Урок в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_raznosklonyaemye_sushchestvitelnye.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Предмет:   Русский язык

2. Класс:   6

3. Автор УМК:  Т.А.Ладыженская 

4. Тема урока:  Разносклоняемые имена существительные

5. Тип урока:  Урок открытия новых знаний

6. Цель урока:  : Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать.

7. Задачи урока:

образовательные: формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие: развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

   Знать:  разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

  Уметь: распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные: уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные понятия темы:   разносклоняемые существительные

10. Межпредметные связи:    Литература

11. Ресурсы:   учебник «Русский язык»  Ладыженская Т.А., 6 класс, толковые   словари.

12. Оборудование: компьютер, проектор, презентация.


Технологическая карта урока русского языка «Разносклоняемые существительные»

п/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Я рада приветствовать вас, ребята!

Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

  1. Актуализация знаний по теме «Имя существительное» (использование приема «да – нет»).
  1. Экспресс – опрос:

(Ученики слушают утверждения и записывают в таблицу «да» или «нет»)

1. Имена существительные обозначают признак предмета.

2. Имена существительные бывают собственными и нарицательными.

3. Имена существительные в предложении могут быть сказуемыми.

4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5. Склонение – это изменение существительных по падежам.

6. У существительные 2 склонения.

7. На конце существительных ж.р. после шипящих пишется мягкий знак.

8. К 3 склонению относятся существительные ж.р. с мягким знаком на конце.

9. К 1 склонению относятся существительные женского рода с окончаниями –а и –я в им. П.

10. Слова ученик, звено, герой, сердце относятся ко 2 склонению.

1- нет                6 - нет

2 – да                7 - да

3 – да                8 -да

4 – нет              9 - нет

5 – да                10- да

Самопроверка по ключу и самооценивание.

Отвечают на вопросы

Самооценка

Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция  (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

3

Постановка цели и задач урока.

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся  

  Закончить фразу:

Склонение - это...

К 1 склонению относятся...

Ко 2 склонению относятся...

К 3 склонению относятся...

  Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

(существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек)

Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, армия, долина, игра, сессия, опасность, знамя, вестибюль, мышь, окно, мяч, небо.

  1ряд-1скл., 2ряд- 2 скл. .,3р.-3скл.

Чем вы руководствовались, распределяя слова?

Какое слово оказалось лишним?

Как вы думаете почему?

Проблемный вопрос: имеются существительные, которые не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению. Что это за существительные?

Прием «Корзина идей и понятий».

Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, выполняют задание  учителя, выдвигают гипотезы

 Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4

Построение проекта выхода из затруднения

Какие пути решения вы предлагаете? Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения? Проведём исследование, может окончания подскажут решение проблемы?

    Просклоняем:

   1)  трава, имя

   2)  озеро, имя

   3)  помощь, имя

 Окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п?

(3-го склонения)

-А в Т.П? (2-го склонения)

Как можно было бы назвать такие существительные?

А чтобы узнать, как называются такие существительные и определить тему урока, нам нужно разгадать ребус. Для этого нам придется вспомнить и математику

1)Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)

2)Часть горЫ

Какова же тема нашего урока?

Проверяют предположения, исследуя языковой материал

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П

Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:

познакомиться с…

узнать…
понять…
научиться

Формулируют цель урока.

- Цель нашего сегодняшнего урока: познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых, узнать, сколько их, понять, в чем их особенности, научиться их склонять.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

 Групповая работа– 1гр-поиск информации о разносклоняемых именах существительных в Интернете (ссылка http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-066.htmпункт 133). 2 гр-учебник  Бабайцевой В. 3 гр- учебник Ладыженской Т.А.

Дети работают по следующему плану:

1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?

2.Почему они так называются?

3.Каковы особенности склонения данных существительных?

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

Работают в группах с разными источниками.  

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.

Физминутка

Ребята, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯ - продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы у самок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.

ПЛАМЯ–огонь

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ - дорога

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад, если это разносклоняемоу существительное – наклоны в стороны.

Береза, карандаш, сирень, знамя, щука, ночь, окунь, путь,  осень, тополь, пламя, река, яблоня, дрожь, время.

Чтение учителем стихотворения А. Хайта. Дети дополняют его подходящими по смыслу разносклоняемыми существительными.

В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило – было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевали седло и … –  
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы, 
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает… .
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .

Упр.254. Заполнить таблицу 2-3 примерами. Как бы вы  ее озаглавили?

Падеж

Склонение

Разносклоняемые

2-е

3-е

Работают с  толковым словарём

Выполняют упражнения.

Работают с текстом.

Выполняют упражнение.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ  на выбор:

1.Подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

  • Составить тест по теме «Разносклоняемые существительные».

3.Упр.257

Записывают ДЗ в дневниках.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.    

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…

Оценивает работу на уроке.

Самооценка  

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.

Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

Урок на тему "Несклоняемые имена существительные. Род имен существительных"

Этот урок содержит интересный материал, учит определять род несклоняемых существительных, согласовывать несклоняемые существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени, способствов...

Конспект урока "Род имён существительных. Имена существительные общего рода"

Род имён существительных. Имена существительные общего родаЦель: закрепить знания о категории рода существительных; приучать к соблюдению языковых норм; познакомить с категорией общего рода ИС; повтор...

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».

Тема: «Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы».Класс: 5Цели урока: Образовательные: - Учить определять морфологические признаки имён существительных, имё...

Комплект лекций по дисциплине «Английский язык» (разделы: «Имена существительные», «Имена прилагательные. Наречия») для студентов 1 курса,2017

Комплект лекций содержит материал для изучения имени существительного, образования множественного числа, употребления артиклей, образования степеней сравнения прилагательных и наречий; а также упражне...