Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Чымыыжык Анна Шулууевна

разработка урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.

Цели:

- образовательные: обобщить и систематизировать изученные учащимися сведений о деепричастии и деепричастном обороте: повторить орфограммы, связанные с написанием деепричастий,  правописания НЕ с деепричастиями; совершенствовать навыки употребления деепричастных оборотов в речи; закрепить  умения находить в речи деепричастные обороты и ставить знаки препинания; активизировать словарный запас учащихся;

- развивающие: развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык; аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать, расширять кругозор, познавательный интерес;

- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку и литературе; формировать навыки контроля и самоконтроля; организовывать познавательную деятельность в коллективе и сотрудничество в решении поисковых задач; развивать умение радоваться, радовать других.

Оборудование: на рабочих столах учащихся учебники, тетради, ручки и карандаши; на доске таблица «Образование деепричастий», таблица « Маршрутный лист путешествия « Ак- Тал – Кызыл, маркеры, задания

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

                 

ХОД УРОКА

I.Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и цели урока.

( проецирование текста) Чтение и ответы на вопросы по тексту.

      Уметь радоваться самому-- это очень прекрасно, но радовать других – это редкий дар, он даётся не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать это можно, помогая, поддерживая незаметно, не выставляя свой поступок напоказ. Когда сделаешь доброе дело искренне, сам радуешься. А вдвойне радуешься, когда видишь радость других людей, которым твоя помощь пришлась очень кстати.

Тема – о радости

Основная мысль - надо учиться радовать других.

- В каких словах можно сделать ошибку ( напоказ, поддерживая, искренне, вдвойне)

- Помогая, поддерживая, не выставляя ( какие слова?)

- Определите цель урока

Слово учителя: Цель урока вы правильно сформулировали. А для того, чтобы вы смогли сами порадоваться и порадовать других, мы совершим урок-путешествие по маршруту«Ак- Тал – Кызыл». Ведь путешествие – это прекрасно. Это новые люди, новые впечатления и новые знания.

      Посмотрите на маршрутный лист, который утвердила Урана Дужук-ооловна. Кроме того, она подписала приказ о нашем путешествии. К какому стилю речи относятся приказ и маршрутный лист? ( официально- деловой стиль).

   Учащиеся образуют 5 групп.

1 группа – Ак- Тал  ( вы живёте в живописном местечке Ак- Тал. Расскажите , пожалуйста, о своём поселке. И чтобы ехать дальше, выполните задания.

  1. Дать определение деепричастию. Привести пример. Выполнить задания.

Прочитать, найти деепричастия и дать характеристику. Из какого произведения отрывок?

Раз в крещенский вечерок

             Девушки гадали:

За ворота башмачок,

             Сняв с ноги бросали… ( В.Жуковский  « Светлана»)

   

 Синтаксический разбор предложения        

      Язык непременно живёт, движется, развиваясь и совершенствуясь.

2 группа Сайлыг) 1.Визитная карточка. Рассказ о посёлке Сайлыг.

  1. Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.

…Князь, не теряя присутствуя духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками… ( А.С. Пушкин  « Капитанская дочка».)

         Опушённые инеем берёзы стояли, не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. ( синтаксический рабор)

  1. 3 группа Хову- Аксы. Визитная карточка.

Виды деепричастий. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.

…Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка…( И.С.Тургенев» Бежин луг»)

      Подбираясь к ним, я спугнул большую сову, которая днём всегда прячется в траве. ( синтаксический разбор)

Физминутка.  ( с использованием деепричастий)

- Встали, вытянув руки вперёд и расставив ноги по ширине плеч

- Вверх, вниз

- Выполняем вращения,положив руки на пояс

- Положив руки на голову, смотрим вниз,вверх, налево, направо

- Приседаем, вытянув руки вперёд и выпрямив спину.

- Отдохнули и красиво тихо сели.

4 группа Чал- Кежиг . Визитная карточка.

