Речь должна отвечать законам логики. (написание сочинения-рассуждения. 15.3)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Бронникова Ирина Анатольевна

 Урок с презентацией  является дополнением к моему мастер-классу по написанию сочинения-рассуждения 15.3.Здесь представлена методика работы над составлением аргумента из прочитанного текста с использованием задания 2 и 15.2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_prezentatsiey_15.3.rar613.87 КБ

Предварительный просмотр:

Речь должна отвечать законам логики. Аристотель

                                                                                                                                                                           (написание сочинения-рассуждения. 15.3)

Ход урока.

I. Организационный момент.

1 Приветствие учащихся. Постановка цели урока.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам успехов! Пусть этот день принесет вам радость общения.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошего дня и хорошей работы.

2.Перед вами  слова  Аристотеля  СЛАЙД  

как вы думаете, о какой речи говорится в них? Письменной или устной?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу по развитию письменной речи, а именно  будем готовиться к написанию  сочинения-рассуждения 15.3.  Определённый опыт у вас уже имеется, а сегодня мы  продолжим работу.

3.Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Конфуция СЛАЙД  

Какие слова в этом высказывании, по вашему мнению, являются важными?

(конечно, только на практике можно научиться всему)

Начнём работу.

II. Повторение схемы сочинения-рассуждения

1Мы  уже знаем, как  выглядит задание 15.3        СЛАЙД  

2. Давайте вспомним, какова схема построения сочинения-рассуждения?

Ответы!!!!

СЛАЙД   РАБОЧИЙ ЛИСТ – задание 1

Вот так должно быть построено сочинение-рассуждение, и все его части должны быть взаимосвязаны и выстроены логически.

3.Начнём работу. А начнём её по такому плану: РАБОЧИЙ ЛИСТ  - задание 2

прежде чем будем читать текст, знакомиться  с ним,

Сначала       прочитаем задание 15.3СЛАЙД

4. Но пока ещё перед вами нет текста, а есть задание.

Приступим к работе, читаем это  задание  СЛАЙД

     Сначала……15.3       А)  В чём это задание поможет нам перед чтением  текста? Мы узнаем, о  чём будет  текст. О чёт будет текст? (О ДРУЖБЕ)

Б) Читаем задание 15.2 и находим данную фразу в тексте.

 Как это задание связано с понятием из задания 15.3.?

Возможно, это и будет аргумент из прочитанного текста.

5.А вот  и задание 2                                       СЛАЙД

В) Читаем задание 2, чтобы после прочтения текста найти правильный ответ.

А это как связано с заданием 15.3?

 Возможно, ответ и будет объяснением, комментарием  задания 15.2, подведет к  пониманию смысла высказывания

Предположите, какой ответ, по вашему мнению, будет верным?

После прочтения текста мы найдём правильный ответ и проверим наше предположение.

6.Для анализа мы возьмём текст Евгения Рудакова, давайте прочитаем его.    

Выразительное чтение текста учителем.            СЛАЙД        На парте тексты

7. Вернёмся к заданию 2, в каком  же варианте содержится правильный ответ (4)СЛАЙД

8. Продолжим работу,  и нам предстоит  следующее:                                    СЛАЙД

Читает ученик! 

Итак, сегодня, ребята, мы будем учиться письменно составлять аргумент из прочитанного текста, используя задания 2 и 15.2, этот приём поможет нам при написании сочинения 15,3.Давайте убедимся в этом.

9 Можно  начать сочинение-рассуждение  сразу с аргумента? Сочинение-рассуждение должно быть построено по определенной схеме, выстроено логически. С чего начинается сочинение-рассуждение? 

 ( С ТЕЗИСА)

 Но для начала предлагаю выполнить следующее задание:СЛАЙД

РАБОЧИЙ ЛИСТ  - задание 3

Проверим. Как распределили слова?

                                                                                                   СЛАЙД

У кого не так?  

Чувство - эмоции

Качество - свойства и характеристики

Способность – умение и возможность к определенным действиям

Подскажу, что

          Чувства проявляются, выражаются

Качества проявляются, выражаются…

Способности проявляются…

10.Используя  вот такую логическую операцию определения понятия, дайте определение, толкование слова дружба СЛАЙД

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ                                                                       Проверяем.    

