Рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику И. Н. Сухих
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по литературе в 9 классе по учебнику И. Н. Сухих рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, список методической литературы и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_li-9.docx | 125.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе государственного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2013 г.), «Программы для средней школы (углубленный уровень) для 9 класса» С.П. Белокуровой, И.Н. Сухих, учебного плана ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга.
Сведения о программе
В основе рабочей программы по литературе для 9 класса лежит «Программа для средней школы (углубленный уровень), подготовленная С.П. Белокуровой, И.Н. Сухих «Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Н. Сухих, С.П. Белокуровой, М.Г. Дорофеевой, И.В. Ежова 5-9 классы»; М.: Издательский центр «Академия», 2015).
Выбор «Программы для средней школы (углубленный уровень) для 9 класса» И.Н. Сухих мотивирован тем, что она:
- допущена Министерством образования и науки Российской Федерации;
- соответствует стандарту основного общего образования по литературе и социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности и учитывает возрастную психологию учащихся.
Содержание курса литературы в средней школе по «Программе для средней школы (углубленный уровень) для 9 класса» И.Н.Сухих обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода.
Выбор программы по литературе под редакцией доктора филологических наук, профессора И. Н. Сухих обусловлен также ее максимальным приближением к реализации целей литературного образования: в программе большое внимание уделяется различным видам интерпретации текста (научной, критической, художественной и читательской), что помогает объективно и целостно истолковать смысл произведения и мотивировать его историческими обстоятельствами, национальным менталитетом, художественным окружением и индивидуальностью писателя. Подобный подход к изучению литературы не претендует на подготовку литературоведов, литературных критиков и деятелей искусства, но воспитывает многостороннее и целостное восприятие художественного произведения, позволяя рассмотреть все уровни текста от стиля до смысла. В основе программы лежат пять принципов, определяющих ее структуру:
- Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста.
- Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
- Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
- Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.
- Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели изучения литературы на профильном уровне в средней школе:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
- формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- развитие устной и письменной речи учащихся.
Основные задачи курса литературы в 9 классе:
- приобщить учащихся к богатствам отечественной и зарубежной художественной литературы;
- использовать воспитательный потенциал русской и зарубежной классики;
- изучить творческий путь писателя как развитие его личности и реакцию на историческое и эстетическое движение эпохи.
- сформировать умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и зарубежной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;
- развить умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений.
- сформировать эстетический вкус, воспитать любовь и привычку к чтению;
- развить литературные способности;
- совершенствовать речевую деятельность учащихся на русском языке, умения и навыки, обеспечивающие владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Место и роль литературы
в учебном плане ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством и мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Её качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы профильного уровня рассчитан на учащихся, заинтересованных в глубоком знакомстве с русской классикой, а также на школьников с гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах.
Изучение литературы на углублённом уровне предполагает не столько расширения круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, изучаемого в 9 классе. В процессе изучения литературы у учащихся выстраивается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливаются межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты. Учащиеся должны получить развернутые сведения об отдельных периодах развития литературы, изучить жизненный и творческий путь писателей, сформировать представления о литературных направлениях, познакомиться с некоторыми фактами из истории русской критики.
Изучение литературы предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе среднего общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование
Рабочая программа предназначена для изучения литературы на углубленном уровне за счёт компонента образовательного учреждения. Исходя из гуманитарной сущности гуманитарного образования количество часов, отводимое на изучение предмета, увеличилось на 1 час. Таким образом, учебная программа курса литературы в 9 классе рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов за учебный год), что соответствует разработанной программе И.Н. Сухих.
Информация об используемом УМК
Рабочая программа оснащена следующими учебниками и пособиями:
- Литература 9 класс: практикум (под редакцией Сухих И.Н., Белокуровой С.П.). - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Литература 9 класс под редакцией И. Н. Сухих (учебник для общеобразовательных организаций в двух частях). - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Учебный план ГБОУ гимназии № 166 Центрального района Санкт-Петербурга предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе на углубленном уровне в объеме 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Информация об используемых технологиях обучения и формах уроков
Технологии, используемые в образовательном процессе:
- технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения (информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков);
- технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
- технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей (самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала);
- личностно-ориентированные технологии обучения (обеспечение всемерного учета возможностей и способностей обучаемых и создание необходимых условий для развития их индивидуальных способностей);
- технология индивидуализации обучения;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации образовательного процесса:
- уроки-лекции;
- уроки-семинары;
- уроки-консультации;
- уроки практической работы;
- компьютерные уроки;
- уроки с групповыми формами работы;
- уроки творчества;
- интегрированные уроки;
- межпредметные уроки.
Виды и формы контроля
Виды контроля:
- текущий:
- пересказ (краткий, подробный, сжатый, выборочный и др.);
- выразительное чтение (в т. ч. наизусть);
- развернутый ответ на вопрос;
- анализ эпизода, стихотворения;
- комментирование художественного текста;
- характеристика литературного героя;
- конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника);
- тематический:
- сочинение на литературную тему:
- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;
- сообщение на литературную и историко-культурную темы;
- тестовая контрольная работа;
- итоговый.
Формы контроля:
- индивидуальный (ИО – индивидуальный опрос; ИЗ – индивидуальное задание);
- групповой;
- фронтальный (ФО – фронтальный опрос).
Планируемый уровень подготовки
В результате изучения литературы на профильном уровне обучающийся должен:
знать / понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия:
- художественная литература как искусство слова;
- художественный образ;
- содержание и форма;
- художественный вымысел, фантастика;
- историко-литературный процесс, литературные направления и течения; литературные роды: эпос, лирика, драма;
- жанры литературы: роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма;
- авторская позиция, тема, идея, проблематика, конфликт, сюжет, композиция, лирическое отступление;
- стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог;
- автор-повествователь, образ автора, персонаж, характер, тип, лирический герой, система образов;
- деталь, символ;
- психологизм, народность, историзм;
- трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск;
- язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория;
- стиль;
- проза и поэзия, системы стихосложения, ритм, рифма, строфа, стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест;
- литературная критика;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Виды деятельности учащихся на уроке
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение художественного текста.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
- Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ и интерпретация произведения, выявляющие авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности, определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов.
Содержание программы
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы в направлен на развитие и систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы. На профильном уровне усиливается сопоставительный аспект изучения литературных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте.
