Урок развития речи "Еле слышная музыка снега"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Пономарева  Ирина Степановна

Развитие творческих способностей у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ele_slyshnaya_muzyka_snega.docx24.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по развитию речи в 5-м классе: «Устное словесное рисование"

Тема: «Еле слышная музыка снега»

Цели. Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме.

Оборудование. Грамзаписи П.И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; проигрыватель; толковый словарь Г. Леоновича, Ожегова; слайды с репродукциями картин Б. Кустодиева «Масленица», Ф. Васильева «Оттепель», Н. Рериха «Канченджэнга», А. Пластова «Первый снег».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа: Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь».

Слайды презентации  

Здравствуйте!!!

-Я хочу задать вам вопрос: Какое время года считается волшебным, удивительным, сказочным? (Зима)

- Конечно, зима. Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых платках, которые им ласково подарила чудесница-зима.

О ней можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка – все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов.

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке.

- Какое же слово главное, с чего начинается зима?

Слайд №1

Дети. Снег.

III. Сообщение темы урока

У. Да, это все о нем, о снеге. Именно ему будет посвящен наш урок. Мы будем описывать снег и даже попробуем услышать звуки, которые он издает. Возможно, он нам о чем-то расскажет.

IV. Работа по теме урока

1.  Хотите узнать историю этого слова?
Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья на с. 133 Толкового словаря Е. Леоновича.)
Всего у слова снег 42 однокоренных слова.
В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служит
символом всего мягкого, пушистого, нежного.

2. Работа с текстом

Послушайте текст  “Снеговик”. (Х.К.Андерсен).

“…А что за красота была, когда взошло солнышко!

Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом не видно из – за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!.. Вот было великолепие! Встало солнышко… Ах, как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазною пылью. А на снегу переливались крупные бриллианты!

3. Вопросы

- Какое настроение у вас вызывает этот текст?

- Какой снег в тексте автора?

- С чем он его сравнивает?

- С чем еще можно сравнить снег? (Пушистый ковер, пуховый платок, белое одеяло, ковер зимы).

Итак: яркий, разноцветный, сверкающий на солнце снег морозного утра будет призывать к веселью и радости.

4.  Снега, снега, белы снега,
    Снега во всю Россию.

Давайте понаблюдаем.

– Какой снег утром, вечером, днем? Сегодня с утра какой снег (белый, блестящий, голубой, серый)? Раз снег бывает разного цвета, давайте разберемся, от чего этот цвет зависит? (От цвета неба, от состояния самой природы)

Какой снег на ощупь (холодный, мягкий, колючий, хрустящий, пушистый, рыхлый)?

А еще какие прилагательные можно подобрать к слову снег (тихий, робкий, новый, первый, молодой, грязный, глубокий)?

Давайте подберем слова, обозначающие действия снега. Снег – что делает? (Падает, идет, опускается, порхает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

Вывод:

Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день – скрипучий,
Холодный и колючий.

Первый снег бывает легкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.

5. Посмотрим на него глазами художников.

Слайд №2

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Б. М. Кустодиева «Масленица».

У. Каким мы видим снег на картине Кустодиева?

Д. Снег – белый символ чистоты и доброты. То бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. Это картина-сказка, картина-мечта, картина-пожелание, оптимистично внушающая ко всему хорошему.

Слайд №3

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Ф. Васильева «Оттепель».

У. А на картине Федора Васильева «Оттепель» снег долго лежал и начал таять. Какого он цвета?

Д. Коричневого, серого, желтовато-коричневого под темно-серым небом.

У. Какое настроение он вызывает? Почему?

Где летом бывает снег?

Д. На Севере, на Южном полюсе, в горах, в Саянах.

У. Посмотрите, как художник Николай Рерих изобразил высокую снежную вершину.

Слайд №4

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Н. Рериха «Канченджэнга».

Д. Красный, розовый, оранжевый.

У. А почему?

Д. Он на солнце.

У. А какой снег в тени?

Д. В тени он темно-синий.

У. А теперь подумайте, как можно назвать эту картину?

Слайд №5

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Пластова «Первый снег».

Выслушиваются ответы детей.

– А какой здесь снег?

Дети отвечают.

– Да, свежий снег, а особенно первый, всегда чистый и ярко-белый.

Слайд №6

Он кружится, легкий, новый,
первый снег.
Он имеет вкус и запах,
первый снег.

6. Словарная работа

Слайд №7

Подберите синонимы к словам белый, голубой, серый, синий.

