Урок в 5 классе "Занимательно о русском языке"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кошенкова Галина Владимировна

Разнообразные игровые формы работы на уроке позволяют закрепить материал, изученный в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelno_o_russkom_yazyke.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнование

в 5 классе

« Занимательно о русском языке »

Учитель русского языка

и литературы

Кошенкова Г.В.

Урок – соревнование.

Занимательно о русском языке.

Сегодня у нас необычный урок. Урок – соревнование. Соревнуются две команды:

« Бесстрашные » и « Непобедимые ». Мы отправляемся в путешествие по морю знаний. Это самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Игру оценивают жюри. ( представить )

1) Начинается путешествие со стих. О. Высотской « Веселая грамматика ». Высшая оценка за задание = 5 баллов.

2) Придать большую убедительность вашим рассуждениям, ответам поможет стих. Федора Васильева « Слово ».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено  теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поёт,

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.

Давайте начнём

И вам станет известно,

Что русский язык,

Изучать интересно!

Посоветую я Вам,

Как к волшебным берегам

В море знаний плыть да плыть,

Чтоб секреты все открыть.

Я даю советы Вам

Всех советов – ровно семь!

1) Берите в руки тетради и ручки.

2) Обдумывая задания сосредоточьтесь.

3) Путешествуя, смело бросайте якорь у новых берегов, уверенно отвечайте на мои вопросы.

4) Дружите с книгами, которые помогут разобраться во всём.

5) Не забывайте о друзьях, советуйтесь с ними, ищите верные ответы.

6) Если Вы сбились с пути, не огорчайтесь, даже с опытными моряками это случается.

7) Удачи Вам и доброго пути!

3) Второй конкурс « Составь слово ».

Составьте слово, переставив данные буквы.

кута (утка)                                                                        бклу (клуб)

одм (дом)                                                                          кокаш (кошка)

ворд (двор)                                                                       елонь (олень)

ватра (трава)                                                                     отр (рот)

4) Конкурс « Определи часть речи » (задавать команде поочередно по слову)

1. два –

2. двойка –

3. двое –

4. двойной –

5. удвоить –

6. вдвоём –

7. двоякий –

8. дважды –

5) Быстро ответьте:   какого зверя называют так:

косой –                                                                     колючий –

сохатый –                                                                 рогатый –

серый –                                                                     косолапый –

6) А сейчас занимательные вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1) Имя этой девочки пишется и произносится одинаково слева направо, так и справа на налево. Отгадайте его.  (Анна, Алла, Ада);

2) Если от имени мальчика отнять букву, Вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку?  (Коля-Оля, Вася-Ася);

3)назовите женское имя, которое состоит  из двух гласных? (Ия);

4) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

(Имя);

5) Какое женское имя не заканчивается ни на гласный а, ни на я? (Любовь)

7) А сейчас смехопауза. Занимательные диалоги:

1) – Как не стыдно, ты все задачи списал у товарища!

    - Неправда, я только две списал, а остальные не успел.

2) Учительница спрашивает у первоклассника:

- Какое животное ты нарисовал?

- Жирафа.

- А где же голова?

- Не хватило места.

3) – Катя, ты ответила отлично.  Неси свой дневник! – сказала учительница.

- Ах, я забыла дневник… шепчет Катя, роясь в школьной сумке.

- Я могу дать тебе взаймы свой дневник! – предлагает сосед по парте.

4) – Почему медведь сосёт зимой лапу? – спросил Сережа у старшего брата.

- Потому что за лето в ней накопился мёд.

5) На уроке математики Петю спросили:

- если прибавить к 11 лошадям ещё 6, сколько будет?

Петя воскликнул:

- Табун!

8) Творческая страничка « Я начну, а ты продолжи ». (проба поэтического пера)

Вот один из примеров.

Учитель: Шла лесной тропинкой

                 Бабушка с корзинкой…

Таня: А в корзине той грибы, ягоды и фрукты,

          Внучке бабушка несёт все эти продукты.

Оля: А за ней котята шли

         Помидоры ей несли.

Учитель: Как-то раз в конце субботы

                 В наши сельские края…

Учитель: Однажды я из школы

                 С портфелем возвращался…

Учитель: Кот ловил мышей и крыс,

                 Кролик лист капустный грыз…

Учитель: Жил на свете муравей

                 Без ресниц и без бровей…

Учитель: Я хотел устроить бал

                 И гостей к себе позвал…

Учитель: Мухи фруктов захотели

                 Утром к югу полетели…

Учитель: Вот уже четыре дня

                 Жар и кашель у меня…

Учитель: Петухи распетушились.

                 Но подраться не решились…

Учитель: Залетела к нам оса

                 И гудела два часа…

Учитель: На скамейке у ворот

                 Лена горько слёзы льёт…

Учитель: Шла коза по мостику

                 И виляла хвостиком…

Учитель: Лежебока рыжий кот

                 Отлежал себе живот…

         

9) Игра: « Найди пару ». На листочках по половинке пословиц, надо составить целую пословицу.

