Конспект урока "Виды глагола" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кулябина Светлана Игоревна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass._vidy_glagola.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Виды глагола

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч. 2 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. С. 109-112

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового материала

Цели:

  • познакомить с грамматической категорией – вид глагола;
  • научить определять виды глагола;
  • воспитывать любовь к русскому языку, обогащать словарный запас.

Задачи:

  • проверить д/з, повторить ранее пройденные темы (морф. разбор);
  • объяснить новый материал (категория вида);
  • объяснить значение СВ и НСВ, способы образования видов глагола, видовые пары.
  • развивать умение обобщать, анализировать, делать вывод;

Ход урока

I. Организационный момент

На перемене перед уроком записываю на доске число и тему урока. Звонок. Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Светлана Игоревна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

II. Проверка домашнего задания

- Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Вам были заданы упр. 627 и 629.

В упр. 627 требовалось записать глаголы, данные в скобках, в неопределенной форме. Для начала повторим: что такое н.ф. глагола? (Н.ф. глагола (инфинитив) – исходная форма глагола, обозначающая действие вне связи с его субъектом (лицо, число, время и наклонение)). Проверяю упражнение по цепочке с 1 парты. Интересуюсь, знают ли ученики, чем известен П.И. Чайковский (композитор). К сожалению, никто ничего не знал о Чайковском (даже о  «Щелкунчике»).

Стараться, трудиться, избегать, читать, не увлекаться, нравиться, пленять, не смущаться, не воображать.

Разбор под цифрой «3» (привлекательно) на доске.

Привлекательно (было) – кр. прил.

1. (Каково?) привлекательно

Н.ф. - привлекательный

2. Пост. признаки: качественное; непост.: ед.ч, ср.р., краткое

3. Настоящее было привлекательно (часть СИС)

(У отвечающего: наречие, вопрос как. Но пост. и непост. признаки были определены как у кр. прилаг.)

- В упр. 629 вам требовалось вставить подходящие по смыслу глаголы-антонимы. Кто мне скажет, что такое антонимы (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)?

Итак, пожалуйста, 1 предложение (продолжая спрашивать по цепочке с того ученика, на котором остановились в предыдущем упр.).

(Во 2 и 3 предложениях необходимо объяснить знаки препинания).

1. Умел потерять, умей и найти. 2.Плохо медлить, но и спешить не стоит. 3. Надо трудиться, а не лениться. 4. Любишь брать, люби и отдавать. 5. Умеешь ссориться, научись и мириться.

III. Изучение нового материала. Работа с учебником (первичное закрепление нового материала).

- Ребята, открываем тетради, записываем число (21 апреля), классная работа. И у нас сегодня изучение новой темы – виды глагола.Откройте учебник на стр. 109 § 111. Все нашли? Перед нами две картинки. Под какой картинкой вы подпишите «Дети решали задачу», а под какой – «Дети решили задачу»?

- Как вы думаете, какая разница в значении между глаголами решали и решили? (Решили – ребята достигли результата, решали – показывает нам, чем ребята занимались. Мы не знаем, достигли они результата или нет).

- Итак, глаголы у нас бывают двух видов – совершенного и несовершенного. Записываю на доске в два столбика:

Несовершенный вид (НСВ)

Что делать?

Совершенный вид (СВ)

Что сделать?

- Ребята, попробуем задать вопрос (прошу рассмотреть таблицу на стр.109; и поставить вопросы к глаголам).

Вопросы к видам глаголов легко запомнить. Глаголы совершенного вида (СВ) отвечают на вопросы что сделать? (что сделал? что сделаю?). Оба слова: совершенный и сделать – начинаются на букву с, они означают, что действие совершено.

Глаголы несовершенного вида (НСВ) отвечают на вопросы что делать? (что делал? что делаю? что буду делать?). Они означают, что действие еще не совершено, а совершается, совершалось, будет совершаться.

На доске под видами глаголов записываю соответствующие вопросы.

- Как вы думаете: почему глагол совершенного вида не употребляется в настоящем времени? (Потому что глаголы СВ обладают значением завершенности чего-либо).

Итак, у глаголов СВ есть только два времени: прошедшее и будущее. Настоящего времени у глаголов этого вида нет, потому что они означают завершенное действие в прошлом или то, которое будет завершено в будущем. Если действие завершено, значит, оно уже ушло в прошлое, речь идет о прошедшем времени.

     Задание 1. Зачитаю слова; прошу записать глаголы в два столбика (НСВ и СВ). 1 вариант зачитывает глаголы несовершенного вида, 2 вариант – совершенного вида. (Проверяя, задаем вопрос).

Считать, читать, писать, ровнять, кричать, подвинуть, присвоить, узнать, выстаивать, приготовить, сооружать, приближать, уговаривать, высмотреть, прилаживать.

1 вариант. НСВ (что делать?)

2 вариант. СВ (что сделать?)

считать

читать

писать

ровнять

кричать

выстаивать

сооружать

приближать

уговаривать

прилаживать

подвинуть

присвоить

узнать

приготовить

высмотреть

Записываем в тетрадь по теории:

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что буду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю?