Краткое описание разделов и тем
9 класс (136 часов)
Введение (2 часа)
Вечные образы: словарь культуры (10 часов + 1 р/р + 1 вн/чт)
История: от призвания до восстания (3 часа)
Литература: от горухщи до «Мертвых душ» (2 часа)
«Слово о полку Игореве» (6 часов + 1 р/р)
М. В. Ломоносов (4 часа)
Д. И. Фонвизин (5 часов)
Г. Р. Державин (3 часа + 1 вн/чт)
Н. М. Карамзин (4 часа)
В. А. Жуковский (3 часа + 1 вн/чт)
А. С. Грибоедов (10 часов + 2 р/р + 1 вн/чт)
А. С. Пушкин (26 часов + 2 р/р + 1 вн/чт)
М. Ю. Лермонтов (17 часов + 2 р/р +1 вн/чт)
Н. В. Гоголь (17 часов + 2 р/р + 2 вн/чт)
Резервные уроки (6 часов)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ пп | Разделы | Количество часов[1] | Контроль[2] | |||
ИНМ | УРР | УВЧ | КР | Соч. | ||
1. | Введение | 2 | - | - | - | |
2. | Вечные образы: словарь культуры | 10 | 1 | 1 | 1 | |
3. | История: от призвания до восстания | 3 | - | - | - | |
4. | Литература: от горухщи до «Мёртвых душ» | 2 | - | - | - | |
5. | «Слово о полку Игореве» | 6 | 1 | - | 1 | |
6. | М. В. Ломоносов | 4 | - | - | - | |
7. | Д. И. Фонвизин | 5 | - | - | ||
8. | Г. В. Державин | 3 | - | 1 | - | |
9. | Н. М. Карамзин | 4 | - | - | - | |
10. | В. А. Жуковский | 3 | - | 1 | ||
11. | А. С. Грибоедов | 10 | 2 | 1 | 1 | |
12. | А. С. Пушкин | 26 | 2 | 1 | 1 | |
13. | М. Ю. Лермонтов | 17 | 2 | 1 | 1 | |
14. | Н. В. Гоголь | 17 | 2 | 2 | 1 | |
15. | Резервные уроки | 6 | - | - | - | |
118 | 10 | 8 | 6 | |||
136 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Критерии литературного развития ученика:
- начитанность учащегося, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для него, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге;
- умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения;
- объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы.
Уровни развития разных сторон читательского восприятия:
- эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору);
- активность и объективность читательского воображения – воспроизводящего и творческого;
- постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышление над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев) и синтезирующем (концепция произведения в целом);
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
Умения, связанные с анализом художественного произведения:
- находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение), основную проблему произведения;
- проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении;
- мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования;
- сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции;
- видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста;
- выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах.
Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
- умение выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
- умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
- умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
- умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему;
- умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров, в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
- умение сравнить трактовку роли разными актерами;
- умение, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;
- умение написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения;
- умение написать рецензию на произведение современной отечественной литературы.
Список литературы
Литература для учителя
- Рыжкова Т.В., Сухих И.Н., Гуйс И.И. « Программа по литературе для средней школы (базовый уровень) для 9 класса». Основное общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
- Литература 9 класс. Книга для учителя с тематическим планированием под редакцией И.Н. Сухих, С.П. Белокуровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.
- Мещеряков М. Литература в таблицах и схемах. - 10 изд. - М.: Айрис-пресс, 2014.
- Клюхина И.В. Словарь литературных терминов. - 2-е изд. - М.: Вако, 2014.
Литература для учащихся
- Сухих И. Н. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: основное общее образование (в двух частях). - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Литература. 9 класс: практикум (под редакцией Сухих И. Н., Белокуровой С. П.) – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
№ урока | Сроки проведения | Тема урока | Тип урока[3] | Элементы содержания | Контроль[4] | Примечания | |
план | факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I ЧЕТВЕРТЬ | |||
Введение (2 ч.) |
1 | 4-9 сентября | История и литература: взаимосвязь и противоречия. | ИНМ | История и художественная литература. Художественный образ как источник исторического познания. Периоды развития литературы как вида искусства. | текущий ФО | ||
2 | История и культура: эпохи и направления. | ИНМ | Древность – Средневековье – Новое время – Новейшее время как большие эпохи исторического развития. Античность – Средневековье – Возрождение – ХVII в. – Просвещение – ХIХ в. – ХХ в. как культурные эпохи, их хронологические границы и специфика. | текущий ФО | |||
Вечные образы: словарь культуры (10 + 1 р/р + 1 вн/чт) | |||||||
3 | Герои: типы и сверхтипы. Софокл. «Эдип-царь». | ИНМ | Художественное совершенство искусства Древней Греции, притягательность этого искусства для следующих периодов развития человечества. Древнегреческий театр. Понятия «миф», «мифологическое сознание», «трагедия». Миф как источник творчества. Миф об Эдипе и трагедия Софокла. | текущий ФО | |||
4 | Античная мифология. Царь Эдип: слепота и прозрение. | СЗУ | Миф об Эдипе и трагедия Софокла. Тема судьбы, рока, тяготеющего над человеком. Переосмысление образа Эдипа в Новое время. Открытие Эдипова комплекса и его понимание в ХХ веке. Образ Эдипа в живописи и скульптуре. | текущий ИО | |||
5 | 11-16 сентября | «Божественная комедия» Данте: «смелость изобретения». | ИНМ | Историческая эпоха создания комедии. Личность Данте, его роль в истории итальянской и мировой литературы. «Божественная комедия» как переход от средневекового искусства к искусству Возрождения. Структура мира у Данте. Сюжет и композиция комедии. Символика чисел. Образ Данте в изобразительном искусстве и в русской литературе. | текущий ФО | ||
