Кружок "Школьная газета".
учебно-методический материал по русскому языку

Ойдуп-оол Алла Сарыг-ооловна

Программа кружка «Школьная газета» предполагает осуществить общее знакомство учащихся с основами журналистики и умение использовать полученные знания на практике. Она рассчитана на учащихся среднего и старшего звена, которые интересуются профессией журналиста и которые являются членами редколлегий классных коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_zhurnalist.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа  кружка «Школьная газета»

Пояснительная записка

      Программа кружка «Школьная газета» предполагает осуществить общее знакомство учащихся с основами журналистики и умение использовать полученные знания на практике. Она рассчитана на учащихся среднего и старшего звена, которые интересуются профессией журналиста и которые являются членами редколлегий классных коллективов.

      Цель курса – наладить информационную работу в школе. Эта цель обуславливает следующие задачи:

- дать общие понятия о функциях журналистики;

- развивать творческие способности учащихся;

- формировать эстетический вкус и активную гражданскую позицию школьников;

- организовать ежемесячный выпуск газеты «Школьная жизнь»;

- публиковать заметки учащихся в районной газете «Танды-Уула»;

- поддерживать связь с общественностью сельского поселения.

      Программа рассчитана на один час в неделю. Всего 34 часа в год.

                         Содержание программы

    Данная программа в основном предусматривает развитие практических навыков, поэтому теоретических сведений в ней даётся немного. В связи с этим программа предусматривает следующие разделы:

Тема 1.  Введение в журналистику. Понятие журналистики.

            Знакомство с функциями журналистики. Журналистика. СМК – средства массовой коммуникации. СМИ – средства массовой информации.

Учащиеся должны:

- иметь четкое представление о журналистике, ее целях и задачах.

Краткий экскурс в историю журналистики. Способы передачи актуальной, общественно-значимой информации. Знаковая система: индейцы – звуками тамтамов, древние инки – пламенем костров. Каменные скрижали, папирусные свитки, глиняные и натертые воском дощечки, на которых писали острой палочкой (стило), гипсовые доски с сообщениями, бумага. Ораторское искусство – риторика. Демосфен (Греция, 3 в. до н.э.), Цицерон (Рим, 1 в. до н.э.), Александр Невский, Василий Буслаев. Распространители политической информации в Европе – глашатаи, герольды, курьеры и вестники.

Учащиеся должны:

- иметь представление об истории возникновения и развития журналистики

Тема 2.  Жанры и виды  журналистики.

             Знакомство с самыми распространёнными жанрами. Хроника. Информация. Зарисовка. Интервью. Отчет. Путевые заметки. Репортаж. Статья. Обзор. Рецензия.

Учащиеся должны:

- знать разные жанры: хронику, заметки, репортажи, интервью, статьи, обзоры, очерки и т.д.;

- узнавать в публикациях признаки того или иного жанра;

-научиться писать в любом жанре;

- знать, что условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Тема 3.  Содержание и форма журналистских произведений.

              Жизненный материал. Литературная основа. Тема. Идея. Сюжет. Драматургия.

Журналист должен писать о том, в чем он разбирается (в какой области он компетентен).

Учащиеся должны знать:

-что содержание журналистского произведения должно содержать ответы на вопросы:

1. кто? (люди, инициировавшие или вовлеченные в события);

2. что? (подробности, детали события);

3. когда? (о

Тема 3.  Стилевые особенности газетных жанров.

              Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Стиль художественной   

               литературы.

Тема 4.  Изобразительные средства языка.

               Роль тропов в создании заметок. Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

                Научная и деловая лексика.

Тема 5.  Правила оформления газеты.

            Порядок расположения материала. Работа корреспондента, художника, корректора.

Тема 6.  Средства массовой информации.

            Периодическая печать. Радио. Телевидение. Интернет.

Тема 7.  Использование полученных знаний и навыков.

             Практическая работа членов кружка.

 

                  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

 

№ темы

  Содержание программы

Кол-во часов

    1.

Понятие журналистики

         5

     2.

Жанры журналистики

       5

    3.

Стилевые особенности газетных жанров

        4

    4.

Изобразительные средства языка

       5

    5.

Правила оформления газеты

       5

    6.

Средства массовой информации

       5

    7.

Использование полученных знаний и навыков

       11

 

 

      КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                        кружка «Школьная газета»

 

Дата

№ занят

Содержание занятия

Кол. час.

Примечание

 

 

Понятие журналистики

             5

 

 

   1.

