"Обособленные обстоятельства"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Осипова Людмила Петровна

Конспект урока в 8 классе (с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblenie_obstoyatelstv.docx62.59 КБ
Файл obosoblennye_obstoyatelstva.pptx295.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обособленные обстоятельства.

Цели урока:

Образовательная: углубление понятия об обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастиями; формирование  пунктуационного навыка.

Развивающая: повторить правила орфографии;

повторить обособленные определения и приложения;

Воспитательная: умение использования обстоятельств для придания речи точности, ясности, выразительности; самоанализа и взаимопомощи; проявляют интерес к учебному материалу 

Планируемый результат обучения

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Тип урока: комбинированный .

Методы и приёмы: 1. словесные 2. наглядные 3.практические

Оборудование: компьютер- презентация, карточки, тексты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на очередном уроке русского языка.

Сегодня он будет не совсем обычным. Перед вами на слайде картинка, которая несет нам информацию….какую?             C:\Users\Никита\Desktop\OOT.jpg

Слайд 2.

Указом президента России В.В.Путиным 2017 год объявлен годом Экологии и Особо охраняемых объектов.

Мы с вами далеко не пойдем,  а будем охранять  достопримечательности  д. Крутое. Я предлагаю вам выбрать конверты, вскрыть их и обнаружить объект, за который отвечать будете лично вы.

( в конвертах  фото «Крыжик», «Валуны», роща в д. Осиновицы, с обратной стороны записано по предложению на повторение темы «Обособленные определения и приложения») Слайд 3.

Ваша задача сегодня, внимательно слушать учителя, т.е. меня, друг друга, быстро справляться с полученными заданиями, ведь только от вас сегодня зависит, чей  объект окажется особо защищенным.

А сейчас мне хочется узнать о Вашем настроении, с которым вы пришли на урок. (рефлексия в начале урока с  целью установления эмоционального контакта)
 Перед вами гора, прикрепите, пожалуйста, ваши листочки на эту гору, будьте внимательны, смотрите, куда вы прикрепляете свои листочки.

А теперь запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока.

Повторение пройденного.

- посмотрите на свои охраняемые объекты и запишите в тетрадь предложения с карточек (знаки препинания не проставлены), расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их выбор.

Березовая роща, густая и тенистая, является достопримечательностью деревни Осиновица.

Овеянные легендами, местные валуны привлекли мое внимание.

Вода Крыжика, известного в Велижском районе родника, обладает целебной силой.

-Сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы:

-Что такое обособление? Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.

-Какие члены предложения могут обособляться? Второстепенные члены предложения.

- Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? В устной речи – интонацией, на письме – запятой.

- о каких второстепенных членах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (определение, приложение)

- обособленное распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова, как правило, является ?...причастным оборотом…

2.                  Актуализация знаний

Игра «Поищи деепричастия»

Вы знаете, что деепричастия – самостоятельная часть речи или особая форма глагола в русском языке, обозначающая добавочное действие при основном действии. Эта часть речи соединяет в себе признаки глагола (вид, переходность и возвратность) и наречия (неизменяемость,

синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастие и деепричастный оборот в предложениях являются обстоятельством.

Перед вами 30 слов (на экран) Вам необходимо выбрать и записать в ваших тетрадях из этого списка только деепричастия. (11 слов) Работает каждый самостоятельно

1. родник 11. роща 21. аист

2. сидя 12. сознавая 22. смеясь.

3. читающий 13. вода 23. обжигающий

4. делая 14. влезши 24. валун

5. умышленный 15. приказать 25. обнять

6. помогая 16. вернувши 26. истёкши;

7. тропа 17. кормушки 27. впечатление

8. едучи 18. улыбаться 28. прослезиться

9. идя 19. деревня 29. улыбаться

10. аккуратный 20. имевши. 30. аппетит

На экран выводятся правильные ответы

Каждый придумает предложение с деепричастным оборотом и «Особо охраняемым объектом», используя слова из предложенного списка. Зачитываются предложения, делается акцент на обособлении деепричастных оборотов.

Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока: «Обособление обстоятельств».

А цель урока: формирование умения обособлять обстоятельства.