6 | Любовь небесная и любовь земная: добродетель и грех. | ИНМ | Гуманистическая идея любви как основы жизни и движения человека к высокому идеалу, как единственно верного пути. Понятия «грех», «греховность», «добродетель». Данте, Вергилий и Беатриче. Локальные сюжеты комедии. История Паоло и Франчески. Иллюстрации Доре, Россетти. Лирика Блока, Мережковского, Заболоцкого, посвященная Данте. | текущий ИЗ | |||
7 | Творчество Шекспира. «Гамлет» как трагедия мести. | ИНМ | Эпоха Возрождения, традиции античности в искусстве Возрождения. Гуманизм как основа миросозерцания. Черты эпохи Возрождения в творчестве Шекспира. Сюжет и композиция трагедии Шекспира «Гамлет». Высказывания известных писателей и критиков о трагедии Шекспира и о её главном герое. Шекспировская загадка. | текущий ИО | |||
8 | «Гамлет» как трагедия мысли: путь к разгадке. | ИНМ | «Гамлет» - трагедия гуманизма. Особое место трагедии «Гамлет» в творчестве Шекспира. Ключ к «гамлетовской» разгадке. Развитие конфликта трагедии как поединок Гамлета с Эльсинором и с самим собой. Высота гуманизма и духовная сила Гамлета. Сравнение переводов Шекспира. Экранизации трагедии. | текущий ИО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 18-23 сентября | Гамлет и Дон Кихот: мысль и действие. | ОСЗ | Роман Сервантеса «Дон Кихот»и трагедия Шекспира «Гамлет». Главный конфликт произведения Сервантеса, движущий действие. Трагедия Дон Кихота. Трактовка композиции романа Набоковым. Дон Кихот и Гамлет. «Гамлет» на русской сцене. Различные трактовки образа Гамлета. | текущий ФО | ||
10 | Многоликий Дон Жуан – обольститель и вольнодумец. | ИНМ | Возникновение сюжета о Дон Жуане. Версии образа Мольера и Гофмана, Моцарта и Байрона. Образ Дон Жуана в мировом искусстве. Постановки и экранизации произведений о Дон Жуане. | текущий ФО | |||
11 | Эпоха Просвещения. И.-В. Гёте «Фауст». | ИНМ | «Фауст» Гёте как драма познания. Источники сюжета, историческая основа и художественный вымысел. Обусловленность появления «Фауста» в эпоху Просвещения. Статья Белинского, посвящённая Фаусту. Перекликание монолога Фауста с монологом Гамлета. | текущий ФО | |||
12 | На кругах Фауста: сближения и парадоксы. | СЗУ | Композиция поэмы Гёте. Фауст и Мефистофель: мотив искушения. Фауст как вечный образ: между Гамлетом и Дон Кихотом. Авторская позиция и средства её выражения. Опера Гуно «Фауст». Триптих М. Врубеля «Фауст». | текущий ИО | |||
13 | 25-30 сентября | Сочинение-миниатюра «Современный Дон Кихот». | УРР - 1 | План сочинения. Материалы к сочинению. | тематический сочинение | ||
14 | Гамлет в стихотворениях русских поэтов. | УВЧ - 1 | Образ Гамлета в русской поэзии (А. Блок «Я – Гамлет…», М. Цветаева «Диалог Гамлета с совестью», Б. Пастернак «Гамлет», В. Высоцкий «Мой Гамлет»). | текущий ИЗ | |||
История: от призвания до восстания (3 + 0 + 0) | |||||||
15 | Река времён: кто произвёл великое государство? | ИНМ | Время как непонятный , загадочный, волнующий всех предмет, попытки «расследовать» его и найти ему наглядное, поэтическое определение учёными, философами, писателями и поэтами разных времён и народов. | текущий ФО | |||
16 | Русское русло: Рюриковичи. | ИНМ | Становление Русского государства: принятие христианства, распри князей, монголо-татарское нашествие и борьба за независимость, усиление Московского государства. Фрагменты из исторических произведений Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, Н. И. Костомарова. | текущий ФО | |||
17 | 2-7 октября | Русское русло: Романовы. | ИНМ | Смутное время, избрание Романовых. Алексей Михайлович и Петр Великий – образование нового русского государства. ХVIII в. – утверждение российской монархии. | текущий ФО | ||
Русская история и литература: от Древней Руси до Золотого века (2 + 0 + 0) | |||||||
18 | Древняя Русь: парадоксы историзма. | ИНМ | Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Древнерусская литература: жанры и принципы. Летопись, слово и житие. «Житие Сергия Радонежского» и житийная традиция. Историзм, этикетность и авторская анонимность. Пушкинский Пимен как образ русского летописца-книжника. | текущий ФО | |||
19 | Век Просвещения: в погоне за Европой. | ИНМ | Эволюция литературных направлений конца 18 - первой половины 19 века. Причины, лежащие в основе смены литературных направлений. Теория «трёх штилей» Ломоносова. Основные отличия романтизма и классицизма как литературных направлений. | текущий ФО | |||
«Слово о полку Игореве» (6 + 1 р/р + 0) | |||||||
20 | «Слово о полку Игореве». Книга-феникс: найденная и потерянная. | ИНМ | Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. История открытия и публикации «Слова о полку Игореве». Подлинность рукописи. Роль «Слова о полку Игореве» в русской культуре: переводы и отражения. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
21 | 9-14 октября | Историческая основа «Слова…». | ИНМ | Историческая основа «Слова о полку Игореве».Ипатьевская летопись и «Слово…». Сюжет, композиция и основная идея «Слова…».«Портрет» древнего писателя, особенности его личности. Проблематика «Слова…». | текущий ФО | ||
22 | Летописная история: горькое поражение и странный плен. | ИНМ | Природа в «Слове…». Герои поэмы: образы Игоря, Святослава, Ярославны, Русской земли. Солнечное затмение. Выбор князя Игоря, причины и следствие его решения идти в поход. Плач Ярославны. | текущий ИО | |||
23 | Князь Игорь: героизм и трагедия. | СЗУ | «Золотое слово» Святослава. Патриотическая сущность произведения: призыв к единению русских князей, к собиранию русских земель. Образ Русской земли. Славянские языческие боги, верования. Языческая картина мира и христианское мироздание. Особенности средневекового христианского мировосприятия. | текущий ИО | |||
24 | Автор: искусство видеть мир. Особенности стиля «Слова о полку Игореве». | СЗУ | Проблема авторства. Поэтическое искусство автора. Эпическое и лирическое в «Слове…». «Слово…» и русский фольклор. Государственность и гуманизм как черты русского народного сознания. Патриотизм древнерусской литературы. | текущий ИЗ | |||
25 | 16-21 октября | Семинар по «Слову о полку Игореве». | ОСЗ | Художественные особенности и «загадки» «Слова…». Переводы и переложения «Слова…» в русской поэзии (В. Жуковский, А. Майков, К. Бальмонт, Н. Заболоцкий, А. Чернов, И. Шкляревский и др.). Чтение наизусть отрывков из поэмы. | текущий ИО | ||
