ИКТ на уроках русского языка и литературы
консультация по русскому языку

Ооржак Арина Кок-ооловна

Познакомить с технологией использования кинофрагментов на уроках русского языка и литературы. Использование  кинофрагментов способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков,накоплению фактических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад на НПК28.2 КБ

Предварительный просмотр:

        Цель:  Познакомить с технологией использования кинофрагментов на уроках русского языка и литературы, использование кинофрагментов на уроках  способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. 

        Новизна обоснована эффективностью  использования мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку, литературе и внеурочной деятельности по предмету, 

           «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал Василий  Александрович  Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Сегодня эпоха ставит перед школой серьезные требования. Современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству самостоятельно.

         Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо  сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы и средства обучения. Правильный выбор и сочетание различных форм наглядных средств позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения, поможет сделать урок более ярким, наглядным, запоминающимся.

Основной целью уроков литературы является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитания на  основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования призвано чтение и изучение художественных тестов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

 Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах, и по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако, бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т.д.

В практике преподавания литературы важное место принадлежит взаимодействию литературы с другими видами искусства, в частности кино. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.                   Использование кинофрагментов на уроках русского языка и литературы  способствует повышению познавательного интереса учащихся к личности и творчеству изучаемого писателя, их активности, развивает артистические  способности подростков,    развивает в ученике культуру языка, культуру чтения, а, по сути, культуру человеческой души. Очень хотелось бы, чтобы наши ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее.

Использование кинофрагмента на уроках русского языка и литературы особенно полезно у нас, где нет русского речевого окружения. Наблюдения многих методистов и психологов показывает, что речь одного и того же лица не обеспечивает у учащихся навыка понимания речи любого лица, говорящего на изучаемом языке. Просмотр кинофрагмента на уроках, прослушивание записей произведений, начитанных разными лицами, восполнит этот пробел.

             Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные              моменты урока:

1) В начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;

2) В ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы.

3) В конце занятия – для закрепления полученных знаний.

4) На обобщающих занятиях.

 Но очень важно, чтобы просмотр не заменил собою урок, не стал самоцелью. Поэтому, приступая к изучению темы, обязательно продумывать вопросы: "Что необходимо посмотреть? На каком этапе занятия? Каков объем видеоматериала? Какова цель его использования?». Если учитель не определил этого точно, то все превратится в очередной просмотр телевизора, которого в нашей жизни и так слишком много. Технические средства обучения нужны там, где их использование помогает более глубокому проникновению в текст художественного произведения, где их применение повышает эффективность урока литературы, способствует воспитанию культурного читателя, помогает осуществить единство обучения, воспитания и развития на занятиях по литературе. Все это те потери, к которым приводит подростка бездумное отношение к кино и телевидению. Однако книга и экран могут прекрасно дополнять друг друга. Задача учителя не игнорировать процесс воздействия средств массовой информации на школьников, а сделать этот процесс управляемым, стремиться к тому, чтобы осознанно и эффективно использовать их в учебном процессе. Когда технические средства становятся средствами обучения, когда мы учим школьников смотреть и видеть, слушать и слышать, тогда и вне школы ученик воспринимает кино и телевидение активно, думая, сопоставляя, анализируя. Тогда кинофильм и телепередача превращаются для подростка в искусство, духовно обогащающее человека.

           На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя и  истории создания произведения, фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал - портреты писателей и их современников, фрагменты писем, хроникальные кадры, запечатлевшие писателей, очень удобны.Просматривая и прослушивая  кинофрагмент, ученики должны записать  основные моменты лекции. Иногда освоение непростых вопросов теоретического характера значительно упрощает обращение к эпизоду кинофильма. Например, в 9 классе при изучении жизни и творчества М.В.Ломоносова  фильм режиссера Александра Прошкина « Михайло Ломоносов» 1984 года выпуска  является хорошим наглядным пособием: переносит учащихся в ту эпоху, в которой жил великий ученый.  ( Кинофрагменты  можно скачать  в Интернете.)

В последних изданиях учебников литературы для общеобразовательных учреждений с русским ( неродным) и родным ( нерусским) языком обучения  Е.В.Ефремовой, С.К. Бирюковой мы замечаем, что многие  произведения для изучения даны в сокращении. Так, например, повесть А.С.Пушкина  « Дубровский» в учебнике «Литература для 7 класса  2012 г издания начинается с 6 главы. Отсутствуют первые 5 глав, необходимых для понимания причины ссоры двух помещиков, для  понимания идейного содержания произведения.  Поэтому мы обратились к экранизации романа А.С.Пушкина « Дубровский». (реж. И. Яницкая). Семиклассники замечают в фильме особое положение Троекурова в уезде, почитание, заискивание перед ним соседей и гостей. Интересна была ребятам сцена показа псарни  Троекурова. Особое внимание обратили на раскрытие социальной тематики.

Урок по произведению А.Н.Островского « Свои люди- сочтемся» в 7 классе обогатило использование  кинофрагмента «Свои люди- сочтемся», режиссера А. Зиновьева от 2006 года. Произведение само очень сложное для восприятия семиклассников. Изучение произведения  облегчит просмотр фрагмента фильма, дает понять идейное содержание произведения, определить жанровое своеобразие.

Использование фрагментов из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»  на уроке по изучению произведения Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством» (1961) А.Роу,  помогает учащимся  представить, как осуществлялись  те или иные обряды, наглядно, при помощи художественного фильма, увидели колядование, народные зимние игрища. Использование кинофрагментов облегчило знакомство с культурными традициями  русского народа.

Большую помощь  кинофрагменты оказывают на уроках  русского языка и литературы по развитию речи. Мультипликационные фильмы из серии «Гора  самоцветов» можно использовать при написании изложения. Они помогают нерусским учащимся понять читаемое, в какой- то мере объяснить непонятные слова, знакомят с бытом, природными условиями, иногда незнакомым детям в силу различных условий жизни разных народов.

      Опыт показывает, что применение  кинофрагментов  на уроках русской  литературы и русского языка  мотивирует  учащихся на изучение определенной темы, привлекает внимание детей к той или иной теме или проблеме, превращает продукцию кинематографа в одно из мощных средств образовательного процесса, расширяет кругозор и познавательную  активность учащихся, позволяет увеличить время работы на уроке учеников ,удовлетворяет запросы, желания и интересы учащихся.  Но использование кинофрагментов должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Использованная литература:

1.Борисова М.Н. методическое руководство к хрестоматии для 5 класса. «Просв.»,1994

2.Прессман  Л.П. Технические средства на уроках русского языка.М., 1989

3.Журнал «Русский язык и литература в узбекской школе», 1989

4. Н.М. Тростенцовой., М., «Просв.», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...