светло- 
темно- 
ярко-
нежно-

молочный
жемчужный
опаловый

небесный
лазурный
бирюзовый

пепельный
серебристый

зеленый
синий

фиолетовый
лиловый
сиреневый
розовый
багровый

белый

 

голубой

 

серый

 

сапфировый

 

 

 

 

-оват-

Какие слова непонятны? Посмотрите их значение в толковых словарях (совершенствование навыков работы со словарем).

7. Скажите, как вы думаете,  звучит ли снег?

Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.

– Какая она – «еле слышная музыка снега?» Давайте подберем звуки к снегу.

Д. Легкий, спокойный, высокий, прозрачный...

У. Тембр? 

Д. (Мороз – звонкий)

У. А музыкальный характер – это танец, песня или марш?

Д. Танец.

У. А какой танец?

Д. Вальс.

У. Что вы знаете о вальсе?

Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определенным ритмом. Происходит от слова «кружить».

Ребята, знаете ли вы, что снег может быть героем музыкального произведения. Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим путешествие в зимний лес вместе с героями сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» и послушаем «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского.

Итак, представьте себе, что вы попадаете в ночной спящий лес…

Звучит музыка Чайковского

-Прекрасная музыка, не правда ли?

-Какое настроение она у вас создала ?

Слайд №8

События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг.

- Что происходит в лесу?

- Как падает снег?

- Опишите снежинки, какие они? Какие движения совершают в морозном воздухе? (в музыке слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра).

- С каким настроением кружатся снежинки?

- Опишите их танец.

8. Устное словесное рисование на основе впечатлений от прослушанной музыки.

9. Обобщающее слово учителя (на фоне музыки вальса):

Густой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь. На небе, словно огромный глаз великана, светит желтая луна. Поэтому в сказочном лесу светло, видны таинственные очертания деревьев. На их пушистых ветках, на самой поляне – кругом лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища маленьких гномов, снег. Так и хочется потрогать его руками! Вокруг тишина. Чуть потрескивает под ногами героев сказки снежок. Но вот нежно зазвенели замерзшие березовые веточки. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал с деревьев и закружил одну, другую, третью снежинки. В одно мгновение началась настоящая метель. Она завертела снежинки в озорном хороводе. И вот уже не видно леса. Есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья. Однако и снежинки, и ветер скоро устали. Снежные хлопья снега опустились на ветки елей и берез, на поляну. Все замерло. Кончился беспечный и радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно.

Учитель:

Выслушиваются ответы детей.

10. – Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное. Послушайте, какие поэтические строки создал Сергей Островой о снеге.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Зимнее»:

А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал...
На свете нет тоски такой,
Которой
снег бы не излечивал.

Живет он в белом шалаше,
Колдует там необычайно.
Ах, этот снег... В его душе
Всегда какая-нибудь тайна.

То станет жестким, будто лед,
То все заткет суровой пряжей,
А то вдруг
крыльями взмахнет,
И – вот он –
легкий да лебяжий.

Летит... летит... Лови его.
Губами. Горстью. Без оглядки.
Гляди на это волшебство –
Как он с землей
играет в прятки.

Как затаится вдруг. Немой.
Как
петь начнет. А то засвищет.
Ни по кривой, ни по прямой
Никто и следа не отыщет.

И снова добрый. И простой.
И
просветленный весь. И новый.
Омою душу чистотой
И прямотой его суровой.

Он весь, как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег... Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.

Слайд №9

11. – Какие эпитеты, олицетворения использовал поэт при описании снега?

Дети отвечают.

Слайд №10

- Работа в группах

1 группа: составить кластер со словом снег

2 группа: сочинить синквейн со словом снег

3 группа:  Составить ассоциативный ряд со словом снег

12. Вывод:

Ребята, о чем мы говорили на уроке? Сделайте свои выводы.

Урок окончен. Спасибо за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А снег идет...(урок развития речи 5 класс)

На примерах художественных текстов ребята учатся писать сочинения с использованием изобразительно-выразительных средств языка...

открытый урок в 3 классе. "Здравствуй снег, мороз и лыжи".

Урок проходит на улице. Программа " Гармония" Есть презентация....

План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"

   Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...

Презентация к уроку развития речи "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе "Сочинение-описание с элементами рассуждения "Какого цвета снег? " (по картинам русских художников)...

Интегрированный урок развития речи и музыки

Цели и задачи бинарного урока:подготовить учащихся к написанию сжатого изложения по фрагменту из лекции Кабалевского;расширить представления учащихся о личности Л.Бетховена и познакомить их с фрагмент...