая работа, и прежде всего, нужно знать, что может быть доказательством. Это - факт, самое серьезное, самое бесспорное доказательство.

Доказательством могут быть общепринятые положения. Принципы, нормы, пословицы, народная мудрость, цитаты, цифры, оценочные слова автора, различные заключения как вывод из двух суждений.

Читают в парах  «по ролям», анализируют

Формулируют тезисы, приводят аргументы.

!!! Записать себе в карты

Доказательства – убедительные, подтвержденные факты, нормы, пословицы,….

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

Итак, Незнайка не владел достаточными знаниями. Сейчас я хочу вам побыть в роли Знаек и составить свои небольшие тексты-рассуждения. А тезисами будут пословицы – мудрость народная.

(Какие вы знаете пословицы о знаниях)

Знание лучше богатства. 

Без терпенья нет ученья. 

Ученому везде дорога.

Кто много читает, тот много знает.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.

Книга - лучший подарок.

Пишут текст-рассуждение, проговаривают друг другу

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Итоги, выводы

Давайте вернемся к цели урока. Удалось ли достигнуть её?

Делают вывод – достигнута ли цель урока

Оценка работы

По критериям оцените свою работу

Анализируют, оценивают по данным критериям

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия

Синквейн

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

Домашнее задание

Придумать свой тезис и 2 доказательства к нему с выводом на любую интересующую вас тему



Предварительный просмотр:

Работа с доказательствами Незнайки

1)  В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане.
      - Что это? - закричали все. - Откуда тут дым? 
      - Это не дым, - сказал Знайка. - Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облака. 
      - Ну, это ты сочиняешь, - ответил Незнайка. - Облако - оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман. 
      - А из чего, ты думаешь, сделано облако? - спросил Знайка. - Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное. 
      Но Незнайка этому не поверил и сказал: 
      - Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает, чтобы показать, будто много знает, а на самом деле он ничего не знает. Так я ему и поверил, что облако - это туман! Облако - это кисель. Будто я киселя не ел, что ли! 

2) -- Смотрите, братцы, кто-то бежит за нами! - закричал Пончик. - Смотрите, через реку перескочило! - закричал Растеряйка. - Что же это может быть? - спросил Торопыжка.              Воздушный шар полетел над лесом. Пятнышко двигалось по верхушкам деревьев.

- Знаю! - закричал вдруг Незнайка. – Я понял! Это наш Булька. Мы забыли взять Бульку, вот он теперь и бежит за нами. 

      Знайка спрятал компас и поглядел вниз. 
      -- Да это ведь наша тень! -- засмеялся он. 
      -- Как -- наша тень? -- удивился Незнайка. 
      -- Очень просто. Это тень от воздушного шара. Мы летим по воздуху, а тень по земле бежит. 

Работа с доказательствами Незнайки

1)  В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане.
      - Что это? - закричали все. - Откуда тут дым? 
      - Это не дым, - сказал Знайка. - Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облака. 
      - Ну, это ты сочиняешь, - ответил Незнайка. - Облако - оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман. 
      - А из чего, ты думаешь, сделано облако? - спросил Знайка. - Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное. 
      Но Незнайка этому не поверил и сказал: 
      - Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает, чтобы показать, будто много знает, а на самом деле он ничего не знает. Так я ему и поверил, что облако - это туман! Облако - это кисель. Будто я киселя не ел, что ли! 

2) -- Смотрите, братцы, кто-то бежит за нами! - закричал Пончик. - Смотрите, через реку перескочило! - закричал Растеряйка. - Что же это может быть? - спросил Торопыжка.              Воздушный шар полетел над лесом. Пятнышко двигалось по верхушкам деревьев.

- Знаю! - закричал вдруг Незнайка. – Я понял! Это наш Булька. Мы забыли взять Бульку, вот он теперь и бежит за нами. 

      Знайка спрятал компас и поглядел вниз. 
      -- Да это ведь наша тень! -- засмеялся он. 
      -- Как -- наша тень? -- удивился Незнайка. 
      -- Очень просто. Это тень от воздушного шара. Мы летим по воздуху, а тень по земле бежит. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

Почему?

Слайд 3

Рассуждение А . Общее впечатление от предмета. Детали предмета. ? Б. Завязка. Развитие событий. Кульминация. Развязка. ? В. Тезис. Доказательства. Вывод. ? Вспомним: Описание Повествование Рассуждение

Слайд 4

Рассуждение Тезис Доказательства Вывод Композиция: Суждения Умозаключения Выводы Главная мысль, утверждение, которое нужно доказать

Слайд 5

Тема урока: Доказательства в рассуждении Сегодня на уроке я узнаю… я буду учиться… я попробую…

Слайд 6

Работа с текстом Нет силы более могучей, чем знание! Почему? И вот почему. Во-первых, знания нужны, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом - ведь без знаний ты не сможешь быть хорошим специалистом и не будешь полезен обществу. Во-вторых, очень приятно общаться с человеком всесторонне развитым. Интересно вести разговор с людьми, которые много читают. Недаром А. С. Пушкин отметил, что «чтение - лучшее учение». Таким образом, знания украшают человека.

Слайд 7

Речевое оформление рассуждения: 1.Тезис Докажем это. Это можно доказать так… Почему. И вот почему. Это объясняется следующим. 2. Доказательство 1. Во-первых, ….. Например, ….. 2. Во-вторых, ….. К примеру, …. 3. В-третьих, …… Допустим: …… 3. Вывод Итак, ……. Обобщим всё сказанное. Таким образом, …… Следовательно, ……

Слайд 9

Что может быть доказательством? Факты Статистические данные Исторические события Законы природы Жизненный опыт

Слайд 10

Составляем текст-рассуждение: Учёному везде дорога. Без терпения нет учения. Век живи – век учись.

Слайд 11

Синквейн 1 строка- 1 существительное – тема 2 строка- 2 слова прилагательных – основная мысль 3 строка- 3 слова глаголы – описывают действия в рамках темы 4 строка – фраза – 4 слова- отношение к теме 5 строка – 1 слово-резюме или словосочетание , суть темы

Слайд 12

Домашнее задание: Составь текст-рассуждение, используя в качестве тезиса пословицу «Кто много читает, тот много знает». Не забудь подобрать 2 примера-доказательства и записать вывод!

Слайд 13

Выполнила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"

Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...