   ДЕТИ  ЧИТАЮТ СВОИ ВАРИАНТЫ

А вот что получилось у меня, посмотрите, можете использовать эти определения    СЛАЙД

Ребята, скажите, вот вы сейчас дали  определение, толкование слова, что это такое? Как можно это назвать по-другому? ТЕЗИС

12..Вернёмся к тексту Е.Рудакова. О чём он? (О ДРУЖБЕ)

Давайте  начнём писать сочинение, СЛАЙД

 РАБОЧИЙ ЛИСТ  вставьте недостающие слова

Посмотрим, что получилось.СЛАЙД

Б.Достаточно ли данного тезиса, чтобы можно перейти к аргументам? (Нет, нужен комментарий к тезису).

Продолжаем логически выстраивать письменную речь.

Вспомним Что такое комментарий к тезису?

СЛАЙД                          

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Задание: прочитайте предложенные комментарии и выберите тот, который, по вашему мнению, даёт пояснение тезиса, связанное с текстом и будет логически связан с аргументами.

Важно помнить,  что говорится в задании 2 и 15.2, мы их будем использовать в качестве аргумента из прочитанного текста и важно, чтобы комментарий был мостиком к этому аргументу.

Какой комментарий подходит к нашему сочинению? Выделите этот комментарий для себя

Посмотрим, что получилось, соединим тезис и комментарийСЛАЙД

Можно переходить к аргументам? (Да)

Но чего, как выдумаете не хватает? (перехода, мостика)

Какой переход предлагаете?

Запишите.

13. Теперь можно переходить к аргументам?

Следующий этап работы над сочинением-рассуждением-это работа над аргументами, и первый – аргумент из прочитанного текста.

 Что называют аргументом?

Аргументы – это примеры, доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Пришло время убедиться в том, что задания 2 и 15.2 можно использовать в качестве аргумента из прочитанного текста.

Как же построить аргумент?

Я составила вот такую  логическую цепочку построения аргумента,  предлагаю её рассмотреть    РАБОЧИЙ ЛИСТ СЛАЙД

Приступим к составлению аргумента из прочитанного текста Новый абзац можно начвть так СЛАЙД

Итак, соединим все 3 части логической цепочки и сформулируем микровывод

Начать можно так…    -------------подвести к заданию 2 ------------- подтвердить мысль предложением из текста 15.2-------------------и  сформулировать микровывод

Даю минуту на обдумывание, и послушаем составленные вами аргументы.

Устные ответы….

А вот  как я составила  аргумент из прочитанного текста  СЛАЙД

РАБОЧИЙ ЛИСТ запишите в рабочий лист получившийся аргумент

Внимание! Как вы думаете, логически завершён аргумент? (микровывод)

Смогли мы доказать, что задания  2и 15.2 можно использовать в качестве аргумента для задания 15.3  в нашем примере - Что такое дружба?

Это мы привели аргумент  из прочитанного текста, но в сочинении должно быть два аргумента и следующий этап работы над сочинением-второй аргумент

Мы знаем, что это должен бытьАРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта+ микровывод.СЛАЙД

 «Мостик в сочинении» Запишите его.В качестве второго доказательства я хочу привести пример из жизненного опыта.

Но сегодня мы не будем приводить второй аргумент.

14. И логическим завершением сочинения- рассуждения является что?

 вывод- итог ко всему сочинению.

Вот так можно закончить сочинение.            СЛАЙД

Рефлексия. Итак, подведем итоги.

- Чем занимались на уроке?

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Где вы сможете применить полученные знания?

Домашнее задание Привести аргумент из собственного жизненного опыта по сочинению о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...

Урок развития речи в 7 классе по притче. Написание сочинения-рассуждения.

Урок по притче, раскрывающей нравственные понятия добра и зла. Как сохранить душу молодой, как защитить её от зла, не очерстветь душой? Такие проблемы  затрагиваются  в притче. Беседа по воп...

Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.

В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" .  Урок - исследование, урок развития речи, урок ...

Урок развития речи на тему"Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему : "Святая материнская любовь"...

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" (подготовка к ОГЭ)

      Разработка урока поможет учителю подготовить учащихся 9 класса к написанию 3 части ОГЭ по русскому языку....

Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...