Заключает в себе имени и глагола силу
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Урок русского языка "Повторение по теме "Причастие" в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklyuchaet_v_sebe_imeni_i_glagola_silu.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

"Заключает в себе имени и глагола силу"

(повторение по теме "Причастие” 7 класс)

Цель: Систематизировать знания о причастищформировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот; воспитывать чувство любви к Родине.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

"Заключает в себе имени и глагола силу"...(1 слайд)

  • О какой части речи эти слова?
  • Как вы понимаете смысл этих слов?

-Дайте определение причастия. Назовите признаки глагола и имени прилагательного в причастии.

Итак, сегодня на уроке мы повторим всё изученное о причастии. Вы покажете своё умение находить причастия, определять их грамматические признаки, определять орфограммы, правильно употреблять причастия в речи.

  1. Работа по теме.

А сейчас спустимся вниз по хронологической лестнице времени.1812 год. Что вы знаете об этой дате?

Работа с текстом о войне 1812года. (2 слайд)

-Чтение текста, работа с собственными именами.

  1. абзац: названия населённых пунктов
  2. абзац: Давыдов- адъютант Багратиона, поэт, предложил Багратиону идею

партизанского отряда; Багратион- командующий армией; Ермолов- участник всех сражений и боёв Отечественной войны 1812 г., начальник штаба

Кутузова; Барклай- герой Отечественной войны 1812г., командовал русской армией на начальном этапе войны; Беннигсен- начальник главного штаба армии; Кутузов Михаил Илларионович- великий русский полководец, командующий русскими войсками в Отечественной войне 1812г.

  • Есть ли причастия в тексте? В каких предложениях они встречаются?

Задание: расставьте недостающие знаки препинания, объясните (в напечатанном тексте)

-Выпишите причастия с определяемым словом, укажите действительное или страдательное, настоящего или прошедшего времени.

Батальон отличившийся- дейст., прош. вр.

Кутузов пожалованный- страдат., прош. вр.

с неописуемым восторгом-страд., прош. вр.

Денис увидевший- дейст., прош. вр.

полководца прославленного- страд., прош. вр.

Беннигсена назначенного- страд., прош. вр.

Багратиона ехавшего- дейст., прош. йр.

  • Какое слово является синонимом к слову "неописуемый"? (3 слайд)

а)        неодолимый

б)        безмерный

в)        интенсивный

г)        ощутимый

  • Может ли слово "неописуемый" употребляться без не? Почему?
  • Назовите условия слитного и раздельного написания не с причастиями.

Задание: объясните написание не с причастиями (устно 4 слайд)

Трава (не)скошена; ещё (не)окрепший после болезни; (не)заплетённая, а распущенная коса; (не)замеч...нная ошибка; (не)решённая, а только начатая задача; (не)скош...нные луга; (не)засе...нные вовремя поля; (не)законч...нная работа.

-В некоторых словах словосочетаний пропущены гласные перед н.

-От чего зависит написание гласных перед н?

Задание: записать словосочетания, вставить гласную, в скобках указать слово, от которого зависит написание.( 5 слайд ; 6 слайд)

Пострел...нный зверь (подстрелить)

Расстрел...нный враг (расстрелять)

Выкач...нное колесо (выкатить)

Выкач...нный воздух (выкачать)

Подслуш...нные разговоры (подслушать)

Зате...нный спор (затеять)

-В теме "Причастие" много орфограмм. Одной из них является написание букв и в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Задание: определить количество и в словах (буквенный диктант) (7слайд)

  1. Варе...ая морковь; решё...ая задача; кваше...ая капуста
  2. Пута...ый ответ; броше...ая лодка, краше...ые стены
  3. Собра...ый урожай, прочита...ая книга; скоше...ые травы
  4. Некоше...ый луг; оборудова...ый кабинет; вещь спрята...а
  5. Вяза...ые варежки; слома...ый бурей; жёва...ый лист.

Проверь себя! (8 слайд)

  1. н нн н
  2. н нн н
  3. нн нн нн
  4. н нн н
  5. н нн н

-Какую роль играют причастия в речи?(средство выразительности)

  • Можно ли ошибиться в употреблении причастий?

Задание: найти и исправить ошибки (работа в парах) (9 слайд)

  1. Приведённые факты в книге свидетельствуют об успехах наших учёных.
  2. Этот журнал я взял у подруги моей сестры, недавно уехавшей в отпуск.
  3. Доклад, обсуждавший сегодня, будет напечатан.
  4. Мы встретили много народу , гуляемого и отдыхающего в парке.
  5. К сильному шуму, будившим нас, мы потом привыкли.

3. Вывод.

  • Грамматические признаки какой части речи повторили? (10 слайд)

М.В. Ломоносов в "Российской грамматике" писал: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Я помогаю воспитывать в детях музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы.

Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в с...

В чем заключается таинство и сила слова?

        Сочинение-размышление на заданную тему....

Конспект занятия по психологии для старшеклассников "В чем моя сила? Я верю в себя!"

Занятие направлено на формирование позитивного мышления, уверенности в себе, снятие тревожности. Рекомендованно классным руководителям  8-11 классов....

"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....

Методическая разработка спортивно-патриотической игры посвященной Дню Защитника Отечества ГАПОУ МОК имени В. Талалихина, среди обучающихся по теме «В единстве наша сила»

Актуальностью данной методической разработки выступает возможность воспитывать высокую физическую активность, развивать чувство патриотизма у обучающихся посредством проведения спортивно-патриот...