Мастер - класс "Эпиграфы на уроках русского языка"
статья по русскому языку

Аносова Татьяна Александровна

Эта работа рассказывает о том, как можно использовать испоьзовать эпиграфы на уроках русского языка не только в образовательных целях, но и в воспитательных целях. Приводятся примеры эпиграфов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_epigrafy_.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Аносова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы                                    МКОУ Аносовская СОШ село Аносово Усть – Удинского района Иркутской области  

   Мастер – класс.                                                                                                Эпиграфы на уроках русского языка.

      Одним из требований ФГОС по русскому языку является освоение выпускниками школы базовых понятий лингвистики,  развитие у них умения опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы языка адекватно ситуации речевого общения. Думается, этим объясняется необходимость написания выпускниками девятого класса сочинения на лингвистическую тему. Как их научить достойно выполнить эту работу? Убеждена: одним из эффективных средств является использование эпиграфа на лингвистическую тему. Он вводится в начале урока, становится «организатором» внимания, настраивает на предстоящую работу. В качестве эпиграфа можно взять пословицы и поговорки, мудрые мысли, высказывания писателей о языке, перекликающиеся с темой урока.                                                                                                        

     В 7 классе при изучении темы «Причастие как часть речи» на доске, например, записан эпиграф: «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» (В.И. Даль). После чтения высказывания задаю вопрос: «Почему именно эти слова написаны на доске?» Учащиеся высказывают свою точку зрения. Верной будет та, в которой прозвучит мысль об изучении на уроке части речи, имеющей отношение и к глаголу, и к прилагательному.     Одним из условий познавательной активности на этапе объяснения нового материала являются вопросы учителя и учащихся. Например, в 5 классе при изучении темы «Сказуемое»  в качестве эпиграфа используются слова Г. Павловского: «Сказуемое есть неограниченный властитель, царь предложения ». подчеркнув грамматическую основу в предложении В сумерках прошла гроза с градом, учащиеся отвечают на вопрос учителя: «Почему слово прошла является царем предложения?» Сказуемое вместе с зависимыми словами образует как бы каркас предложения и выражает тему предложения – его смысловой центр, т. е. мысль принадлежит сказуемому. Значит, слово прошла – «царь» предложения.                                                                                                                      Примерные эпиграфы:                                                                                                                      Да будут честь и слава нашему языку (Н.М.Карамзин)                                                                    Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык. (Пифагор).        Кто не знает чужих языков, тот не имеет понятия о своем. (Гете).                                           Богатство языка есть богатство мыслей. (Н.М.Карамзин).                                                                     Слово - великое орудие жизни. (Короленко).                                                                                       Все народы меняются словами и занимают их друг у друга. (В.Г.Белинский).                                 Имя существительное – хлеб языка. (Л. Успенский)                                                                                           Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу (о причастиях). (М.В.Ломоносов)                                                                                                                          Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки,  заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении. Про такого человека говорят, что он знает язык до корня. (Н.Асеев)                                                                                                  Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла (К. И.Чуковский)                                                                                                                Всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего. (К.Д.Ушинский)

   Эпиграф может быть и эмоциональной зарядкой. Мои учащиеся (5 -6 кл) любят выразительное чтение  хором (это важно!) в самом начале урока ярких высказываний Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, К.Г. Паустовского и др. Конечно, не все уроки  так начинаются, но два – три раза в неделю ребята после установки: «Прочтем вместе выразительно высказывание А.Н. Толстого о русском языке» - по сигналу начинают читать. При этом нужно понятными для детей движениями рук показывать паузу, повышение голоса и т.д. Я как бы дирижирую произносительным оркестром – дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно на всю жизнь запоминая их, и учатся выразительному чтению. Эта эмоциональная зарядка – как камертон, на звучание которого настраивается весь урок. Высказывания о русском языке есть в учебнике и в других источниках. Их подбираю не только я, но и дети. На основе таких материалов могут создаваться альбомы, книжки – самоделки  и т д.

   Для эмоциональной зарядки к разделу «Фонетика» можно использую такие высказывания:                                                                                                                                       Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд. (К.Паустовский)                                                                                          Слово – одежда всех фактов, а звук - одежда слова. (М.Горький)                 Необыкновенный  язык наш есть ещё тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться с быстротой поражающей. (Н.Гоголь)                                                        

   Для первых вводных уроков подойдет такое высказывание о русском языке:                           Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Толстой)          

   В каждой школе сталкиваются с проблемой низкой мотивацией учащихся и иногда на какие только ухищрения не идёшь лишь бы ребёнок учился. Для реализации воспитательной цели использую такие цитаты:

 Мы мало видим, знаем,/  А счастье только знающим дано… (И. Бунин)                                                Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. (И – В Гёте)                                                                     Без знаний ты как муха слаб,/   Со знаньем – властелин   (восточная мудрость)          Корень учения горек, до плод его сладок (пословица)                                                                                     Наука в лес не ведет, а из леса выводит (пословица)                                                          Только образованные люди свободны (Эпиктет) и др.                                                             Труд устраняет, скуку, порок и нищету. (Вольтер)                                                                                 Можно приводить много примеров, так как я коллекционирую высказывания.                           Все эти эпиграфы являются не только украшением урока, но могут быть  и ступенькой (или толчком) к формулированию темы урока.   Использую и как  орфографическую, и синтаксическую  разминку. На месте пропуска  учащиеся вставляют буквы, объясняют орфограммы или пунктограммы.      Например, задание к эпиграфу:  «Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». (Ф. Аквинский) – найдите грамматическую основу, расставьте недостающие знаки препинания.     Вот пример начала  урока «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»: «Давайте прочитаем эпиграфы к уроку. Найдите наречия. Слитно или раздельно напишите наречия?  Быть сильным хорошо, быть умным – лучше в?двое.  Всякое дело трудно выполнять в?одиночку.  Делано на?спех, а сделано на ?смех. Пословицы» Какая пословица будет вашим девизом на сегодняшнем уроке?» На уроках развития речи «Описание по сюжетным юмористическим картинкам» помогает высказывание Марка Твена «Юмор приводит в действие механизм мысли».

  Убеждена: работа с эпиграфом развивает у школьников способность к речевому взаимодействию, потребность в речевом самосовершенствовании. Этот прием обогащает материал урока, заставляет учеников думать и высказывать свои мысли, не дает потеряться в теме. Эпиграф служит не только обучающей, но и развивающей, воспитательной цели урока. Учащиеся начинают требовательнее относиться к своей речи, расширяется их словарный запас, содержательнее становятся творческие работы. Развивается умение школьников писать сочинения на лингвистические темы                          

                                     Использованная литература.

1.Курбанова Н.К. Эпиграф к уроку как средство организации речевой деятельности учащихся на уроках русского языка. РЯШ №1, 2014.                                                                   2.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. 5 класс. М., Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка»

Мастер-класс «Применение метода  интеллект-карт на уроках русского языка»Слайд № 1.В целях повышен...

Мастер-класс "Разнообразие форм контроля знаний на уроках русского языка и литературы"

Мастер-класс для педагогов«Это я умею делать лучше всего»...

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...