Урок русского языка в 9 классе Двоеточие в БСП
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ооржак Арина Кок-ооловна

 Урок "Двоеточие в БСП"  составлен по учебнику К.С.Кудрявцевой. Урок изучения новой темы. Целью урока является усвоение учащимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, развивать умение сопоставлять изученный материал с новым, развивать эмоционально- нравственную сферу ребенка. На уроке использована запись песни на стихи А.Д.Дементьева " Лебединая верность", стихотворение поэта " Я помню: до войны у нас в деревне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка в 9 классе20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

« Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Учитель: Ооржак А.К., учитель русского языка и литературы

1. Методическая база урока. 
(  Программа по русскому языку для 5 – 9классов  К.С.Кудрявцевой , учебник Русский язык. 9 класс, общеобразовательных учреждений с  родным( нерусским) и русским ( неродным) для под редакцией К.С.Кудрявцевой) 
Цели урока: 

-усвоение учащимися особенностей постановки двоеточия в БСП;

-развивать умение сопоставлять изученный материал с новым;

- развивать эмоционально- нравственную   сферу ребенка.
Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах. 
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, экран, мультимедийный проектор. 

Ход урока.

1. Организационный момент ( приветствие учащихся)

Запись песни на стихи А.Д.Дементьева « Лебединая верность»

2.Слово учителя.

     Вам знакома эта песня? Кто исполняет ее? А кто написал стихи к этой песне? К сожалению, так  выходит, что автора слов известной песни не знают. Запомните,  автором слов этой  красивой песни является Андрей Дмитриевич Дементьев. ( на экране - портрет поэта).

     Андрею Дементьеву в этом году исполнилось 85 лет. Он поэт, поэт- песенник, является заместителем председателя Правления Российского фонда мира. При его участии проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык.

    Мы сейчас познакомимся с еще одним  стихотворением поэта.

3. Словарная работа. ( Объясните значение данных слов)

Почитали- уважали, ценили, дорожили, чтили.

Усмешка- смех

Надрать уши- наказать ( оболтать уши)

4. Чтение стихотворения учителем.

Я помню: до войны у нас в деревне
Мы старших почитали… А теперь
Усмешку может вызвать старец древний,
Старуху могут выставить за дверь.

Теперь всё по-другому — кто моложе
Да посильнее — тот авторитет.
Сын на отца уже прикрикнуть может,
Послать подальше, несмотря что сед.

И чья-то мать, когда-то просто мама,
Не знала, что дождётся чёрных дней,
И кулачки, что к сердцу прижимала,
Вдруг силу будут пробовать на ней.

А мы росли совсем в иной морали:
Когда я в детстве что-то натворил, —
Чужие люди уши мне надрали —
И батька их за то благодарил.

5.Работа по содержанию стихотворения.

- О чем вспоминает автор? Как  раньше относились к старшим?

- Что тревожит автора?

- А как вы относитесь к своим родителям?

6.Новая тема.

- Найдите  первое предложение. ( Я помню до войны у нас в деревне мы старших почитали).

- Какое это предложение? Какой вопрос ставится ко второй части предложения? Можете объяснить, в каких случаях ставится двоеточие в БСП?

Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? ( Сформулируйте тему). А чему мы должны научиться на уроке? ( Определите цель урока)

7. Работа по учебнику.

- прочитайте правило и преобразуйте ССП в БСП.

сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Он вспомнил, что на иной земле ему впервые изменило счастье.

Со мною вот что происходит, а именно, ко мне мой старый друг не ходит.

Не оставляйте матерей одних, потому что они от одиночества стареют.

8. Творческая работа.

Придумайте БСП по содержанию стихотворения и заполните таблицу.

предложение

вопрос

Возможный союз, слово

значение

Поясняет, раскрывает содержание первой

Указывает причину того, о чем говорится в первой

Дополняет содержание первой

9. Работа в парах.

 Найти и выписать  бессоюзные сложные предложения, в середине которых ставится двоеточие. Определить значение.

1).Стояли зимние дни хмурые тоскливые рассветает поздно темнеет рано света белого не видать. Будто тянутся сплошные долгие сумерки. И вдруг улыбнулась  погодка.  

         Небо ясное, чистое. Солнышко светит ярко, и снег в его лучах переливается, играет драгоценными камушками. Как изменилась природа!

2.В известной сатире Свифта Гулливера при посещении Академии в Лагадо показали удивительный способ обучения школьникам скармливали специально изготовленные тетради с конспектами! Гулливеру объяснили метод не эффективен. Мальчишки ухитряются выплевывать « препараты».

10. Подведение итогов. Домашнее задание

Выполнить упражнение 193, 194

 

Использованная литература:

1.Греков В.Ф.Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.-М.:просвещение,1988.с 227

2.Сабаткоев Р.Б.Русский язык:Учебник для 9 кл.нац.шк.-СПб.:отд-ние изд-ва «Просвещение», 2001.с134

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...

урок русского языка 9 класс "Двоеточие в бессоюзном предложении"

Материал урока рассчитан на сильную группу учеников. Тест проверочный, диктант, аналитическая работа заставляет учащихся применять знания и отрабатывать навык....