26 | Сочинение по «Слову о полку Игореве». | УРР - 2 | Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы из предложенных. План сочинения. Материалы к сочинению. | тематический сочинение | |||
М. В. Ломоносов (4 + 0 + 0) | |||||||
27 | Век Просвещения: в погоне за Европой. Золотой век: концы и начала. | ИНМ | Петровские реформы, их значение и противоречивость. Классицизм как художественное выражение идеологии абсолютной монархии. Патриотический и просветительский пафос, лирическая окрашенность русского классицизма. Стремительное развитие классицистического искусства во 2-й половине XVIII века. Классицизм в архитектуре, живописи и скульптуре. | текущий ФО | |||
28 | Годы: от рыбака до академика. Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. | ИНМ | Жизнь и творчество М.В. Ломоносова. Своеобразие его судьбы. Заслуги М.В. Ломоносова в разных науках. Ломоносов о Петре Первом. А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове. Ода как жанр лирики. Художественное своеобразие од Ломоносова. Ломоносов в Санкт-Петербурге. | текущий ФО | |||
29 | 23-28 октября | Оды: ямбов ломоносовских грома. | ИНМ | Преобразование литературного языка: теория «трёх штилей» М. В. Ломоносова. Реформа стихосложения Ломоносова: силлабо-тоническая система стихосложения и её отличие от силлабической и тонической. Разновидности жанров в классицизме. | текущий ИО | ||
30 | «Вечный памятник» в творчестве М. В. Ломоносова. | СЗУ | «Вечный памятник» в творчестве М. В. Ломоносова. Ритм и характер оды. Статья Сумарокова «Критика на оду». Ода Анакреонта в переводе А. Кантемира и М. Ломоносова. Традиции одического жанра в 19 века и элементы одического пафоса в 20 века. | текущий ИО | |||
Д. И. Фонвизин (5 + 0 + 0) | |||||||
31 | «Сатиры смелый властелин». Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина. | ИНМ | Создание русского театра. Драматургия 18 века и русские драматурги. Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. Фонвизин и театр. Фонвизин - «друг свободы». А. С. Пушкин о Фонвизине. Басня Фонвизина «Лисица - казнодей». Комедия Фонвизина «Бригадир». Фонвизин - публицист. Императрица Екатерина II и Фонвизин. Портрет Фонвизина кисти А. Караффа. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
32 | 23-28 октября | Комедия «Недоросль» как произведение классицизма. | ИНМ | Признаки классицизма в комедии Д. И. Фонвизина. Единство времени, пространства и действия в комедии. Афиша комедии. «Говорящие» фамилии. Авторские ремарки. Два лагеря персонажей комедии. Конфликт между невежественным и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Иллюстрации к комедии «Недоросль». | текущий ФО | ||
II ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
33 | 8-11 ноября | Старинные люди: плоды злонравия. | СЗУ | Отрицательные герои комедии: их жизненные ценности и идеалы, отношение друг другу и другим персонажам, их поступки и их мотивация. Мир Простаковых – мир корыстных, невежественных, ограниченных и бездуховных людей. Невежество Митрофана. | текущий ИО | ||
34 | Историческая судьба идей Стародума. | СЗУ | Положительные герои комедии, схематичность их изображения. Историческая судьба идей Стародума. Утопические идеалы Стародума. Взгляды просвещённых героев на воспитание и образование, на крепостничество, на взаимоотношения между людьми. | текущий ИО | |||
35 | 13-18 ноября | «Недоросль». Другой век: утопия Просвещения. | ОСЗ | Социальное и общечеловеческое содержание образов комедии «Недоросль». Художественное новаторство драматурга. Высокий идеал писателя и нравственный кодекс его положительных героев. Утопия Просвещения. | текущий ИЗ | ||
Г. Р. Державин (3 + 0 + 1 вн/чт) | |||||||
36 | Годы: от капитана до министра. Жизнь и творчество Г. Р. Державина. | ИНМ | Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Заочная экскурсия в музей Державина на Фонтанке. Особенности жанра оды. «Властителям и судиям». Сопоставление с одой А. С. Пушкина «Вольность». | текущий ФО | |||
37 | Оды: истина царям и щука с голубым пером. Своеобразие од Г. Р. Державина. | СЗУ | Преображение жанра оды в поэзии Г. Р. Державина. Отличие от од Ломоносова. Соединение прославления и сатиры, смешение стилей, введение просторечий в высокие жанры, обличение несправедливой власти. Сопоставительный анализ гимна «Гром победы» и «анакреотического» стихотворения «Разлука». | текущий ФО | |||
38 | «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…». | ИНМ | Мотивы искусства и власти, жизни и смерти в лирике Г. Р. Державина. Сопоставление «Памятника» Ломоносова и «Памятника» Державина. Пушкин и Державин. Роль Державина в русской литературе. | текущий ИО | |||
39 | 20-25 ноября | В. Маяковский «Ода революции», А. Вознесенский «Ода сплетникам». | УВЧ - 2 | Преображение жанра оды в XX веке: В. Маяковский «Ода революции», А. Вознесенский «Ода сплетникам». | текущий ИЗ | ||
Н. М. Карамзин (4 + 0 + 0) | |||||||
40 | Н. М. Карамзин: у истоков сентиментализма. | ИНМ | Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Широта и гуманность личности Карамзина – художника слова и историка. «История Государства Российского» как произведение, созданное на века. Демократическая основа сентиментализма как литературного направления. Социальные корни сентиментализма в России. Сентиментализм в изобразительном искусстве. | текущий ФО | |||
41 | «Бедная Лиза»: поэтический мир прозаического произведения. | ИНМ | Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Объективность повествования, общедоступность языка. Начало темы , развиваемой русской литературой в дальнейшем (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский). Сюжет и композиция повести. | текущий ИО | |||
42 | «Бедная Лиза»: поэтический мир прозаического произведения. | СЗУ | Социально-нравственный конфликт повести. Образы героев и повествователя. Художественные детали. Фабула. Роль пейзажа в повести. Язык повести и её стиль. | текущий ИО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
43 | 27 ноября – 2 декабря | Бедная Лиза и бедная Дуня. | ОСЗ | Судьба Лизы. Трагический финал повести. Катарсис. Судьба Дуни. Сходство и различие повестей Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и А. С. Пушкина «Станционный смотритель». | текущий СР | ||
