О функциональной грамотности
статья по русскому языку

Герасимова Галина Владимировна

Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_funktsionalnoy_gramotnosti.docx12.98 КБ

Предварительный просмотр:

Под читательской  грамотностью подразумевается понимание текста, нахождение требуемых фактов, использование словаря при наличии незнакомых слов, способность распространять и сжимать информацию текста, умение делать выводы по предложенному тексту, использовать личный опыт, знания.  Русский язык и литература для реализации планов по совершенствованию читательских умений учащихся — это самое необходимое пространство.

Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений.

«Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение», – утверждал Д. С. Лихачев.

Читательская грамотность – способность человека понимать и

использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни.

Программа по русскому языку нацелена на развитие 4 коммуникативных навыков у учащихся: слушания, говорения, чтения, письма. Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого необходимо в современной системе образования

Основные умения, необходимые для формирования читательской грамотности

1. Умение правильно и осмысленно читать: правильно читать слова, ставить ударения, углубляться в текст, рассматривать  авторскую позицию.

2. Умение определять тему и основную мысль: научиться формулировать и отличать тему от основной мысли.

3. Умение работать с отдельными синтаксическими единицами — словом, словосочетанием, предложением: углубляться в лексический запас языка и пополнять словарный запас, осмысленно «погружаться» в текст.

4. Умение составлять план и озаглавливать текст: делить текст на

смысловые части, определять микротемы, осмысленно пересказывать текст.  

5. Умение правильно отвечать  и формулировать вопросы: вычленять из текста необходимые сведения, сопоставлять ее с известной информацией из иных источников, привлекать свои наблюдения  и жизненный  опыт для предоставления объяснений, доказательств.

6. Умение выполнять творческие задания: прослеживать судьбу героев, сущность явления или действия, авторскую позицию в раскрытии темы и способе подачи основной мысли, уметь  предполагать, не забывать  о том, что каждый человек способен к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...