Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Баева Виолетта Анатольевна

Технологическая карта поовторительно-обобщающего  урока  по теме "Имя числительное". Форма проведения урока - урок-игра. Учащиеся делятся на команды и работают в группах. Урок содержит интересный материал как для учителя, так и для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_imya_chislitelnoe.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме «Имя числительное».

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма проведения: урок-игра.

Цель: систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи.

Задачи:

  1. обучающие:

  •  систематизировать и обобщить  знания о числительном; научить отличать числительные от других частей речи с числовым значением;
  • закрепить знание  основных признаков имени числительного как части речи

2.  развивающие:

  • развивать речь, логическое и абстрактное мышление, кругозор учащихся;
  • развивать умение аргументировать и доказывать свою точку зрения;

3. воспитательные:

  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку;

4 мотивационные:

  • формировать у детей интерес к изучению русского языка;

Материально-техническое обеспечение урока:

  • - компьютер
  • - мультимедийный проектор
  • - экран,
  • - раздаточный материал
  • - учебник
  • - доска

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока

3. Целеполагание.

4. Обсуждение в группах названия и девиза команды.

5. Игра «третий лишний».

6. Игра «Из истории чисел».

7. Игра «В мире литературы»

8. Игра «Кто больше».

9. Игра «Говори правильно»

10. Игра «Лови ошибку».

11. Подведение итогов. Рефлексия.

СЛАЙД 1.

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок-игра.

Прочитайте стихотворение-загадку:

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

СЛАЙД 2.

О чем идет речь в стихотворении?

Сформулируйте тему нашего урока.

СЛАЙД 3.

Ребята, какая цель стоит перед вами? Какие задачи?

Для того чтобы начать игру, придумайте название своей команде, девиз. Но обязательное условие: в названии должно быть число, а девиз - фразеологизм или пословица, в котором есть имя числительное

СЛАЙДЫ 4, 5

Найдите среди слов «лишние» и выпишите их.

  1. Один, одиночка, одиночество
  2. Двойной, двое, двойственный
  3. Трёхмерный, трехэтажный, третий
  4. Пятак, одна пятая, пятерка.

Какие слова вы выписали? Среди этих слов найдите также лишнее. Учитель подводит итоги.

СЛАЙДЫ 6,7.

Название этого числительного произошло от русского слова, имеющего значение «растопыренный кулак». Назовите это числительное.

СЛАЙДЫ 8,9.

Греки называли это слово Хаосом и Бездной. А с латинского это числительное переводится «никакой». Назовите это числительное. Вспомните известные вам фразеологизмы с ним.

СЛАЙДЫ 10, 11.

Слово это появилось в Италии в 1502 году. Придумал его итальянский купец и путешественник Марко Поло. Произошло оно от итальянского «милле», что означает тысяча и оне, соответствующего русскому суффиксу –ищ-. Угадайте, о чем идет речь. Какой частью речи является слово «миллион»? Докажите.

СЛАЙДЫ 12, 13

Числительные до 90, обозначающие круглые десятки, образованы путем слияния числительного со словом десят/ дцать. Какое числительное выпадает из этого ряда. Как оно должно было выглядеть по аналогии с другими числительными?

Вспомните как можно больше литературных произведений, в названии которых есть имена числительные.

СЛАЙД 14.

Вспомните басню И.А. Крылова «Квартет».  Как будет называться басня, если музыкантов будет 2, 3, 5, 6, 7?

СЛАЙД 15.

Прочитайте стихотворение.

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей.

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он.

За семью живет замками.

И зовут его Семен.

Выпишите фразеологизмы, в состав которых входят имена числительные.

СЛАЙД 16.

Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко «Кочерга».

Шагая по комнате, директор диктовал:

    «Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче...»

    Но тут директор осёкся. Он перестал диктовать и, почесав затылок, сказал машинистке:

    — Что за чёрт. Не помню, как пишется — пять коче... Три кочерги — ясно. Четыре кочерги — понятно. А пять? Пять — чего? Пять кочерги...

Прочитайте текст и исправьте в нем ошибки. Учитель раздает командам текст.

ДевяностАлетняя женщина приехала на шестидесятЕпятилетие своей дочери. Кроме неё, на юбилей прибыли ДВОЕ братьев, ТРОЕ сестер, ПЯТЕРО внуков и ШЕСТЕРО внучек. Миллион тёплых слов было сказано в этот необычный день. ШЕСТИДЕСЯТИ ПЯТЬЮ розами всех оттенков любовалась именинница. Особенно радовалась дочь приезду престарелой матери. И мать, и дочь - ОБА были счастливы.

Подводит итоги.

Приветствуют, учителя. Читают стихотворение-загадку.

Формулируют тему урока.

Формулируют цель  и задачи.

Обсуждают в группах название команды, девиз.

Выписывают слова (имена числительные)Вспоминают разряды имен числительных. Указывают, что среди выписанных слов есть порядковое имя числительное. Команды обмениваются работами и проверяют друг друга.

Обсуждают в командах задания. Устно отвечают на поставленные вопросы.

Обсуждают в командах литературные произведения, в названии которых есть имена числительные.

Указывают, что если музыкантов 2,3,5,6,7, то название басни соответственно – дуэт, трио, квинтет, секстет, септет.

Выписывают фразеологизмы

Указывают их значение.

Читают отрывок из рассказа, обсуждают в группах ответ на вопрос.

Читают текст, обсуждают, исправляют ошибки.

Подводят итоги. Оценивают свою работу на уроке.

Владение навыками выразительного, осознанного чтения

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока.

 Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Формулировать цель и задачи.

Умение высказывать свои мысли в устной форме.

 Искать пути решения проблемы.

Умение высказывать свои мысли в устной форме.

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Умение высказывать свои мысли в устной форме.

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Умение высказывать свои мысли в устной форме.

Владение навыками выразительного, осознанного чтения

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Владение навыками выразительного, осознанного чтения

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Владение навыками выразительного, осознанного чтения

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...