В. А. Жуковский (3 + 0 + 1 вн/чт) | |||||||
44 | В. А. Жуковский. «Он стройно жил, он стройно пел». | ИНМ | Жизнь и творчество В. А. Жуковского. Отличительные особенности поэзии Жуковского. Романтизм как художественное направление. Интерес романтизма к исключительной личности и необычным обстоятельствам. Связи и отличия романтизма, классицизма и сентиментализма. Влияние Байрона на русскую поэзию. | текущий ФО | |||
45 | «Все к размышленью здесь влечёт невольно нас». | ИНМ | Элегия как лирический жанр, его отличительные признаки. Элегия «Вечер». Два перевода элегии Грея «Сельское кладбище». | текущий ФО | |||
46 | «Жизнь и Поэзия одно». | СЗУ | Элегия «Море». Гармония как недостижимый идеал в сознании поэта-романтика. Грусть о неосуществимости человеческих желаний. | текущий ИО | |||
47 | 4-9 декабря | Г. А. Гуковский. «В. А. Жуковский в воспоминаниях современников». | УВЧ - 3 | Личность В.А. Жуковского в истории страны и в литературе. Значение работы Жуковского-переводчика для русской литературы. Жуковский и Пушкин. Заочная экскурсия «Жуковский в Петербурге». | текущий ИЗ | ||
А. С. Грибоедов (10 + 2 р/р + 1 вн/чт) | |||||||
48 | А. С. Грибоедов «Жизнь и смерть Вазир-Мухтара». | ИНМ | А. С. Грибоедов – писатель, музыкант, дипломат (очерк жизни и творчества). Роман Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара». Стихотворение «Участь русских поэтов». Портрет Грибоедова кисти Крамского, портреты Мошкова и Горюнова. Стихотворение «Прости, Отечество!». | текущий ИЗ | |||
49 | А. С. Грибоедов «Жизнь и смерть Вазир-Мухтара». | ИНМ | Тенденции развития искусства, подготовившие появление реализма как особого направления, раскрывающего жизнь в её глубинной правдивости и многообразии проявлений, рождение в русской литературе критического реализма. | текущий ФО | |||
50 | «Горе от ума». Грибоедовская Москва: дом как мир. | ИНМ | Творческая и сценическая история комедии «Горе от ума». Своеобразие композиции (переплетение двух сюжетных линий – общественной и личной), система действующих лиц. Афиша. «Говорящие фамилии» комедии, комическое переосмысление русских дворянских фамилий. Понятие о внесценических персонажах. Экспозиция пьесы. Ремарки. | текущий ФО | |||
51 | 11-16 декабря | «Горе от ума». Грибоедовская Москва: дом как мир. | ИНМ | Общественный конфликт комедии. «Век нынешний» и «век минувший». Фамусовская Москва и Чацкий. Столкновение героя-протестанта и консервативного общества. | текущий ИО | ||
52 | Карикатуры и портреты: 25 глупцов? | СЗУ | Молодое поколение в комедии, разные его представители (Чацкий – Софья – Молчалин – Скалозуб). Их жизненные ценности, стремления и идеалы. Анализ отрывка из письма Грибоедова другу юности Катенину. Понятия «тип в литературном произведении», «карикатура», «портрет». | текущий ИЗ | |||
53 | Карикатуры и портреты: 25 глупцов? | СЗУ | Анализ сцены бала в доме Фамусова, её роль в комедии. Защитники моральных устоев «века минувшего» и Чацкий. Значение второстепенных и внесценических персонажей комедии для понимания смысла произведения. Репетилов как карикатура на Чацкого. | текущий ИО | |||
54 | Русский странник: ум с сердцем не в ладу. | ИНМ | Смысл названия комедии. Различное понимание ума героями комедии. Путь прозрения героя. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Авторское отношение к героям. | текущий ФО | |||
55 | 18-23 декабря | Русский странник: ум с сердцем не в ладу. | СЗУ | Смысл названия комедии. Различное понимание ума героями комедии. Путь прозрения героя. Чацкий и Софья. Чацкий и Молчалин. Авторское отношение к героям. | текущий ИО | ||
56 | «Безумный по всему»: драма главного героя комедии. | ОСЗ | «Русский Гамлет». Чацкий как выразитель мировоззрения декабристов (пропаганда передовых взглядов, защита интересов народа, его языка и т. д.). Независимость, пылкость и благородства Чацкого. Тестовая работа по комедии «Горе от ума». | предварительный ИЗ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
57 | 18-23 декабря | Странная комедия: странствия во времени. Семинар по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | ОСЗ | «Горе от ума» - памятник русской художественной речи. «Горе от ума» в оценке А. Пушкина и А. Герцена. Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Общечеловеческий смысл комедии. Злободневность её звучания в XIX веке и в наше время. Меткий , афористичный язык. Крылатые выражения. | предварительный ИЗ | ||
58 | Е. П. Растопчина «Возврат Чацкого в Москву»; М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Молчалины». | УВЧ - 4 | Е.П. Растопчина «Возврат Чацкого в Москву» или М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Молчалины». | текущий ИЗ | |||
59-60 | 25-27 декабря | Контрольное сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | УРР – 3 и 4 | План сочинения, материалы к сочинению. | тематический сочинение | ||
III ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
А. С. Пушкин (26 + 2 р/р + 1 вн/чт) | |||||||
61 | 11-13 января | А. С. Пушкин. «Благодаренье Богу - ты свободен...». | ИНМ | Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Семья поэта. Лицей как дом: «нам целый мир чужбина». Петербургский период (1817-1820 годы) Счастье странствий: Крым, Молдавия, Одесса. | текущий ФО | ||
62 | Пушкин как «поэт с историей»: творческая эволюция. | ИНМ | Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Дом как чужбина: Михайловское и две столицы. Болдинская осень1833 года. | текущий ИО | |||
63 | 15-20 января | Пушкин как «поэт с историей»: творческая эволюция. | ИНМ | Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина. Последний Петербург: «я числюсь по России». Стихотворения поэтов 20 века, посвященные А. С. Пушкину (Блок, Ахматова, Есенин, Цветаева, Багрицкий, Друнина, Антокольский, Ахмадулина, Самойлов и др.). | текущий ИЗ | ||
64 | Уроки вольности: мгновенье упованья. | ИНМ | Пушкин и декабристы. Свободолюбивая лирика. Ода «Вольность». Черты ломоносовской оды и гражданские мотивы. Свобода как естественное состояние человека. Власть закона как основа благоденствия. «Деревня». Композиция и идея стихотворения. | текущий ФО | |||