Для этого необходимо поставить перед собой задачи, а именно:

-научиться распознавать и выделять обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

3.                  Освоение нового учебного материала

Работа с текстом 

У каждого из вас перед глазами текст, который соответствует охраняемому вами объекту. Задание: прочитать текст, перестроить выделенные предложения таким образом, чтобы получились обособленные обстоятельства.

1. Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.

Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет. На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

2. В недалеком прошлом, людям приходилось бороться с камнями, которые в изобилии лежали на поверхности или были погружены в почву. Почти на всех полях или обочинах дорог средней полосы России можно встретить не только мелкие, но и массивные округлые «туши» древних валунов.

Известно, что в древние времена люди поклонялись солнцу, земле и священным деревьям и камням. Камням уделялось отдельное внимание. Считалось, что некоторые из них способны исцелять болезни, приносить удачу и даже выполнять желания. 
Верить ли в чудодейственную силу камней, каждый решает самостоятельно. Возможно, то, что приходящие к ним люди, может быть впервые в жизни, задумываются о том, что же действительно для них важно, и дает силу в исполнении любых желаний. 

3. Жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза!

Березовая роща – это участок, на котором расположены березовые деревья, как правило, довольно молодые. А какая красота, особенно весной, когда листики начинают проклевываться, разбрызгивают клейковину, а из стволов сочится березовый сок... Кстати, он очень полезен для здоровья, и в сельской местности его собирают в специальные емкости, привязывают их к стволам берез. Так что березовая роща – это еще и неиссякаемый источник вкусного и полезного напитка.

4. Работа с теоретическими сведениями и  упражнениями учебника (по выбору учителя).

5. Д/з. составить текст по картинке-объекту, включив обособленные обстоятельства.

6. Рефлексия. «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и, в конце концов, пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обособленные обстоятельства 8 класс Осипова Л.П., учитель русского языка и литературы МБОУ « Крутовская ОШ»

Слайд 4

1. Родник 11 . роща 21 . аист 2 . Сидя 12 . сознавая 22 . смеясь. 3. Читающий 13 . вода 23 . обжигающий 4. Делая 14 . влезши 24 . валун 5. Умышленный 15 . приказать 25 . обнять 6. Помогая 16 . вернувши 26 . истёкши; 7. Тропа 17. кормушки 27 . впечатление 8. Едучи 18 . улыбаться 28 . прослезиться 9 . Идя 19. деревня 29 . улыбаться 10. Аккуратный 20. имевши 30. аппетит

Слайд 5

1. Родник 11 . роща 21 . аист 2 . Сидя 12 . сознавая 22 . смеясь. 3. Читающий 13 . вода 23 . обжигающий 4. Делая 14 . влезши 24 . валун 5. Умышленный 15 . приказать 25 . обнять 6. Помогая 16 . вернувши 26 . истёкши ; 7. Тропа 17. кормушки 27 . впечатление 8 . Едучи 18 . улыбаться 28 . прослезиться 9 . Идя 19. деревня 29 . улыбаться 10. Аккуратный 20. имевши 30. аппетит

Слайд 6

Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется. Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий . Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет . На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность.

Слайд 7

В недалеком прошлом, людям приходилось бороться с камнями, которые в изобилии лежали на поверхности или были погружены в почву. Почти на всех полях или обочинах дорог средней полосы России можно встретить не только мелкие, но и массивные округлые «туши» древних валунов. Известно , что в древние времена люди поклонялись солнцу, земле и священным деревьям и камням. Камням уделялось отдельное внимание. Считалось, что некоторые из них способны исцелять болезни, приносить удачу и даже выполнять желания. Верить ли в чудодейственную силу камней, каждый решает самостоятельно. Возможно, то, что приходящие к ним люди, может быть впервые в жизни, задумываются о том, что же действительно для них важно, и дает силу в исполнении любых желаний.

Слайд 8

Жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Березовая роща – это участок, на котором расположены березовые деревья, как правило, довольно молодые. А какая красота, особенно весной, когда листики начинают проклевываться, разбрызгивают клейковину , а из стволов сочится березовый сок... Кстати, он очень полезен для здоровья, и в сельской местности его собирают в специальные емкости, привязывают их к стволам берез . Так что березовая роща – это еще и неиссякаемый источник вкусного и полезного напитка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"

Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс

Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....

Тесты по темам обособленное определение и обособленное обстоятельство

Тесты по темам обособленное определение и обособленное обстоятельство...