IV. Закрепление нового материала

1. - Откройте учебник на стр. 110, упр. 638 (делаем устно, затем записываем)

Жну – сожну, кошу – накошу, сею – посею, поливаю – полью, пишу – напишу, рисую – нарисую, черчу – начерчу.

Комментарий:

- Обратите внимание на то, что все глаголы НСВ, за исключением глагола поливаю, бесприставочные, а глаголы СВ – с приставками.

2. Упр. 639. Делаем письменно. Проверяю по цепочке с последней парты. Первое предложение под цифрой «4».

 (Солнце день-деньской печет / повест., невоскл., прост., распр., неослож.).

Словосочетания с глаголами НСВ: день-деньской печет; целый день стоит (глаголы наст.вр.); все утро шел (глагол прош.вр.). Словосочетания с глаголами СВ: вдруг застучали (глагол прош.вр.); да как сразу грянет (глагол буд.вр. в значении прош.вр.).

В предложении В полях, не кошенных косой, все утро дождик шел косой есть слова одинаковые по звучанию и написанию. Слова с совпадающими формами – омоформы».

Комментарий:

- Слова, зависящие от глаголов, помогают определить их вид. От глаголов НСВ зависят слова, обозначающие продолжительность действия; от глаголов СВ – слова, обозначающие внезапность действия.

Для выполнения задания 2, вызываю к доске двух учеников. Один записывает глаголы НСВ, другой – СВ (продолжаем заполнять столбики). Прошу определить время.

Поют, решал, растают, беречься, состязаются, выступил, сорвали, ловишь, ныряла, смеялся, напишешь, высушит, соревновались, тренируемся, пойти, спотыкаться, повеяли.

НСВ

СВ

поют (наст.вр.)

решали (прош.вр.)

беречься (н.ф.)

состязаются (наст.вр.)

ловишь (наст.вр.)

ныряла (прош.вр.)

смеялся (прош.вр.)

соревновались (прош.вр.)

тренируемся (наст.вр.)

спотыкаться (н.ф.)

растают (буд.вр.)

выступил (прош.вр.)

сорвали (прош.вр.)  

напишешь (буд.вр.)

высушит (буд.вр.)

пойти (н.ф.)

повеяли (прош.вр.)

 - Вернемся к глаголам НСВ и попробуем образовать от них глаголы СВ. (Совместно образовываем слова; записываю на доске, ученики в тетрадях). 

Поют – споют (приставка), решали – решили (суффикс), беречься – поберечься (приставка), состязаются – посостязаются (приставка), ловишь – наловишь (приставка), ныряла – нырнула (суффикс), смеялся – засмеялся (приставка), соревновались – посоревновались (приставка), тренируемся – потренируемся (приставка), спотыкаться – споткнуться (суффикс).

Ввожу понятие видовых пар (записываем в тетради по теории).

Глаголы СВ с глаголами НСВ образуют видовые пары при помощи приставок и суффиксов.

Упр. 641, делают самостоятельно, затем проверяем. Пока ученики делают упр., записываю д/з на доске. Необходимо обратить внимание на суффикс -ну- (бывает только у глаголов СВ, значение однократности, мгновенности).

Шагнуть (св) – шагать (нсв), толкать (нсв) – толкнуть (св), мелькать (нсв) – мелькнуть (св), капнуть (св) – капать (нсв), кашлянуть (св) – кашлять (нсв), чихнуть (св) – чихать (нсв), зевать (нсв) – зевнуть (св), глотать (нсв) – глотнуть (св), кивать (нсв) – кивнуть (св).

Объединить (св) – объединять (нсв), включить (св) – включать (нсв), вычерчивать (нс) – вычертить (св), прогуляться (св) – прогуливаться (нсв), расступаться (нсв) – расступиться (св), выкрикнуть (св) – выкрикивать (нсв), восставать (нсв) – восстать (св).

V. Подведение итогов

- Ребята, сегодня мы с вами говорили о двух видах глагола.

 1. Кто мне их назовет? (Глаголы совершенного и несовершенного вида).

2. На какие вопросы они отвечают? (что делать? и что сделать?).

3. Как мы можем их распознать в тексте? (С помощью приставок и суффиксов, и слов, которые зависят от глаголов).

VI. Домашнее задание

Упр. 643, 645; §111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Конспект урока "Глагол "To be" в прошедшем времени"

Конспект открытого урока английского языка....

Конспект урока "Глагол Can" 2 класс

по программе Биболетовой...

Конспект урока 8 класс коррекционной школы "закрепление знаний по теме "Глагол"

Конспект урока по предмету "Грамматика, правописание и развитие речи" в 8 классе коррекционной школы. Урок предполагает закрепление знаний по теме "Глагол". Цель урока систематизир...

Конспект урока 2 класс( глагол to be)

На данном уроке дети повторят изученные ранее местоимения и выучать новую тему...

Конспект урока 6 класс по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Конспект урока для 6 класса по теме "Разноспрягаемые глаголы"...