65 | Уроки вольности: мгновенье упованья. | ИНМ | Гражданская лирика. Послание (элегия о свободе) «К Чаадаеву» и послание «Во глубине сибирских руд…». Композиция, основные мотивы, слова-сигналы, средства выразительности, идея стихотворений. | текущий ИО | |||
66 | Уроки вольности: мгновенье упованья. | ИНМ | Баллада «Анчар». Лирический сюжет, композиция, основной конфликт и идея стихотворения. Зло в природе и зло социальное. Проблема беспощадной власти и покорного ей подчинения. Средства выразительности. Мотив свободы в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». | текущий ИО | |||
67 | 22-27 января | «Цыганы» как романтическая поэма. | ИНМ | Цикл южных романтических поэм Пушкина. Цыганская тема в творчестве поэта. Овладение понятием «байронический романтический герой», «естественные люди», «вставной эпизод». Композиция поэмы, её конфликт, сюжет и основная идея. Основной лейтмотив – воля. | текущий ФО | ||
68 | Парадокс о воле: воля и своеволие. | СЗУ | Дети природы (цыганы) и продукт цивилизации (Алеко). Способы создания романтического героя. Обобщённо-философский смысл мотива свободы и воли. Воля цыган и своеволие (эгоизм) Алеко. «Цыганы» в восприятии М. Цветаевой. | текущий ИО | |||
69 | Два дивных чувства: любовь и дружество. | ИНМ | Основные этапы становления поэта в любовной лирике, эволюция темы любви. Свобода и любовь в лирике Пушкина.«Погасло дневное светило…», «Предчувствие»,« На холмах Грузии лежит ночная мгла...». Точность и глубина выражения чувства. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
70 | 22-27 января | Два дивных чувства: любовь и дружество. | СЗУ | Любовь как высшая ценность бытия. Одухотворённость, чистота чувства любви, светлая грусть стихотворений о любви. Самоотверженность чувства, любовь-отречение в стихотворении «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Любовь-благоговение в стихотворении «Мадонна». Адресаты стихотворений. | текущий ИО | ||
71 | 29 января – 3 февраля | Два дивных чувства: любовь и дружество. | ИНМ | Дружба как высшая ценность бытия. Понятие «дружество». Стихотворение «19 октября» (1825 года). Жанр, лирический сюжет, композиция, основные образы и идея стихотворения. Неоконченное послание «Была пора: наш праздник молодой…» - размышление о времени и истории. | текущий ФО | ||
72 | Поэт и поэзия: свобода или служение? | ИНМ | Пушкин о назначении поэта и поэзии. Утверждение высокого предназначения поэта. Верность декабристским идеям. Стихотворения «Пророк», «Арион», «Осень». Лирический сюжет, композиция, основные образы и идея стихотворений. | текущий ИЗ | |||
73 | Поэт и поэзия: свобода или служение? | ИНМ | Назначение поэзии судьба поэта в лирике Пушкина. Стихотворения «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту». Лирический сюжет, композиция, основные образы и идея стихотворений. | текущий ИО | |||
74 | Пушкин - философ: раздумья о смысле жизни. | ИНМ | Важнейшие философские категории пушкинского мира. Проблематика философской лирики. Кризис романтического мировоззрения Пушкина и пути его преодоления. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». | текущий ФО | |||
75 | 5-10 февраля | Пушкин - философ: раздумья о смысле жизни. | ИНМ | Ценности пушкинского художественного мира. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». Стихотворения «Каменноостровского цикла». Из Пиндемонти». Ю.М. Лотман «Очерк творчества». | текущий ФО | ||
76 | Пушкин - философ: раздумья о смысле жизни. | ИНМ | Философские раздумья о смысле жизни. Вера в историческую преемственность поколений и в торжество светлых начал жизни – «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». | текущий ИО | |||
77 | «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери». | ИНМ | «Трагедия» как жанр литературы. Смысл заглавия. Сообщения о композиторах Моцарте и Сальери – исторических прототипах драмы. Сюжет и композиция «маленькой трагедии». Характеристика персонажей. Суть трагического конфликта. | текущий ФО | |||
78 | «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери». | СЗУ | Два типа художников. Решение вечных нравственно-философских проблем: о зависти и дружбе, об искусстве и ремесле, о гении и злодействе. Вопросы морали. Нравственные уроки пушкинской пьесы. | текущий ИО | |||
79 | 12-17 февраля | Роман в стихах «Евгений Онегин». «Даль свободного романа». | ИНМ | Болдинская осень 1830 года. Расцвет реализма в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Творческая история романа. Своеобразие композиции и жанра («роман в стихах»). «Онегинская строфа». Ю. М. Лотман «Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | текущий ФО | ||
80 | Роман героев: Онегин - русский европеец; «Татьяна (русская душою)». | ИНМ | Сюжет романа. Широта изображения русской жизни (пушкинская эпоха в романе). Онегин, его искания и стремления. Болезнь века – русская хандра. Онегин как «лишний человек». Углубление понятия о байроническом герое. Онегин и автор. | текущий ИО | |||
81 | Роман героев: Онегин - русский европеец; «Татьяна (русская душою)». | СЗУ | Парадоксы любви. Мир Онегина и мир Татьяны. Татьяна – любимая героиня Пушкина. Деревенская атмосфера и «простонародная старина» в формировании мироощущения героини. Роль няни в формировании характера героини; самобытность характера Татьяны. | текущий ИЗ | |||
82 | «А счастье было так возможно, так близко!..» | СЗУ | Евгений Онегин и Владимир Ленский. Значение образа Ленского в романе. Кульминация романа – сцена дуэли. Причины поединка. Трагическая гибель Ленского как переломный момент в жизни Онегина. Дуэли и дуэлянты в произведениях Пушкина. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
83 | 19-24 февраля | «А счастье было так возможно, так близко!..» | СЗУ | Письмо Татьяны и письмо Онегина (сопоставительный анализ). Объяснения Онегина и Татьяны. Эволюция главного героя романа. Отношение к любви и браку автора и героев. Отношение автора к героям и их поступкам. | текущий ИО | ||
84 | «А счастье было так возможно, так близко!..» | ОСЗ | Итоги жизненного пути Онегина (Онегин в начале и в конце романа). Письмо Онегина. Объяснение Онегина и Татьяны. Цельность и благородная простота характера, естественность и красота духовных устремлений, глубина и искренность чувств Татьяны. | текущий ИО | |||