Первая  половина пословиц:                          Вторая половина пословиц:

Не спиши языком -                                          торопись делом.

Сам пропадай,                                                  а товарища выручай.

С кем поведёшься,                                           от того и наберёшься.

Труд человека кормит,                                    а лень портит.

Глаза страшатся,                                              а руки делают.

Хочешь много знать -                                      надо мало спать.

Ученье – свет,                                                   а не ученье – тьма.      

По одёжке встречают,                                      а по уму провожают.

Грамоте учиться -                                             всегда пригодиться.

Не сиди сложа руки -                                       так и не будет скуки.

Птица красна пением,                                      а человек умением.

Семь раз отмерь -                                             один раз отрежь.

Лодырь да бездельник -                                   им и праздник понедельник.

Любишь кататься -                                           люби и саночки возить.

10) Шарады. А теперь я  Вам загадаю шарады. Шарады – это загадки, в которых задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

1) С буквой ка бери меня на покос,

     А без буквы ка ужало в нос. (коса-оса)

2) Из писка птиц мой первый слог возьмите,

    Второй – с бараньей головы.

    Откройте печь и там найдите

    То, что не раз едали Вы.

3) Нота – мой первый слог,

    Поставь с ней рядом предлог

    И, разгадав загадку до конца,

    Получишь выражение лица. (мина)

4) Мой первый слог – могучий бык,

    К труду он тяжкому привык.

    Второй мой слог – простой предлог.

    А я качусь на берег моря

    В короне пенной, с ветром споря. (волна)

       

11) Эти строки из школьных сочинений вызывают улыбку, потому что в этих предложениях нарушены правила сочетания слов, исправьте их.

1) Вдали показалась стая уток и зайцев.

(Неверно: стая зайцев. Надо: Вдали показались зайцы и стая уток.)

2) У щенка Байкала на макушке весело торчали уши и пушистый хвостик.

(на макушке не на месте: получается, что хвостик на макушке. Лучше: У щенка Байкала пушистый хвостик и весело торчали уши на макушке.)

3) В пустыне многие животные бросаются в спячку. (бросаться в спячку нельзя. Есть фразеологический  оборот: залечь в спячку.)

4) Он стоял и лязгал глазами. (слово лязгал не сочетается со словом глаза. Лучше: сверкал глазами. Лязгать можно зубами, цепью.)

12) Отгадывание ребусов.

13) Смехопауза.

1) – Каждое утро звонок будильника на меня действует, как выстрел.

    -  И ты тотчас же вскакиваешь?

    -  Нет, лежу как убитый.

2) Сын говорит матери:

  - Знаешь, мамочка, учительница просила меня разборчиво писать буквы. И я не знаю, что мне теперь делать.

  - То есть как не знаешь? Надо писать разборчивее!

  - Если я буду писать разборчивее, она сможет увидеть мои орфографические ошибки.

3) – Скажите, вы никому ещё не читали свою поэму?

     - Никому.

     - А почему у Вас тогда подбит глаз?

4) Учитель:

    - Юра, скажи, пожалуйста, какое-нибудь слово, в котором несколько раз повторяется гласный звук «о».

    Юра:

    - Г-о-о-о-о-о-л!

5) Сколько раз тебе повторять, чтобы ты не играл с невоспитанными мальчиками. Почему ты не играешь с вежливыми детьми?

    - Им не разрешают играть со мной.

14) В заключение шуточная игра  « Наоборот ».

И нам с тобой                 Скажу я слово                         Скажу я слово потерял,

Пришёл черёд                 далеко,                                     И скажешь ты

Сыграть в игру               А ты ответишь                         …

«Наоборот».                    …                                              Скажу тебе я слово

Скажу я слово                Скажу я слово                          Трус,

Высоко,                           Потолок.                                   Ответишь ты

А ты ответишь               А ты ответишь                          …

…                                     …                                               Теперь начало я скажу

                                                                                            Ну отвечай …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку внеклассного чтения по русскому языку ( 8 класс) по книге А.В.Суперанской, А.В.Сусловой «Современные русские фамилии»

СУПЕРАНСКАЯАЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВНА  •Доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела теоретической и прикладной лингвистики Института языкознания Российской академии наук.•Р...

Интегрированный урок по математике, информатике, русскому языку по теме "Язык и логика" + презентация к данному уроку

Интегрированный урок "Язык и логика"  способствует  формированию представления об отдельных учебно-логических умениях (сравнении, понятии, доказательстве), как эффективных инструментах позна...

Конспект интегрированного урока по учебным предметам «Русский язык» и «Иностранный язык (английский)»

Данный урок проводился в 11 классе.  Урок был интегрированным между предметами: Русский язык и английский язык. В результате проведения интегрированных уроков стимулируется познавательная деятель...

Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)

Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...