Понятие журналистики. Знакомство с планом работы.

   1

 

 

   2.

Функции журналистики.

   1

 

 

   3.

История журналистики.  

   1

 

 

   4.

Подборка информации для газеты

  1

 

 

   5.

Выпуск газеты, посвящённой Дню учителя

   1

 

 

 

Жанры журналистики

             5

 

 

   6.

Знакомство с газетными жанрами.

   1

 

 

   7.

Основные правила взятия интервью.

   1

 

 

   8.

Написание заметок для «Танды-Уула».

   1

 

 

   9.

Понятие о юморе, сатире. Выпуск сатирической газеты

   1

 

 

   10.

Фельетон. Юмореска. Выпуск газеты

   1

 

 

 

Стилевые особенности газетных жанров

             4

 

 

   11.

Стилевые особенности газеты.  Оформление объявления

   1

 

 

   12.

Официально-деловой стиль.

   1

 

 

   13.

Публицистический стиль. Выпуск «Молнии». Подготовка информации для «Танды-Уула»

   1

 

 

   14.

Художественный стиль. Выпуск газеты «Школьная жизнь»

   1

 

 

 

Изобразительные средства языка

              5

 

 

   15.

Роль тропов в создании заметок.

   1

 

 

   16.

Использование эпитетов, метафор.

   1

 

 

   17.

Использование сравнений, олицетворений. Написание заметок для районной газеты.

   1

 

 

   18.

Научная лексика. Заметки об интересных уроках.

   1

 

 

   19.

Деловая лексика. Правила оформления классных уголков.

   1

 

 

 

Правила оформления газеты

              5

 

 

    20.

Порядок расположения материала в газете.

   1

 

 

   21.

Работа фотокорреспондента. Выпуск газеты «Школьная жизнь» в фотографиях.

   1

 

 

   22.

Роль художника – оформителя.

   1

 

 

   23.

Работа корректора. Подготовка информации для газеты «Танды-Уула»

   1

 

 

   24.

Знакомство со словарями – помощниками.

   1

 

 

 

Средства массовой информации

             5

 

 

   25.

Журналистика как система средств массовой информации. Экскурсия на почту. Выпуск «Молнии»

   1

 

 

   26.

Периодическая печать. Итоги экскурсии на почту. Выпуск «Молнии».

   1

 

 

   27.

Телевидение. Анализ телевизионных информационных программ. Выпуск «Молнии». Подготовка материалов для «Сельской нови».

   1

 

 

   28.

Радио. Выпуск «Молнии».

   1

 

 

   29.

Интернет. Повышение интереса к новым информационным технологиям. Работа в кабинете информатики. Выпуск «Молнии»

   1

 

 

 

Использование полученных знаний и навыков

            11

 

 

   30.

Выпуск первоапрельской газеты

   1

 

 

   31.

Рейд по проверке действенности классных уголков

   1

 

 

   32.

Выпуск «Молнии». Подбор и оформление информации для «Сельской нови»

   1

 

 

   33.

Учимся писать стихи.

   1

 

 

   34.

Подбор стихов к Дню Победы. Отправка в «Сельскую новь»

   1

 

 

   35.

Интервью у участников Великой Отечественной войны

   1

 

 

   36.

Выпуск газеты «Они сражались за Родину»

   1

 

 

   37.

Выпуск поздравительной газеты к Последнему звонку.

   1

 

 

   38.

Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников.

   1

 

 

   39.

Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников

   1

 

 

   40.

Анализ работы кружка

   1

 

              СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Паркер П.  Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайна». «Символ – Плюс». Санкт – Петербург, 1998
  2. Чередниченко В.И.  Основы журналистики: курс лекций. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Кр.: КубГУ, 1998
  3. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Краснодар,2004

 

 

Экспертная группа:

  1. Н.П. Шматкова
  1. Т.И.Глебова
  1. Р.А.Слесаренко

 

Рассмотрена  на заседании ШМО педагогов дополнительного образования

протокол № 1 от 31 августа 2007 года

Руководитель ШМО заместитель директора по ВР  Р.А.Слесаренко

 

Утверждена на педагогическом совете школы

протокол № 1 от 31 августа 2007 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои статьи в газету "Горьковский вестник"

Периодически даём информацию в нашу местную газету "Горьковский вестник" о наших делах, о том как мы живём!...

Создание школьной газеты

Как в школе мы создавали свою печатную газету "ПЕРЕМЕНА"...

Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами

Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....

Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"

Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...