85 | Роман Автора: энциклопедия души. | ОСЗ | Образ Автора в романе. Автор и Евгений Онегин. Автор и его герои в отношении к обществу, к искусству, к любви… Лирические отступления в художественной системе романа. Пейзаж в романе. | текущий ИЗ | |||
86 | Роман романов: энциклопедия русской литературы. | ОСЗ | Роман Пушкина как энциклопедия русской жизни. Авторское мироощущение в начале и в конце романа. Статья В. Г. Белинского о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» («Сочинения Александра Пушкина»). Очерк Ф.М. Достоевского «Пушкин». | текущий ИЗ | |||
87 | 26 февраля – 3 марта | Абрам Терц «Прогулки с Пушкиным». | УВЧ - 5 | Композиция произведения. Сюжет и фабула. Поэтизация свободного художника, который прокладывает дорогу к обретению литературой независимости. Значение творчества Пушкина для русской культуры. Произведения Пушкина и мировое искусство. | текущий ФО | ||
88-89 | Контрольное сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | УРР – 5 и 6 | План сочинения. Материалы к сочинению. | тематический сочинение | |||
М. Ю. Лермонтов (17 + 2 р/р + 1 вн/чт) | |||||||
90 | Великий поэт: подтвердив своей судьбою строчку. | ИНМ | Жизнь и творчество Лермонтова. Детство и юность поэта. Лермонтов - дуэлянт. Высказывание о Лермонтове его современников. Лермонтов в Петербурге. Заочная экскурсия в Тарханы. | текущий ФО | |||
91 | 5-10 марта | Строптивый корнет: пока не требует поэта. | СЗУ | «Автобиографические заметки» Лермонтова. Произведения отечественной культуры - реминисценции на произведения Лермонтова. Просмотр эпизода х/ф «Сто дней после детства» и его обсуждение. Чтение учащимися любимых стихотворений Лермонтова. | текущий ФО | ||
92 | Лирический герой: смерть и жизнь поэта. | ИНМ | Образ лирического героя Лермонтова. Мотив одиночества. Стихотворение «Смерть Поэта». История создания стихотворения, его композиция и конфликт. Поэт и светская чернь. Лексика стихотворения. «Партитура чувств» лирического героя. | текущий ИО | |||
93 | Лирический герой: смерть и жизнь поэта. | ИНМ | Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. Стихотворения «Кинжал», «Поэт». Композиция стихотворений, их связь. Стихотворение «Пророк», его сопоставление с «Пророком» Пушкина. | текущий ИЗ | |||
94 | Тяжба с миром: любовь и ненависть. | ИНМ | Непримиримый конфликт с миром. Стихотворения «Отчего», «Благодарность», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Монолог». | текущий ФО | |||
95 | 12-17 марта | Тяжба с миром: любовь и ненависть. | ИНМ | Лермонтов о времени и о судьбе своего поколения. Стихотворение «Дума». Тема , конфликт и ключевые мотивы, средства выразительности. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» | текущий ИО | ||
96 | Поиски выхода: земля и небо. | ИНМ | Поиски поэтом духовной и душевной опоры. Две точки зрения на отношение Лермонтова к религии, Богу. Религиозность Лермонтова. Стихотворения «Молитва» (1837 и 1839 г.). | текущий ФО | |||
97 | Поиски выхода: земля и небо. | ИНМ | Природа и Родина в лирике Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Выхожу один я на дорогу…», «Родина». | текущий ИЗ | |||
98 | Роман «Герой нашего времени»: «за стеной Кавказа». | ИНМ | Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова. История создания романа «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Предисловие. Особенности жанра романа. Специфика русского романа и «Героя нашего времени». | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
99 | 19-23 марта | Спиральная композиция: герой «в зеркалах Кавказа». | ИНМ | Роль композиции в раскрытии образа Печорина (нарушение хронологической последовательности глав, смена рассказчиков, значение второстепенных действующих лиц, картины природы). | текущий ФО | ||
100 | Странный человек: грани скуки. | СЗУ | Повесть «Бэла». «Странный человек» Печорин и горцы. Печорин и Бэла. Противоречивость портрета главного героя. Психологический портрет Печорина, его новаторское значение. Статья В. Г. Белинского, посвященная роману «Герой нашего времени». Роль пейзажа в повести. | текущий ИО | |||
101 | Странный человек: грани скуки. | СЗУ | Новелла «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч. Восприятие Печорина Максимом Максимычем и странствующим офицером. Новелла «Тамань». Печорин в кругу «честных контрабандистов». Роль пейзажа в новеллах. | текущий ИЗ | |||
102 | Внутренний человек: парадоксы психологизма. | ИНМ | Повесть «Княжна Мери» из дневника Печорина. Печорин и «водяное общество». Печорин и Грушницкий. Сцена дуэли из спектакля Анатолия Эфроса «Страницы журнала Печорина». | текущий ФО | |||
IV ЧЕТВЕРТЬ | |||||||
103 | 2-7 апреля | Внутренний человек: парадоксы психологизма. | СЗУ | Дружба и любовь в жизни Печорина. Печорин и Вернер. Сходства и различия. Женские образы романа. Мери и Вера. | текущий ИЗ | ||
104 | Внутренний человек: парадоксы психологизма. | СЗУ | Повесть «Фаталист». Размышления автора и героя о смысле человеческой жизни. Тема судьбы в романе. Композиция повести «Фаталист». Финальный эпизод спектакля Эфроса «Страницы журнала Печорина». | текущий ИО | |||
105 | Герой и автор: несходство и родство. | ОСЗ | Авторское отношение к герою. Автор и Печорин - что их сближает? Нравственные проблемы романа: вопросы жизни и смерти, предназначения человека, его социальной активности, границ человеческой воли, ответственности за свою судьбу. Психологизм творчества М. Ю. Лермонтова. | текущий ФО | |||
106 | Вечный образ: «лишний человек »или русский Гамлет? | ОСЗ | Писатели и критики 19 века о Гамлете. Печорин и Гамлет. Тема «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Печорин. Статья В. Г. Белинского, посвящённая роману М. Ю. Лермонтова («М. Лермонтов. «Герой нашего времени»). | текущий ИЗ | |||
107-108 | 9-14 апреля | Контрольное сочинение по роману М. Ю. Лермонтова или рецензия на экранизацию произведения Лермонтова. | УРР – 7 и 8 | Просмотр отрывков из фильмов «Княжна Мери», «Бэла» или «Герой нашего времени». План сочинения. Материалы к сочинению. | тематический сочинение или рецензия | ||
109 | Писатели и поэты 19-20 веков о М.Ю. Лермонтове. | УВЧ - 6 | Произведения Павла Антокольского, Анны Ахматовой, Беллы Ахмадулиной, посвящённые М. Ю. Лермонтову. | текущий ИЗ | |||
Н. В. Гоголь (17 + 2 р/р + 2 вн/чт) | |||||||