  1. Рассказать о деепричастном обороте.

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.

       Я положив в костёр дрова выпил кружку чаю и тоже лёг.

Высоко проносятся клочья туч роняя остатки снега.

5 группа  Элегес. Визитная карточка Синтаксическая роль деепричастий в предложении

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.

Спал город чернея листвой домами белея. Летучая мышь спокойно летала по комнате не задевая мебель не натыкаясь на стены.

III. Обобщение темы ( создание кластера)

  1. Особая форма глагола
  2. Обозначает добавочное действие
  3. Имеет вид, возвратность.
  4. Отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как?
  5. Управляет зависимыми словами.
  6. Не изменяется ( не склоняется, не спрягается)
  7. В предложении является обстоятельством

Правописание деепричастий с НЕ ( кластер)

НЕ с деепричастиями и глаголами пишется РАЗДЕЛЬНО!

IV.Подведение итогов урока

  1. Обобщили и систематизировали знания о деепричастии
  2. Повторяли радуясь, улыбаясь, запоминая, радуя других.
  3. Слово экспертам: они оценивают ответ товарищей, выставляют оценки.

Слово учителя:

- Что вам дал этот урок?

- Какие эмоции вы испытывали? ( радость, чувство сопереживания,восхищение, желание помочь, подсказать)

- Чему научились? ( радоваться и радовать других)

Жить , радуя, помогая другим, не завидуя никому, радуясь)

Домашнее задание: Ответить на вопросы текста упражнения 403

 Если вы ответите на 8-9 вопросов, вы получите «5»; на 6-7 – « 4»; на  5-4- « 3»; ниже 4 – «2»

 

                 Задания для 1 группы ( Ак-Тал)

1 группа – Ак- Тал  ( вы живёте в живописном местечке Ак- Тал. Расскажите , пожалуйста, о своём поселке. И чтобы ехать дальше, выполните задания.

  1. Дать определение деепричастию. Привести пример. Выполнить задания.

Прочитать, найти деепричастия и дать характеристику. Из какого произведения отрывок?

Раз в крещенский вечерок

             Девушки гадали:

За ворота башмачок,

             Сняв с ноги бросали… ( В.Жуковский  « Светлана»)

Синтаксический разбор предложения        

      Язык непременно живёт, движется, развиваясь и совершенствуясь.

2 группа (Сайлыг) .Визитная карточка. Рассказ о посёлке Сайлыг.

Признаки каких частей речи имеет деепричастие?

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

…Князь, не теряя присутствуя духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. Княгиня вскрикнула и с ужасом закрыла лицо обеими руками… ( А.С. Пушкин  « Капитанская дочка».)

         

3 группа Хову- Аксы. Визитная карточка.

Виды деепричастий. Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

…Павлуша наблюдал за ним и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду. Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка…( И.С.Тургенев» Бежин луг»)

  1.  группа Чал- Кежиг . Визитная карточка.

   Рассказать о деепричастном обороте.

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику. Сделать синтаксический разбор 1 предложения.

       Я положив в костёр дрова выпил кружку чаю и тоже лёг.

Высоко проносятся клочья туч роняя остатки снега.

5 группа  Элегес. Визитная карточка Синтаксическая роль деепричастий в предложении

Записать предложения, расставляя знаки препинания. Найти деепричастия и дать характеристику.Синтаксический разбор 1 предложения

Спал город чернея листвой домами белея. Летучая мышь спокойно летала по комнате не задевая мебель не натыкаясь на стены.

     Уметь радоваться самому- это очень прекрасно, но радовать других – это редкий дар, он даётся не каждому. Надо учиться радовать других. А сделать это можно, помогая, поддерживая незаметно, не выставляя свой поступок напоказ. Когда сделаешь доброе дело искренне, сам радуешься. А вдвойне радуешься, когда видишь радость других людей, которым твоя помощь пришлась очень кстати.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"

Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник  позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...