Готовимся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Зотова Елена Алексеевна

Теория лишней не бывает

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ege_2019.rar708.6 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1 Найти главную информацию, содержащуюся в тексте. 

Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания текста; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.
  2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте.
  3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, повторы).
  4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
  5. Соотнесите свой вариант сжатия текста с одним из ответов.
  6. Выберите правильный вариант ответа.

Что нужно знать, чтобы сделать первое задание верно:

1) Должно быть два ответа. Так как главная мысль в тексте может быть только одна, то в тексте нужно найти две одинаковых мысли, сформулированные разными словами.

 2) Любой текст, который представлен в этом задании строится по следующим логическим схемам:

Причина  — Следствие

Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)

Часть  — Целое

Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.

Факт  — Вывод

Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу. Как правило, он находится в конце.

ВАЖНО! В ответе должны быть оба компонента высказывания.  

Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:
В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми. 
выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста: 
1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. 
2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. 
3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей среде. 
определяем причинно-следственные отношения между предложениями: 
Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении. 
отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии. 
В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. 
передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. 
Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде. 
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми. 
Ответ: 2

Тестовые варианты для задания 1 из Егэ по Русскому:

Пример 1:

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами.Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России. 
2) Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. 
3) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России. 
4) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Пример 2:

Причиной волн являются ветры, дующие вдоль поверхности воды. Хотя вода и не течёт вслед За ветром, она всё же взлетает вверх в направлении ветра, образуя гребни, затем падает вниз и возвращается на своё место, делая при этом круги в вертикальной плоскости. Вот почему предмет, плавающий на волнах, лишь поднимается вверх и опускается вниз, но никуда не движется. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Причиной волн являются ветры. 
2) Ветер поднимает волны, которые, опускаясь, возвращаются на своё прежнее место, поэтому предметы, плавающие в воде, никуда не движутся. 
3) Волны под действием ветра делают круги в вертикальной плоскости, образуя при этом гребни и передвигая плавающие по воде предметы в направлении самого ветра. 
4) Вода нс течёт вслед за ветром, а взлетает вверх в его направлении, образуя гребни волн.

Пример 3:

На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны - они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования. 
2) В организме человека живет огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. 
3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии. 
4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.

Пример 4:

Ветер может обладать большой.разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они дви.жутся, тем сильнее удар. ПоЭтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья., сносить крыши с домов. 
В каком из при.еедённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов. 
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия. 
3) Молекулы воздуха ударяются о предметы, к:оторые стоят на их пути, и поэтому дует ветер. 
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.

Пример 5:

Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. Именно поэтому керамические· сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Изображения на керамических изделиях дали археологам представление о жизни и быте древних греков. 
2) Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью. 
3) Керамические сосуды дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме. 
4) Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись.

Пример 6:

Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии - тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молний совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды. 
В каком из приведённых ниже предложении верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной. 
2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени. 
3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды. 
4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы

Пример 7:

Любители понаблюдать за живой палитрой. осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. 
2) Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы. 
3) Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды. 
4) На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.

Пример 8:

Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности - востребованными другими людьми. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе. 
2) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми. 
3) Решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом зависит от способностей самого человека. 
4) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.

Пример 9:

В связи с тем, что в прошлом женщины в основном занимались домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец ... И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. Женских вариантов названий этих профессий не существует, прежде всего, потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник ... 
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими. 
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими. 
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. 

Пример 10:

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Бактерии обитают всюду. 
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях. 
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. 
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.

Пример 11:

Как некоторые вещества расширяются при нагревании, видно на примере работы градусника. В тоненькой трубочке в середине градусника находится ртуть - металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. Чем сильнее нагревается градусник, например, за счёт температуры тела, тем больше ртуть расширяется и поднимается по стеклянной трубочке. 
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 
1) Ртуть - металл, при комнатной температуре переходящий в жидкое состояние, - поднимается по трубочке градусника, показывая температуру тела. 
2) Работа градусника иллюстрирует процесс расширения некоторых веществ при нагревании.
3) Ртуть - это металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. 
4) Ртуть находится в тоненькой трубочке в середине градусника.

Ответы: 
1) 2 
2) 2 
3) 4 
4) 2 
5) 1 
6) 1 
7) 3 
8) 4 
9) 3 
10) 1 
11) 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ

Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...

Готовимся к ГИА

Варианты диагностической работы 9 класса...

Готовимся к ЕГЭ, 11 класс

2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...

Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"

Данная цель урока  - научить ребят  использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать  знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...