110 | Гоголёк: весёлый меланхолик; непонятный пророк. | ИНМ | Жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя. Взгляды и чувство юмора Гоголя. Общая характеристика творчества (с обобщением ранее изученного). | текущий ФО | |||
111 | 16-21 апреля | Гоголёк: весёлый меланхолик; непонятный пророк. | СЗУ | Жизненный и творческий путь Н. В. Гоголя. Взгляды и чувство юмора Гоголя. Общая характеристика творчества (с обобщением ранее изученного). | текущий ИО | ||
112 | Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков. Образ целого. | ИНМ | Поэма «Мёртвые души». Замысел поэмы, история создания и смысл названия. «Божественная комедия» Данте и поэма Н. В. Гоголя. Многозначность понятия «мёртвые души». Противопоставление физического, телесного и духовного начал в поэме Н. В. Гоголя. | текущий ФО |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
113 | 16-21 апреля | Поэма: Гомер, Данте, Сервантес и Чичиков. Образ целого. | СЗУ | Особенности жанра и композиции поэмы «Мёртвые души». «Божественная комедия» Данте и «Мертвые души». Мотив дороги в произведениях Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина, А. Н. Радищева, М. Ю. Лермонтова и др. Образ главного героя, особенности его изображения. | текущий ФО | ||
114 | Портреты помещиков: смех и страх. | ИНМ | Изображение поместной России. «Помещичьи» главы – галерея помещиков. Понятие «тип». Обобщающее значение образов помещиков, приёмы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога и др.). | текущий ФО | |||
115 | 23-28 апреля | Образы помещиков. | СЗУ | «Праздный мечтатель» Манилов и «дубинноголовая Коробочка. Приёмы изображения героев. «Говорящие фамилии» помещиков. | текущий ИО | ||
116 | Образы помещиков. | СЗУ | «Исторический человек» Ноздрёв и «кулак» Собакевич. Приёмы изображения героев. «Говорящие фамилии» помещиков. | текущий ИО | |||
117 | Образы помещиков. | СЗУ | Плюшкин – «прореха на человечестве». Особое значение образа Плюшкина, приёмы создания его образа. Разные трактовки фамилии героя. | текущий ИО | |||
118 | Картины губернского города NN и столицы. | ИНМ | Город N – царство чиновников. Чичиков и городские чиновники. Контраст живого и мертвого, физического и духовного в поэме. Образ города: исключительного или обыкновенного? Жизнь в городе. Жители города. Отличие жизни горожан от жизни помещиков. Образ Чичикова. | текущий ФО | |||
119 | 30 апреля – 5 мая | Картины губернского города NN и столицы. | СЗУ | Бал в городе N. Крах Чичикова. Роль «Повести о капитане Копейкине» в композиции поэмы. Изображение Петербурга в поэме. Чёрствость и равнодушие сановников к судьбе инвалида. Бездушие властей. | текущий ИО | ||
120 | Герой: подлец - приобретатель или воскресшая душа? | ИНМ | Чичиков как герой новой эпохи. Биография Чичикова. Портрет. Отличие от героев - помещиков. Контраст живого и мертвого, физического и духовного в поэме. | текущий ФО | |||
121 | Герой: подлец - приобретатель или воскресшая душа? | СЗУ | Чичиков как герой новой эпохи. Биография Чичикова. Портрет. Отличие от героев - помещиков. Контраст живого и мертвого, физического и духовного в поэме. | текущий ИО | |||
122 | Образы крестьян и образ Руси в поэме «Мертвые души». | ИНМ | Смысл образа дороги в поэме «Мертвые души». Живая Русь в поэме. Народ и Родина. Значение лирических отступлений в поэме. Тема и пафос лирических отступлений в поэме Гоголя. | текущий ФО | |||
123 | 7-12 мая | Образы крестьян и образ Руси в поэме «Мертвые души». | СЗУ | Образ автора. Пафос лирических отступлений. Единство лирического и сатирического начал как воплощение авторского замысла. | текущий ИО | ||
124 | Стиль: слова и краски. | СЗУ | Приемы, приближающие язык лирических отступлений к поэтическому. Особенности языка поэмы. | текущий ФО | |||
125 | Поэма Гоголя «Мертвые души» и современность. | ОСЗ | Актуальность проблематики гоголевской поэмы, её современное звучание. Библейские мотивы произведения. | текущий ИО | |||
126 | Поэма Гоголя «Мертвые души» и современность. Обобщение изученного. | ОСЗ | Раздумья писателя о судьбе России в период создания второго тома «Мёртвых душ». Полемика с В. Г. Белинским. Трагедия писателя. Закономерное отражение мировоззрения художника в стиле его творений. Тестовая работа. | текущий ИЗ | |||
127-128 | 14-19 мая | Контрольное сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | УРР – 9 и 10 | План сочинения. Материалы к сочинению. | тематический сочинение | ||
129-130 | М.А. Булгаков «Новые похождения Чичикова». | УВЧ – 7 и 8 | М.А. Булгаков. Поэма в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом «Новые похождения Чичикова». | текущий ИЗ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Резервные уроки | ||||||||
131-135 | 21-25 мая | Резервные уроки. | ОСЗ | Значение литературы в развитии общества и в жизни человека. Обобщение изученного в 9-ом классе. Тематика и проблематика изученных произведений. | ||||
136 | Итоговый урок. | Подведение итогов года. Комментирование четвертных и годовых оценок. Рекомендации для чтения художественной литературы в летние каникулы. |
[1] ИНМ – изучение нового материала; УРР – урок развития речи; УВЧ – урок внеклассного чтения.
[2] КР – контрольные работы; Соч. – сочинения.
[3] Условные обозначения: ИНМ – изучение нового материала; СЗУ – совершенствование знаний и умений; ОСЗ – обобщение и систематизации знаний; УРР – урок развития речи, УВЧ – урок внеклассного чтения.
[4] Условные обозначения: ИО – индивидуальный опрос; ФО – фронтальный опрос; ИЗ – индивидуальное задание; СР – самостоятельная работа; КР – контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (к учебнику-хрестоматии под ред В.Я. Коровиной)
Программа на 70 часов...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.
Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....
Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....
Рабочая программа по литературе 9 класса под ред.И.Н.Сухих
Рабочая программа, представленная мною на сайте, даёт возможность воспитывать в детях любовь к слову. Развивает творческие способности. Формирует читательские интересы....
Рабочая программа по литературе 9 класса под ред.И.Н.Сухих
Рабочая программа, представленная мною на сайте, даёт возможность воспитывать в детях любовь к слову. Развивает творческие способности. Формирует читательские интересы....